Особенности финансов некоммерческих организаций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:20, курсовая работа

Описание

Некоммерческие организации, как следует из их названия, создаются ни в целях извлечения прибыли, а для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы финансов 6
1.1 Сущность и функции финансов 6
1.2 Финансовая система 14
1.3 Роль финансов некоммерческих организаций в финансовой системе 22
2 Особенности организации финансов некоммерческих организаций 27
2.1 Содержание и организация финансов некоммерческих организаций 27
2.2 Финансовые отношения некоммерческих организаций 32
2.3 Источники финансирования организаций некоммерческой
деятельности 36
2.4 Расходы некоммерческих организаций 41
3 Современное состояние и тенденции развития финансов некоммерческих организаций в Российской Федерации 47
3.1 Оценка современного состояния финансов некоммерческих организаций в Российской Федерации 47
3.2 Перспективы развития финансов некоммерческих организаций в Российской Федерации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Finansy.docx

— 106.66 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 3.1 Оценка материального положения некоммерческих организаций, 2009 год (Опрос руководителей некоммерческих организаций РФ, ГРАНС-Центр, 2009 год).

 

Деньги есть, но только на текущие  расходы

61%

Денег не хватает, обходимся минимумом  расходов

34%

Находимся на грани закрытия, работаем на энтузиазме

21%

Денег не хватает

12%


 

Подтверждением  того, что значительная часть некоммерческих организаций испытывает сегодня серьезные финансовые трудности, мешающие их работе, являются данные о наличии у организаций офисов. Как показал опрос, почти четверть организаций в РФ (20 процентов) не имеют офиса, хотя он им нужен.

Можно предположить наличие разницы в экономическом  положении некоммерческих организаций в различных регионах страны: столичные организации располагают заметно большими финансовыми ресурсами, чем их «коллеги по цеху» в регионах. Однако даже столичные некоммерческие организации сегодня не испытывают полной удовлетворенности своим финансовым положением. Большинство опрошенных группой ЦИРКОН представителей благотворительных организаций Москвы (53 процентов) осторожно оценивают его как «среднее». Самооценки остальных некоммерческих организаций имеют положительный баланс (24 процента считают свое положение «хорошим», 16 процентов «плохим» или «очень плохим»), однако уверенно оценить материальное положение своей организации как «отличное» среди опрошенных никто не смог.

В тоже время  значительная часть  руководителей  НКО сегодня не удовлетворены  тем, как государство относится  к общественным объединениям, НКО, гражданским  инициативам - либо, по их мнению, государство  пытается помочь и сотрудничать с  НКО, но делает это неумело, либо уверены  в том, что государство пытается установить контроль над ними, либо убеждены в том, что государство  вообще относится равнодушно игнорирует НКО. Немало и тех (24%), кто видит большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой в отношении к НКО [34].

 

%

Отличное

0

Хорошее

24

Среднее

53

Плохое

10

Очень плохое

6

Затрудняюсь ответить

6





Таблица 3.2 Оценка финансового положения благотворительных организаций Москвы (Опрос представителей благотворительных некоммерческих организаций Москвы, ЦИРКОН, 2008 год).

 

По данным государственной статистики, роль сектора некоммерческих организаций в экономике страны на протяжении последнего десятилетия была невелика, и имеет общую тенденцию к сокращению. Если в 1995 году доля некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в структуре валового внутреннего продукта составляла 1,8 процентов, то к 2007 году этот показатель сократился до 0,5 процентов. В последующие два года абсолютные величины, отражающие роль некоммерческого сектора в экономике, несколько увеличились - с 138 миллиардов рублей в 2007 году до 159 миллиардов рублей в 2008 году и до 175 миллиардов рублей в 2009 году, однако в долевом отношении вклад некоммерческих организаций в экономику страны остался на том же минимальном уровне в 0,5 процентов.

 

Таблица 3.3 Динамика доли некоммерческих организаций в валовом внутреннем продукте, в абсолютном и относительном выражении [31].

 

 

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Социальные трансферты в

натуральной форме,

предоставляемые НКО,

обслуживающими домашние

хозяйства, в составе фактического

конечного потребления домашних

хозяйств

24 трлн. руб.

79 млрд. руб.

99 млрд. руб.

132 млрд. руб.

154 млрд. руб.

148 млрд. руб.

138 млрд. руб.

159 млрд. руб.

175 млрд. руб.

Доля НКО, обслуживающих домашние

хозяйства, в структуре  использования

ВВП

1,8 %

1,2

%

1,2

%

1,2

%

1,2

%

0,8

%

0,5 %

0,5 %

0,5 %


 

Между тем, экономическая роль сектора некоммерческих организаций, как показывает опыт зарубежных стран, может быть гораздо заметнее – доля некоммерческих организаций в валовом внутреннем продукте развитых стран составляет от 4-6 процентов до 15 процентов.

Впрочем, при анализе экономической роли некоммерческих организаций следует учитывать, что небольшой, на первый взгляд, вклад некоммерческих организаций в валовый внутренний продукт страны, тем не менее, является значимой величиной, сопоставимой с весом отдельных отраслей российской экономики или отдельных регионов.

По тому вкладу, который некоммерческий сектор вносит в экономику страны, Россия сравнима с развивающимися или бывшими  социалистическими странами, хотя и  несколько отстает от них: доля некоммерческого  сектора в валовом внутреннем продукте в Венгрии – 2,8 процентов, в Колумбии – 2,1 процентов. Что касается развитых стран, то от них по этому показателю Россия отстает существенно: доля некоммерческого сектора в валовом  внутреннем продукте в Нидерландах – 15,8 процентов, в США – 7,5 процентов. Причина отставания прежде всего в том, что негосударственные поставщики общественно значимых услуг практически не привлекаются к реализации государственных (муниципальных) заказов. Доля государственной поддержки в бюджетах некоммерческих организаций беспрецедентно низка.

Это противоречит общемировой практике: государственная поддержка составляет от 76,5 процентов доходов некоммерческих организаций в Бельгии и 59,0 процентов в Нидерландах до 30,5 процентов – в США, а в странах Восточной и Центральной Европы данные показатели колеблются на уровне 20―40 процентов.  В доходах российских некоммерческих организаций невелика доля платных услуг, что объясняется особенностями налогового законодательства, не поощряющего хозяйственную деятельность некоммерческих организаций. Это также противоречит международному опыту: в США доходы некоммерческих организаций от экономической деятельности составляют 56,6 процентов, в Бельгии – 18,6 процентов, в Нидерландах – 38,6 процентов, в странах Восточной и Центральной Европы – 45―55 процентов. Высокий уровень безвозмездных пожертвований, образующих финансовую базу некоммерческих организаций, говорит о щедрости российского бизнеса, благотворительных фондов и населения. Но в то же время он является показателем финансовой неустойчивости, нестабильности положения сектора в целом.[31]

Подводя итоги можно сделать вывод, что  экономическое положение российских НКО остается пока неустойчивым: значительная часть НКО испытывает сегодня серьезные финансовые трудности; большинство НКО обладают одним основным источником дохода, который дает более 50% всех доходов; снизилась доля доходов от собственной хозяйственной деятельности НКО и усилилась зависимость от поступлений со стороны учредителей, членов и внешних спонсоров.

С другой стороны, налицо некоторые позитивные тенденции: например, тенденция снижения некоммерческими организациями доли расходов «на себя» и увеличения расходов на «профильные» задачи - оказание социальной и благотворительной помощи.

К сожалению, наблюдается устойчивое снижение вклада НКО-сектора в сферу занятости и ВВП России, что явно противоречит международной тенденции. Как показывает опыт зарубежных стран, экономическая роль третьего сектора может быть гораздо заметнее. Вместе с тем, в ситуации нынешнего финансового кризиса может произойти некоторое перераспределение трудовых ресурсов в пользу НКО-сектора (за счет их оттока из государственного и бизнес-сектора), как это было в период кризиса 1998 г. В известной степени третий сектор может являться направлением миграции избыточных трудовых ресурсов и, таким образом, участвовать в решении проблем безработицы.

 

3.2   Перспективы  развития финансов некоммерческих  организаций в Российской Федерации

 

Средства, достаточные для сохранения жизнеспособности некоммерческих организаций в ближайшее время, имелись у 61 процента обследованных организаций. При этом на сегодняшний день лишь каждой восьмой организации, по оценкам ее руководителя, средств хватает для осуществления всего задуманного. В то же время практически каждой шестой организации недостаток средств грозит закрытием. Об этом чаще всего говорят руководители общественных организаций. Почти каждой третьей организации средств хватает для полноценного выполнения задач организации, но многие новые идеи остаются нереализованными из-за недостатка ресурсов. Почти каждой четвертой организации средств в основном хватает, чтобы оплачивать работников нужной квалификации, но не хватает на создание (обновление) полноценной материально- технической базы и другие необходимые расходы.

 Руководителю каждой восьмой организации приходится затрачивать слишком много сил на поиск средств в ущерб решению основных задач. Характерно, что согласно ответам каждого пятого руководителя некоммерческих организаций, им приходится больше тратить времени и усилий на поиск ресурсов для деятельности организации, чем на реализацию ее миссии. Примерно поровну на это уходит времени и усилий у 40 процентов руководителей [35].

Что обследованные  некоммерческие организации делали или собирались сделать для улучшения своего финансового положения в 2009 году? Почти каждая четвертая организация предполагала увеличить размер или собираемость членских взносов (в первую очередь на это рассчитывали потребительские кооперативы и немного реже по сравнению с ними общественные организации). Однако некоммерческие организации практически всех анализируемых форм, за исключением автономных некоммерческих организаций, в той или иной мере надеяться на привлечение новых членов в организации для увеличения членских взносов.

Примерно  каждая пятая некоммерческая организация собирается улучшить свое финансовое положение за счет оказания платных услуг. В большей мере на это рассчитывают автономные некоммерческие организации и некоммерческие партнерства — 43 процента и 34 процента соответственно, тогда как среди потребительских кооперативов и общественных организаций доля таковых не более 20 процентов. Примерно такое же распределение мнений отмечалось относительно расширения спектра предоставляемых платных услуг и увеличения их объема как способов улучшения финансового положения некоммерческих организаций.

Также практически  каждая пятая некоммерческая организация строит планы на получение или увеличение спонсорских поступлений от российских коммерческих компаний. На этот вид дохода в большей мере рассчитывали фонды (35 процентов), но и доля таковых среди других анализируемых форм некоммерческих организаций находится в интервале 18–28 процентов. Это не распространяется на потребительские кооперативы, которые вообще практически не считают реальным данный способ улучшения своего финансового положения.

Характерно, что в настоящее время некоммерческие организации надеются больше на поддержку из бюджетных источников, чем на гранты зарубежных организаций. Так, если зарубежные гранты берут в расчет лишь 7 процентов некоммерческих организаций (в первую очередь фонды), то получение или увеличение финансирования из местных (муниципальных) бюджетов — 15 процентов обследованных организаций, из бюджетных источников субъекта Федерации — 14 процентов, из федерального бюджета — 11 процентов. Одновременно с грантами от российских фондов, трансфертами от других некоммерческих организаций связывает будущие финансовые поступления почти каждая пятая некоммерческая организация [35].

Стоит отметить, что каждая восьмая обследованная  некоммерческая организация вообще ничего не собиралась делать для улучшения своего финансового положения. В этой группе не только некоммерческие организации с хорошими бюджетами, но и те, которые еле держались на плаву. Так, в этой группе 23 процента некоммерческих организаций не имели денег вообще и еще 22 процента имели не более 50 тысяч рублей за 2008 год.

Учитывая, что многие некоммерческие организации могут находиться под угрозой закрытия из-за финансового кризиса, особую актуальность приобретает вопрос о стратегиях некоммерческих организаций по поддержанию своего финансового положения.

Основную  надежду на улучшение или хотя бы сохранение своего положения некоммерческих организаций связывают с государственной финансовой поддержкой. Так, половина столичных благотворительных организаций (50 процентов) рассчитывают получить финансирование из бюджета правительства Москвы, каждая третья (35 процентов) уповает на федеральный бюджет, 19 процентов - на бюджеты муниципальных округов столицы. При этом организации, чья деятельность ведется в рамках  собственно Москвы и Московской области, чаще ориентированы на получение поддержки из бюджетов Москвы и муниципальных округов, тогда как некоммерческие организации, работающие в разных регионах или по стране в целом, чаще претендуют на помощь из федерального бюджета. На поддержку отечественного бизнеса сегодня также рассчитывают многие – к предпринимателям планируют обратиться за помощью 46 процентов московских благотворительных некоммерческих организаций. Третий адрес, по которому многие благотворители обращаются за помощью – это население, на него рассчитывают 43 процентов обследованных организаций. Заметно меньшую роль по сравнению с государством, бизнесом и населением, в поддержании некоммерческих организаций в критической ситуации играют зарубежные доноры, к которым планируют обращаться 18 процентов организаций.

Информация о работе Особенности финансов некоммерческих организаций в РФ