Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………….............................3
ГЛАВА 1. Бюджет как элемент финансовой системы России……………5
1.1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система РФ…........5
1.2. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы консолидированного бюджета…………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета…………………………………………………….................................38
2.1. Приоритеты бюджетной политики в области доходов………………………………………………….......................................38
2.2. Приоритеты бюджетной политики в области расходов……........41
Заключение……………………………………………….......43
Список использованной литературы...................................45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Финансы.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

—        снятие ограничений с налоговых  льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно-технической сфере;

—        с целью расширения налоговой  базы по подоходным налогам и борьбы с нелегальными схемами оплаты труда  установить, как временную меру, местный налог штрафного типа с сумм превышения среднего по муниципальному образованию уровня оплаты труда над фактически начисленной оплатой труда по каждому работнику для организаций, выплачивающих заработную плату в размерах, меньших названного норматива;

—        создание условий, ограничивающих бартерные  сделки, являющиеся одним из способов обхода или уклонения от налогов, например установление по таким операциям повышенных в 1,5—2 раза ставок НДС.

5. Развитие инфраструктуры процесса сбора налогов путем полной автоматизации налогового процесса, внедрения современной компьютерной техники и информационных технологий для контроля за собираемостью налогов, создания единой универсальной базы данных, включающей

всех  налогоплательщиков России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ

     Перспективы развития российской экономики неразрывно связаны с функционированием  бюджетной системы на основе бюджетного федерализма, сочетающего интересы Федерации и ее субъектов, при этом важная роль в совершенствовании бюджетных отношений отводится реформированию расходов бюджетов всех уровней с целью их оптимизации и эффективности.

       На  современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации, в ходе реализации экономических реформ совершенствование межбюджетных отношений является приоритетным направлением государственной бюджетной политики. При этом определение общих ориентиров бюджетной политики в субъектах Федерации должно базироваться на понимании того, что экономическая, политическая и социальная стабильность муниципальных образований непосредственно влияет на устойчивость и жизнеспособность всего государства.

     Поскольку федерация (федеративное государство) — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (субъектов федерации), обладающих правом самоопределения и самоуправления, постольку именно для данной формы государственного устройства особое значение имеют вопросы межбюджетных отношений. Для России как государства, основанного на федеративных принципах, понятия федерализма, федеративных отношений имеют на настоящем этапе его развития крайне актуальную значимость. Формирование государственной региональной политики, основывающейся на принципах федерализма, является одной из центральных проблем современного российского общества. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дается определение межбюджетным отношениям следующим образом: «Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления». Нормативный акт содержит достаточно строгое и простое определение. Но, очевидно, нормативный акт и должен содержать именно такого рода определение, позволяющее четко определить конкретные, практические области его действия.

       Основная  задача эффективных межбюджетных отношений состоит в том, чтобы при необходимом условии сбалансированности всех бюджетов территорий обеспечить им самостоятельность и устойчивость, равномерность поступления доходов в каждый бюджет на протяжении года, в создании заинтересованности у органов власти субъектов Федерации и муниципалитетов в росте поступлений федеральных доходов и налогов.

       Следует выделить следующие приоритетные направления стратегического реформирования межбюджетных отношений:

  • разработка механизмов децентрализации бюджетных отношений, обеспечения бюджетной самостоятельности и самодостаточности регионов и их территорий, учитывая специфику построения бюджетного федерализма в России;
  • разработка бюджетных механизмов приведения в соответствие между собой государственного и бюджетного устройства, переход к формированию на этой основе Государственного бюджета Российской Федерации, консолидированного как по вертикали государственной власти, так и по горизонтальному принципу;
  • справедливое  и четкое разграничение бюджетных полномочий

на  субфедеральном уровне; более широкое  использование принципов разделения ставок и (или) дифференциации нормативов отчислений по регулирующим налогам;

—       переход в межбюджетном регулировании от системы трансфертов к системе субсидий и субвенций. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Подводя итоги, хотелось бы  вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации, ведь результатом выполнения бюджетом специфических функций является производство и распределение государственным хозяйством общественных благ (услуг) в процессе исполнения бюджетных параметров по доходам и расходам. На сколько эффективно выполняется бюджетом свое функциональное предназначение, на столько полно и качественно удовлетворяются коллективные потребности в общественных благах.

       Необходимость реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

       Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетных доходов и расходов, а также бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул  экономического роста. По-моему мнению, обеспечить рост поступлений обязательных платежей в консолидированный бюджет субъекта можно не через увеличение налоговой нагрузки на экономику, а за счет мероприятий по повышению уровня собираемости налогов. Практика показала, что положительное влияние на повышение уровня собираемости налоговых доходов оказали меры по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности по платежам в бюджеты всех уровней в соответствии с порядком, установленным правительством Российской Федерации, поскольку основным условием для осуществления такой реструктуризации является своевременная и полная уплата налогоплательщиком текущих налоговых платежей.

       Важные  шаги в направлении совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Была создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Новый Налоговый кодекс четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы. 
 
 

Список использованной литературы: 

1. «Финансы  России 2004» (Статистический сборник). – Москва, 2004г.

     Федеральная служба государственной  статистики (росстат)

2. «Финансы»  под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова, Экономист, 2003.

3. «Бюджетная  система РФ» 3 - е издание 2004 года.

4. «Управление  бюджетом» М.М.Вышегородцев. – Москва: «Дело и Сервис»,2002 год.

5. «Финансовый  словарь» А.Благодатин, Л.Лозовский  Москва 2005 год.

6. Сайт www.minfin.ru (internet explorer)

7. «Финансы» Л.А. Дробозиной 2005 год.

8. Финансы:  Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С,2006г

9.Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2005.

10.Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2005.

11.Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2004.

12.www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»

13.Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2004.

14.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской, 2-е изд. – М.: Юрайт, 2005.

15.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2007. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Информация о работе Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета