Особенности формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также его особенностей его функционирования.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.изучить теоретические основы Пенсионной системы;
2.проанализировать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда;
3.выявить проблемы движения финансовых ресурсов ПФР и выработать рекомендации.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. 4
1.1. Эволюция пенсионной системы. 4
1.2. Пенсионная реформа. 10
Глава 2. Особенности функционирования ПФР. 15
2.1. Формирование Пенсионного фонда. 15
2.2. Особенности расходования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации. 20
Глава 3. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ. 27
Заключение. 34
Список литературы. 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая фин.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

     └──────────────────┘  │в 1994 г.).                                     │

                           │Уменьшение численности занятых  в народном       │

                           │хозяйстве (с 75,8 в 1991 г. до 69,4 млн чел.    │

                           │в 1994 г.).                                     │

                           │Усиление процесса уклонения  от уплаты налогов   │

                           └────────────────────────────────────────────────┘

                           ┌────────────────────────────────────────────────┐

                           │Расчетное соотношение численности  плательщиков  │

     ┌──────────────────┐  │взносов на пенсионное обеспечение  к численности │

     │    Последствия   ├──┤пенсионеров  составляло менее 1,4 к 1, в то время│

     └──────────────────┘  │как по статистическим данным о численности      │

                           │занятых оно должно было составлять 1,8 к 1      │

                           └────────────────────────────────────────────────┘

     ┌──────────────────┐

     │     Решение     ├── Пенсионная реформа

     └──────────────────┘ 

     Рис. 2. Проблемы пенсионного обеспечения,

     последствия и решение 

     Пенсионная  реформа предполагала рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования. Оптимизация нагрузки пенсионной системы на экономику должна была содействовать стабилизации и развитию экономики и, как следствие этого, привести к улучшению материального обеспечения пенсионеров.

     Можно выделить основные тенденции, с учетом которых осуществлялась пенсионная реформа:

     1. Интеграция Российской Федерации  в мировую систему хозяйства  и переход к рыночной экономике.

     2. Неблагоприятное соотношение численности  плательщиков взносов и пенсионеров.

     3. Усиление процесса старения населения.

     4. Снижение доли занятых вообще  и занятых по найму в частности  в общей численности трудоспособного  населения.

     Все это требовало создания условий для снижения издержек производства.

     Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров имело ряд особенностей российской пенсионной системы.

     Среди таких особенностей можно назвать:

     - относительно низкий пенсионный  возраст;

     - высокую долю пенсионеров-льготников;

     - возможность получения пенсии  при продолжении трудовой деятельности  после достижения пенсионного  возраста;

     - приток пенсионеров из республик  бывшего СССР.

     Таким образом, основными целями пенсионной реформы являлись:

     1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;

     2) обеспечение финансовой стабильности  пенсионной системы и создание  предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

     3) адаптация системы пенсионного  обеспечения к развивающимся  в Российской Федерации рыночным  отношениям;

     4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

     5) повышение эффективности пенсионной  системы путем совершенствования  системы управления пенсионным  обеспечением.

1.2.  Пенсионная реформа.

     В апреле 2001 г. Национальным советом и  Правительством РФ была одобрена Программа пенсионной реформы, которая определила новые принципы и направления развития пенсионной системы страны.

     В данной Программе определена структура пенсионной системы (рис. 3). 

┌──────────────────┐

│Пенсионная система│

└───┬────┬────┬────┘

┌────────────┘   │    └────────────┐

\│/               \│/               \│/

┌───────┴────────┐  ┌──────┴──────┐ ┌────────┴──────┐

│государственного│  │обязательного│ │дополнительного│

│   пенсионного  │ │ пенсионного  │ │  пенсионного  │

│  обеспечения   │ │ страхования │ │  страхования  │

└────────────────┘  └─────────────┘ └───────────────┘ 

     Рис. 3. Основные элементы пенсионной системы

     Основными принципами реформирования пенсионной системы были признаны следующие.

     1. Снижение вдвое ставки единого  социального налога на пенсионные цели. Зачисление его не в ПФР, а в федеральный бюджет. Финансирование за счет этих средств базовой части пенсии, размер которой не должен зависеть от стажа и заработка.

     2. Введение страховых взносов в  ПФР, т.е. индивидуально-возмездных  платежей по обязательному пенсионному страхованию. Учет суммы взносов, застрахованных лиц, на их индивидуальном счете, которая составит  пенсионный капитал.

     3. Пенсионные права, приобретенные  гражданами к моменту проведения  реформы должны быть преобразованы  в начальный пенсионный капитал.

     4. Размер накопительной части пенсии  будет определяться исходя из  величины пенсионных накоплений  и ожидаемого периода выплаты  пенсии по старости.

     Практическая реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002г., т.е. с момента вступления в силу следующих Федеральных законов:

     от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

     от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

     от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

     от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации";

     от 31.12.2002 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный  закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";

     от 10.01.2003 N 14-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и др.

     Страховщиком  в сфере обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд РФ, который осуществляет свои полномочия в статусе государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами государство несет субсидиарную ответственность.

     Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ устанавливает  круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения.

     Тарифы  страховых взносов в ПФР установлены  в неравных процентных долях отдельно для финансирования страховой и  накопительной частей пенсии.

     Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривается, что выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию могут негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

     В российской пенсионной системе выделяются три вида трудовой пенсии (табл. 1) [].

     Таблица 1

Виды  трудовой пенсии

Вид пенсии Лица, имеющие  право на данный вид
Трудовая пенсия  
по старости
Назначается при  наличии не менее 5 лет страхового стажа при

достижении  мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет

Трудовая  пенсия  
по инвалидности
Право возникает  в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или 
I степени, определяемой по медицинским показаниям
Трудовая  пенсия  
по случаю потери 
кормильца
Право имеют  нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении
 

     Ограничений по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам не предусмотрено.

     Трудовая  пенсия состоит из нескольких частей (табл. 2).

     Таблица 2

Структура трудовой пенсии

Источник   Трудовая  
пенсия   
по старости
Трудовая   
пенсия по  
инвалидности
Трудовая пенсия по    
случаю потери кормильца
Федеральный    
бюджет       
     Базовая часть                Базовая часть          
Бюджет  ПФР         Страховая часть              Страховая часть        
Бюджет  ПФР         Накопительная часть    
 

     Базовая часть трудовой пенсии является государственной  гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности страхового стажа. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из федерального бюджета.

     Страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер. Суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде обязательств пенсионной системы. По достижении лицом пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере,  учтенных на его счете страховых взносов.

     Накопительная часть трудовой пенсии финансируется  исключительно на накопительной  основе.

     Суммы страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии не расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а инвестируются по правилам Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". После достижения гражданином пенсионного возраста он получит в виде накопительной части трудовой пенсии по старости именно свои деньги, а не деньги следующего поколения работающих граждан. Застрахованные лица обладают возможностью непосредственно влиять на размер своей предполагаемой трудовой пенсии, т.е. они являются активными субъектами системы обязательного пенсионного страхования.

Информация о работе Особенности формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации