Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………….............................3
ГЛАВА 1. Бюджет как элемент финансовой системы России……………5
1.1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система РФ…........5
1.2. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы консолидированного бюджета…………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета…………………………………………………….................................38
2.1. Приоритеты бюджетной политики в области доходов………………………………………………….......................................38
2.2. Приоритеты бюджетной политики в области расходов……........41
Заключение……………………………………………….......43
Список использованной литературы...................................45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Финансы.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….............................3

ГЛАВА 1. Бюджет как элемент финансовой системы России……………5 

            1.1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система РФ…........5 
         
1.2. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы                              консолидированного бюджета…………………………………………………..14    

ГЛАВА 2. Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета…………………………………………………….................................38

             2.1. Приоритеты бюджетной политики в области доходов………………………………………………….......................................38

           2.2. Приоритеты бюджетной политики в области расходов……........41

Заключение……………………………………………….......43

Список использованной литературы...................................45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЕДЕНИЕ

       Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

       Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

       Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

       Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

       Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Бюджет как элемент  финансовой системы  России.

       1.1. Бюджет, бюджетное  устройство и бюджетная  система Российской Федерации. 

       Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

       Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями (учреждениями) и населением, называются бюджетными. Они регулируются Бюджетным кодексом. Эти отношения являются частью финансовых отношений, но имеют определенную специфику.

       Бюджетные отношения в процессе 
функционирования получают соответствующее им 
материально-вещественное воплощение; материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и определяется такими факторами, как:

  • уровень развития экономики;
  • методы хозяйствования на предприятиях;
  • решаемые обществом экономические и социальные задачи;
  • масштабы намечаемых структурных изменений в народнохозяйственных пропорциях и т.п.

       Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием бюджетного фонда и целевым использованием средств на выполнение государством всех возложенных на него функций. Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется посредством выполняемых функций (см. Рис. 1.1).

    Бюджет государства – основной финансовый план формирования и использования централизованного фонда денежных средств государства

Основные  функции

Основные элементы

 

    Распределительная                     Формирование и использование денежных средств государства

     в целях обеспечения государством функций и задач

 Влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание 

    Регулирующая темпов его развития, усиление или ослабление накопления капи-

      тала, расширение или уменьшение платежеспособности посредс-

                                                         твом применения налогов 

     

 

    Контрольная                                Обеспечение законности формирования   денежных средств                                                                                              

      государства и использование их по целевому назначению

 

    Доходы  бюджета государства                                        Расходы бюджета  государства 

      Основные формы

Налоговые доходы Финансирование:

Неналоговые доходы - экономики

Доходы целевых  бюджетных фондов - социальной сферы

      - обслуживания государственного  долга

                                  - обороны

      - управления

Рис. 1. 1. Сущность государственного бюджета  

             Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

        Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

       БК  РФ дает следующее определение  бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным   устройством, законодательными    актами, ролью и значением бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной её задачей было                                                                                                   обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий. Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и государственным устройством РФ.                                                                                                                        

          

       Бюджетное устройство включает:

-   Организацию  бюджетной системы

-    Принципы её построения.

       В федеративном государстве функционирует, как правило, многоуровневая бюджетная система. Это связано с тем, что 
большая по территории страна существенно 
дифференцирована по доходам населения и 
расходам, по стандарту жизни и другим 
факторам. В основу бюджетной системы РФ 
положено федеративное устройство государства, которое реализуется через бюджетный федерализм. Бюджетный федерализмэто механизм, который представляет собой отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, по поводу разграничения бюджетных полномочий расходов и доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территориях субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.

Информация о работе Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета