Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………….............................3
ГЛАВА 1. Бюджет как элемент финансовой системы России……………5
1.1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система РФ…........5
1.2. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы консолидированного бюджета…………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета…………………………………………………….................................38
2.1. Приоритеты бюджетной политики в области доходов………………………………………………….......................................38
2.2. Приоритеты бюджетной политики в области расходов……........41
Заключение……………………………………………….......43
Список использованной литературы...................................45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Финансы.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

    По  роли в общественном производстве расходы бюджета  делят на:

расходы на содержание и развитие материального  производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.); расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.); расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов).

    С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

    В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы: расходы на народное хозяйство и поддержку экономики; расходы на социально-культурные нужды; военные расходы; расходы на управление.

    Структура бюджетных расходов по данным группам  в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

    Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

    - в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

    - в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

    Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении  бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

    Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

    Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.) 

      Согласно  функциональной классификации система  бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов. 

       Итак, согласно определению, данному в  БК РФ, консолидированный бюджет территории используется для расчетов и анализа. Для эффективного функционирования и управления бюджетами в субъектах Федерации в условиях децентрализации бюджетных ресурсов, на мой взгляд, необходимо ввести понятие «система бюджетов субъекта Российской Федерации». Она включает совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов на его территории.

       Для усиления стабильности бюджетной системы  следует в первую очередь обеспечить стабильность налоговой системы и бюджетных процедур, предсказуемость структуры бюджетных расходов, а также возможность поддержания устойчивости финансового положения всех уровней государственной власти — от федерального правительства до муниципалитета — как фактора снижения экономических и политических рисков.

       По  моему мнению, главное условие стабильности — отражение каждым бюджетом всех форм финансовых взаимоотношений государства и общества. При этом правительство должно иметь возможность гибкого реагирования на любые изменения в стране путем использования всех доступных финансовых ресурсов. Такой подход подразумевает необходимость максимальной консолидации в бюджеты соответствующих уровней всех существующих внебюджетных фондов, а также целевых бюджетных фондов. Это позволит не только повысить ответственность государственных органов власти, но и способствовать борьбе с коррупцией, повышению эффективности бюджетных расходов. Что касается внебюджетных ресурсов, то для получателей бюджетных средств должен быть обеспечен их учет, а в специальных случаях и ясные процедуры использования.

       Для обеспечения прозрачности бюджетной  системы, на мой взгляд, необходима обязательная публикация бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы, а также прозрачность процедур осуществления закупок товаров и услуг для государственных нужд. Все уровни власти должны использовать обоснованные критерии при проведении конкурсов, а также предоставлять реальную возможность участия в конкурсах всем производителям соответствующих товаров и услуг. При прочих равных условиях приоритет должен отдаваться отечественным производителям. Это, несомненно, будет способствовать рациональному и эффективному использованию бюджетных средств и углубленной реализации функций власти.    
 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 

2.1. ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ

      Перед российским правительством и органами власти субъектов РФ стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который, с одной стороны, обеспечит полный и своевременный сбор налогов, необходимых и достаточных для финансирования разумных государственных расходов, а с другой стороны, создаст благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее время налоговая система не в состоянии в полной мере выполнять эту задачу.

       Проводимая  налоговая политика не отражает рыночной мотивации российской экономики, не создает стимулов налогоплательщикам для того, чтобы вкладывать финансовые ресурсы в развитие производства, в снижение издержек и наращивание легальных объемов продаж, а, наоборот, стимулирует сокрытие объектов налогообложения, перевод капиталов за границу, установление особых отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и органами власти, не предусмотренных налоговым законодательством, и т.п.

       Можно определить основные приоритеты эффективной налоговой политики, отражающей стратегические направления налогового реформирования.

1.           Проведение структурной перестройки  российской системы налогов и налогообложения. Необходимо изменить соотношение между косвенными налогами на производство и импорт и прямыми подоходными налогами в сторону увеличения доли последних до 60% в общем объеме налоговых доходов (как это имеет место в большинстве развитых стран). В составе же косвенных налогов на производство и импорт повысить значимость и сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2.           Стратегическое направление налоговой  политики — реальное снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации ставок и упорядочения базы обложения основных налогов, определяющих структуру доходов бюджета.

3.           Важнейшей стратегической задачей  бюджетной политики в России является разработка механизмов наиболее полного изъятия в бюджет и использования на благо всего общества рентных доходов (природной, ценовой, монопольной и иных форм ренты). Особенно это касается рентных доходов, образующихся от эксплуатации недр и лесного фонда — огромного национального достояния России.

4.           Для реализации названных выше стратегических направлений эффективной бюджетной политики в области доходов необходимо решить комплекс следующих первоочередных задач:

—        отмена налога с продаж, акциза на природный  газ и налога на операции с ценными бумагами;

—        упрощение порядка исчисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;

— введение рентных налогов на сверхдоход при  добыче полезных ископаемых (кроме  общераспространенных) и при заготовке леса на корню;

—         перевод регионов на систему единого  поимущественного налогообложения, основанного на рыночной оценке недвижимости, финансовых активов (ценных бумаг, долей и т.п.), транспортных средств и другого движимого имущества;

—       установление оптимальных для современной  России ставок основных налогов: НДС — 16%, налог на прибыль — 26%, единый налог на имущество (недвижимость, финансовые активы, транспортные средства по рыночной оценке) — 0,9%'; приведение в количественное равновесие ставок совокупных налоговых начислений на оплату труда (налога на доходы физических лиц и страховых взносов) с оптимальной ставкой налога на прибыль;

—        переход на новый механизм исчисления и уплаты единого социального налога, разделенного на два налоговых платежа: социальный налог по ставке к выручке от реализации и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке от расходов на оплату труда работников, с целью стимулирования предприятий в легализации своих доходов;

—        введение полной государственной монополии  на экспорт углеводородного сырья е целью полного изъятия в бюджет ценовой ренты, усиления борьбы с «лжеэкспортерами» и существенного пополнения за счет этого государственной казны (в частности, отпадет необходимость возмещения из бюджета сумм НДС, исчисленных по ставке 0% для экспортеров углеводородов);

Информация о работе Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета