Особенности формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также его особенностей его функционирования.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.изучить теоретические основы Пенсионной системы;
2.проанализировать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда;
3.выявить проблемы движения финансовых ресурсов ПФР и выработать рекомендации.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. 4
1.1. Эволюция пенсионной системы. 4
1.2. Пенсионная реформа. 10
Глава 2. Особенности функционирования ПФР. 15
2.1. Формирование Пенсионного фонда. 15
2.2. Особенности расходования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации. 20
Глава 3. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ. 27
Заключение. 34
Список литературы. 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая фин.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

     В ходе проведения проверок Пенсионного  фонда и его отделений Счетной  палатой в разные периоды были выявляются различные нарушения.

     Так, в 2003 - 2005 годах были допущены следующие нарушения: уплата НДС в случаях освобождения от налогообложения НДС (ст. 149 НК РФ), расходы были необоснованно отнесены на другие статьи бюджетной квалификации (требования Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ и Приказа Минфина России от 11 декабря 2002 г. N 127-н), объем принятых обязательств по выполнению работ превысил объем их финансирования, что привело к образованию кредиторской задолженности (ст. 226.1 Бюджетного кодекса РФ), в отделениях ПФР функционировали структурные подразделения и должностные лица, задачи и функции которых практически идентичны и дублируют друг друга (N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

     Статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств  для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" предусмотрена деятельность Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений. Целью создания данного органа является обеспечение общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

     Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда носит постоянный характер.

     Положением о Пенсионном фонде РФ  образована Ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ.

     Кроме того, контроль и надзор за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

     Особое  внимание при осуществлении контроля и надзора за использованием средств  бюджета Пенсионного фонда уделяется  контролю за целевым расходованием  средств, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ из Федерального бюджета.

     Несбалансированность Пенсионного фонда РФ, в части отлаживания процедуры выбора новых расходных обязательств по выплате пенсий, может быть решена при помощи Федерального казначейства, целями и задачами которого является контроль за поступлением бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.

     Существует  ряд нерешенных задач пенсионной системы, каковыми являются:

     - недостаточная самостоятельность  распорядителей бюджетных средств  при формировании и исполнении бюджетов, в результате чего возникает проблема перераспределения бюджетных средств, особенно тех, которые остаются на конец финансового года;

     - недостаточная эффективность осуществления  финансового контроля за полнотой  и правильностью расходования бюджетных средств. Финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений;

     - нестабильность расходования средств  федерального бюджета. В связи  с этим значительная часть  расходов осуществляется во второй  половине года, следовательно, времени  на использование средств остается  мало, поэтому появляются стимулы  израсходовать средства любой ценой, в обход установленных законодательством РФ норм;

     - отсутствие критериев оценки  эффективности работы сотрудников  налоговых органов в зависимости  от правильности исчисления и  уплаты налогов. В настоящее  время требуется дальнейшая модернизация системы администрирования, в целях создания комфортных условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития;

     - недостаточный контроль за эффективным  расходованием бюджетных средств,  что становится особенно важным  в связи с ростом количества бюджетных учреждений и работников бюджетной сферы в расчете на душу населения.

     Для обеспечения эффективной работы Пенсионного фонда РФ выработаны принципы бюджетной стратегии в настоящее время:

     Во-первых, это обеспечение исполнения расходных обязательств. Необходим четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений.

     Во-вторых, проведение анализа эффективности всех расходов бюджетов. В процессе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ необходимо четко определять конечные цели и предусматривать процедуры оценки последствий этих действий.

     В-третьих, определение стратегии реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда РФ. Необходимо сформировать долгосрочные расчеты сбалансированности пенсионной системы, стимулировать добровольные пенсионные накопления граждан.

     Для решения ряда существенных проблем управления общественными финансами должна повыситься роль государственного и внутреннего финансового контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств Пенсионным фондом РФ.

     В деятельности ПФР выявлены следующие  нарушения:

  • при получении средств Пенсионным фондом РФ и его отделениями отсутствует надлежащий контроль за правильностью исчисления платежей в Пенсионный фонд РФ;
  • при предоставлении средств Пенсионным фондом и его отделениями допускается неправомерное изменение объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
  • при расходовании средств допускается выплата пенсий, пособий, компенсаций и других денежных выплат лицам, не имеющим правовых оснований для их получения, а также использование средств на оплату расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов;
  • допускается неэффективное расходование средств, нарушение правил учета средств и отчетности по ним.

     Несбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ проявляется в следующем:

     - превышении расходов на выплату страховой части трудовой пенсии над поступлениями страховых взносов и других закрепленных источников;

     - несвоевременном и неполном поступлении  средств федерального бюджета  в виде межбюджетных трансфертов  в бюджет Пенсионного фонда  РФ для финансирования базовой части трудовой пенсии и обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, не связанных с выплатой страховой части трудовой пенсии. [13]

     Наиболее  остро проблема несбалансированности доходов и расходов по страховой  части трудовой пенсии проявляется в результате:

     - ухудшающейся демографической ситуации;

     - снижения эффективного тарифа  страховых взносов на страховую  часть трудовой пенсии по мере  роста средней заработной платы;

     - несимметричной индексации расходной  и доходной частей бюджета  Пенсионного фонда РФ.

     Вместе  с тем на тариф страховых взносов  на страховую часть трудовой пенсии влияют факторы, которые вызывают снижение его величины. Поэтому индексация разрядов базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позволит полностью компенсировать разницы между осуществлением выплат страховой части трудовой пенсии с учетом ее индексации и поступлением страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, однако даст возможность сократить разрыв между соответствующими поступлениями в бюджет Пенсионного фонда РФ и выплатами из него.

     Проблемным  вопросом также остаются льготы по взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не только приводят к уменьшению поступлений  средств на обязательное пенсионное страхование, но и сокращают размер страховой части трудовой пенсии для соответствующих категорий застрахованных.

     Внутренним  источником обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ мог бы стать финансовый резерв, созданный к 2002 г., но неэффективное управление резервом, просчеты, допущенные при разработке Концепции пенсионной реформы, привели к полному "обнулению" резерва к 2007 г. Кроме того, часть резерва направлялась на расходы Пенсионного фонда РФ, финансирование которых должно осуществляться за счет трансферта из федерального бюджета.

     Нецелевое использование денежных средств Пенсионного фонда РФ на цели, не указанные в расходных статьях бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Заключение.

     На  основе проведенного исследования определяем выводы.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации образован  в целях государственного управления финансовыми средствами пенсионного обеспечения.

     Доходы  и расходы ПФР утверждаются законодательными органами в форме Федерального закона. Средства государственного Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами, одним из которых является ПФР,  регламентируются Бюджетным кодексом РФ. Порядок составления, утверждения бюджета Пенсионного фонда РФ, составления и утверждения отчета об исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

     Пенсионный  фонд РФ имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств и гарантировать определенный прожиточный уровень в будущем.

     Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей: 

     -   фонд запланирован органами власти  и управления, и имеет  строгую

     целевую направленность;

     - денежные средства фонда используются  для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

     - формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

     - страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; 

     -  денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

     -     расходование средств из фонда  осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

      Социально значимые функции ПФР:

  • назначение и выплата пенсий (для 39,2 млн. пенсионеров);
  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений;
  • с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

     В деятельности Пенсионного фонда РФ проявляется несбалансированность. Наиболее остро проблема несбалансированности доходов и расходов по страховой части трудовой пенсии проявляется в результате:

Информация о работе Особенности формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации