Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………….............................3
ГЛАВА 1. Бюджет как элемент финансовой системы России……………5
1.1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система РФ…........5
1.2. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы консолидированного бюджета…………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета…………………………………………………….................................38
2.1. Приоритеты бюджетной политики в области доходов………………………………………………….......................................38
2.2. Приоритеты бюджетной политики в области расходов……........41
Заключение……………………………………………….......43
Список использованной литературы...................................45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Финансы.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

       Бюджетное устройство РФ соответствует федеративному устройству государства и принципу самостоятельности бюджетов административно-территориальных и национально- государственных образований.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (см. Рис. 1.2.):

·     первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·     второй уровень бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·     третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

 Действующая бюджетная система РФ

    Федеральный бюджет (1)    Региональные бюджеты (89)    Местные бюджеты (ок. 29 тыс.)   

                              Республиканские           Автономной области Районные

                              Краевые Автономного округа Городские

                              Областные г. Москвы Поселковые

                                г. Санкт - Петербурга Сельские

  Рис. 1.2. Действующая бюджетная система РФ.                               

       Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством  – в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

       Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

·     единства бюджетной системы Российской Федерации;

·     разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

·     самостоятельности бюджетов;

·     полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·     сбалансированности бюджета;

·     эффективности и экономности использования бюджетных средств;

·     общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

·     гласности;

·     достоверности бюджета;

·     адресности и целевого характера бюджетных средств.

       Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

       Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

       Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

       право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

       наличие собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;

       законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

       право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

       недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

       недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

       Принцип полноты учета  бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

       Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

       Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

       Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

       Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

       Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

       Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 
 
 
 

1.2. Консолидированный  бюджет. Доходы и  расходы консолидированного  бюджета.

Помимо действующей  бюджетной системы составляется консолидированный бюджет. В БК РФ дано такое определение консолидированного бюджета: Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа».

Различаются следующие консолидированные бюджеты (см. Рис. 1.3.):

—        консолидированный бюджет Российской Федерации — федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации;

—        консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации — бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований (местные бюджеты), находящихся на его территории;

—        консолидированный бюджет города (бюджет города) — это городской бюджет города и районные бюджеты районов в городе. 

             Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет  
 
Федеральный бюджет

                                                                                                                                              

 

Федеральный      Федеральные                     бюджет            целевые бюджетные фонды

     Бюджеты            Территориальные   Бюджеты

  субъектов РФ      целевые бюджетные    муниципальных

  (региональные)               фонды образований 
    

  Рис. 1.3. Консолидированный бюджет 

       Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

       Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

       Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

       В консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации могут быть включены внебюджетные фонды для  финансирования конкретных направлений  социально-экономического развития с  сохранением их целевого использования. Консолидированный бюджет определяет объем бюджетных средств на территории, в пределах которой он составляется в государстве в целом, в субъекте Федерации, городе и т.д.

       Консолидированный бюджет территории имеет исключительно  важное значение для регулирования межбюджетных отношений — как внутри региона, так и с федеральным центром. Особенно действенным консолидированный бюджет территории становится в связи с составляемыми планами социально-экономического развития и балансом финансовых ресурсов территории.

Приведенные данные свидетельствуют, что в бюджетных доходах РФ главенствуют налоговые доходы (91% к общей сумме доходов). Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую вo всех звеньях бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Законодательство РФ о налогах и cбoрax состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним нормативных актах о налогах и сборах. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, а также общие принципы налогообложения в РФ. В соответствии с Налоговым кодексом под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Налоговая система РФ строится на сочетании прямых и косвенных налогов.

Информация о работе Основные направления совершенствования доходов и расходов бюджета