Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Введение……………………………………………………….............................3
ГЛАВА 1. Бюджет как элемент финансовой системы России……………5
1.1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система РФ…........5
1.2. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы консолидированного бюджета…………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета…………………………………………………….................................38
2.1. Приоритеты бюджетной политики в области доходов………………………………………………….......................................38
2.2. Приоритеты бюджетной политики в области расходов……........41
Заключение……………………………………………….......43
Список использованной литературы...................................45
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.); расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.); расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С
помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы: расходы на народное хозяйство и поддержку экономики; расходы на социально-культурные нужды; военные расходы; расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
Такое
деление государственных
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Перечисленные
группы расходов определены по предметному
признаку. Но, как уже упоминалось, государственные
расходы можно классифицировать и по другим
признакам (по роли в воспроизводственном
процессе, по целевому назначению и др.)
Согласно
функциональной классификации система
бюджетных расходов формируется в зависимости
от характера функций, возложенных на
органы власти. Первым
уровнем функциональной классификации
расходов бюджетов РФ являются разделы,
определяющие расходование бюджетных
средств: на государственное и местное
управление, средств на выполнение функций
государства и др. Каждый из блоков включает
конкретные направления использования
бюджетных средств. Второй
уровень классификации – подразделы,
конкретизирующие направление бюджетных
ассигнований на осуществление деятельности
государственных и местных органов власти
в определенной области. Классификация
целевых статей расходов федерального
бюджета образует третий
уровень функциональной классификации
и отражает финансирование расходов бюджетов
по конкретным направлениям деятельности
главных распорядителей средств бюджетов
в пределах подразделов функциональной
классификации расходов бюджетов РФ. Классификация
видов расходов бюджетов образует четвертый
уровень функциональной классификации
расходов бюджетов РФ и детализирует направление
финансирования расходов бюджетов по
целевым статьям расходов бюджетов.
Итак, согласно определению, данному в БК РФ, консолидированный бюджет территории используется для расчетов и анализа. Для эффективного функционирования и управления бюджетами в субъектах Федерации в условиях децентрализации бюджетных ресурсов, на мой взгляд, необходимо ввести понятие «система бюджетов субъекта Российской Федерации». Она включает совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов на его территории.
Для усиления стабильности бюджетной системы следует в первую очередь обеспечить стабильность налоговой системы и бюджетных процедур, предсказуемость структуры бюджетных расходов, а также возможность поддержания устойчивости финансового положения всех уровней государственной власти — от федерального правительства до муниципалитета — как фактора снижения экономических и политических рисков.
По моему мнению, главное условие стабильности — отражение каждым бюджетом всех форм финансовых взаимоотношений государства и общества. При этом правительство должно иметь возможность гибкого реагирования на любые изменения в стране путем использования всех доступных финансовых ресурсов. Такой подход подразумевает необходимость максимальной консолидации в бюджеты соответствующих уровней всех существующих внебюджетных фондов, а также целевых бюджетных фондов. Это позволит не только повысить ответственность государственных органов власти, но и способствовать борьбе с коррупцией, повышению эффективности бюджетных расходов. Что касается внебюджетных ресурсов, то для получателей бюджетных средств должен быть обеспечен их учет, а в специальных случаях и ясные процедуры использования.
Для
обеспечения прозрачности бюджетной
системы, на мой взгляд, необходима обязательная
публикация бюджетной отчетности по всем
разделам бюджетной классификации на
всех уровнях бюджетной системы, а также
прозрачность процедур осуществления
закупок товаров и услуг для государственных
нужд. Все уровни власти должны использовать
обоснованные критерии при проведении
конкурсов, а также предоставлять реальную
возможность участия в конкурсах всем
производителям соответствующих товаров
и услуг. При прочих равных условиях приоритет
должен отдаваться отечественным производителям.
Это, несомненно, будет способствовать
рациональному и эффективному использованию
бюджетных средств и углубленной реализации
функций власти.
Глава
2. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
БЮДЖЕТА
2.1. ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
Перед российским правительством и органами власти субъектов РФ стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который, с одной стороны, обеспечит полный и своевременный сбор налогов, необходимых и достаточных для финансирования разумных государственных расходов, а с другой стороны, создаст благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее время налоговая система не в состоянии в полной мере выполнять эту задачу.
Проводимая налоговая политика не отражает рыночной мотивации российской экономики, не создает стимулов налогоплательщикам для того, чтобы вкладывать финансовые ресурсы в развитие производства, в снижение издержек и наращивание легальных объемов продаж, а, наоборот, стимулирует сокрытие объектов налогообложения, перевод капиталов за границу, установление особых отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и органами власти, не предусмотренных налоговым законодательством, и т.п.
Можно определить основные приоритеты эффективной налоговой политики, отражающей стратегические направления налогового реформирования.
1.
Проведение структурной
2.
Стратегическое направление
3.
Важнейшей стратегической
4. Для реализации названных выше стратегических направлений эффективной бюджетной политики в области доходов необходимо решить комплекс следующих первоочередных задач:
— отмена налога с продаж, акциза на природный газ и налога на операции с ценными бумагами;
— упрощение порядка исчисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;
— введение рентных налогов на сверхдоход при добыче полезных ископаемых (кроме общераспространенных) и при заготовке леса на корню;
— перевод регионов на систему единого поимущественного налогообложения, основанного на рыночной оценке недвижимости, финансовых активов (ценных бумаг, долей и т.п.), транспортных средств и другого движимого имущества;
— установление оптимальных для современной России ставок основных налогов: НДС — 16%, налог на прибыль — 26%, единый налог на имущество (недвижимость, финансовые активы, транспортные средства по рыночной оценке) — 0,9%'; приведение в количественное равновесие ставок совокупных налоговых начислений на оплату труда (налога на доходы физических лиц и страховых взносов) с оптимальной ставкой налога на прибыль;
— переход на новый механизм исчисления и уплаты единого социального налога, разделенного на два налоговых платежа: социальный налог по ставке к выручке от реализации и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке от расходов на оплату труда работников, с целью стимулирования предприятий в легализации своих доходов;
— введение полной государственной монополии на экспорт углеводородного сырья е целью полного изъятия в бюджет ценовой ренты, усиления борьбы с «лжеэкспортерами» и существенного пополнения за счет этого государственной казны (в частности, отпадет необходимость возмещения из бюджета сумм НДС, исчисленных по ставке 0% для экспортеров углеводородов);
Информация о работе Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета