Особенности формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание

Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также его особенностей его функционирования.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.изучить теоретические основы Пенсионной системы;
2.проанализировать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда;
3.выявить проблемы движения финансовых ресурсов ПФР и выработать рекомендации.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. 4
1.1. Эволюция пенсионной системы. 4
1.2. Пенсионная реформа. 10
Глава 2. Особенности функционирования ПФР. 15
2.1. Формирование Пенсионного фонда. 15
2.2. Особенности расходования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации. 20
Глава 3. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ. 27
Заключение. 34
Список литературы. 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая фин.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, размер трудовой пенсии поставлен  в прямую зависимость от суммы  поступивших в ПФР страховых  взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии.

     Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются.

       Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ  предусматривается установление  социальных пенсий. Фактически социальная  пенсия представляет собой социальное  пособие, основная цель которого - предоставить минимальный источник к существованию гражданину, не заработавшему право на получение трудовой пенсии.

     Данный  Федеральный закон закрепляет право  некоторых категорий граждан  на получение двух пенсий. Например, такое право имеют участники Великой Отечественной войны, которым может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

     В органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, выводится на качественно новый уровень работа с населением: создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание застрахованных лиц и страхователей, консультационные пункты на предприятиях, передвижные консультационные пункты.

     К настоящему времени происходящие преобразования принципиально изменили пенсионную систему Российской Федерации и  непосредственно сказались на размерах пенсий граждан в сторону увеличения (по сравнению с дореформенным  временем).

     Так, только при перерасчете в соответствии с нормами нового пенсионного законодательства всех видов пенсий 12 млн человек получили существенную прибавку к пенсии, которая соответствует более чем 30%-ному росту пенсий.

     Суть  ныне действующей пенсионной системы  Российской Федерации – в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. 

Глава 2. Особенности функционирования ПФР.

2.1. Формирование Пенсионного  фонда.

     Порядок формирования и использования Пенсионного  фонда РФ регулируется бюджетным  законодательством и федеральными законами Российской Федерации.

     Согласно  Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г., Пенсионный фонд Российской Федерации - самостоятельное финансово-кредитное учреждение, созданное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Кроме того, правовой статус данного Фонда определяется положениями ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по которому Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового  обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения профессиональной деятельности.

     ПФР входит в одно из звеньев сферы  государственных финансов и является основной материальной базой пенсионной системы Российской Федерации.

     Пенсионный  фонд Российской Федерации имеет  свой бюджет, утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

     При создании ПФР решались две принципиальной важности задачи. Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда. Вторая задача - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями.

     К основным задачам Пенсионного фонда  можно отнести:

     а) целевой сбор и аккумуляцию средств  для выплаты пенсий и пособия  для детей, а также организацию  их финансирования;

     б) участие на долговременной основе в  финансовых федеральной и региональных программах социальной поддержки населения;

     в) расширенное воспроизводство средств  фонда на основе принципов самофинансирования и др.

     Обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации:

    • служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
    • являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
    • функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

     Для выполнения поставленных задач фонд наделен властными полномочиями, позволяющими ему управлять финансовыми средствами, к которым относятся полномочия по контролю над соблюдением законодательно установленного порядка уплаты обязательных страховых взносов, распределение и перечисление аккумулированных финансовых ресурсов получателям в соответствии с целевым назначением, накопление финансовых резервов для обеспечения финансовой устойчивости и др.

     Выплаты по обязательному пенсионному страхованию  и государственному пенсионному  обеспечению осуществляются с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.

     ПФР осуществляет свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого федеральным законом.

     При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Это означает, что по окончании отчетного периода, в бюджете должны оставаться денежные средства, из которых будет производиться финансирование выплат пенсии в начале следующего отчетного периода.

     Так, в ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного  фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что  Пенсионный фонд вправе в 2008 году и  на плановый период 2009 и 2010 годов устанавливать  размер норматива оборотных денежных средств дифференцированно.

     В соответствии с текстом Закона № 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней. Относительно бюджета Пенсионного фонда это означает, что в бюджет Пенсионного фонда РФ входят бюджеты отделений Пенсионного фонда в субъектах РФ.

     Федеральным законом установлены средства, за счет которых происходит формирование бюджета Пенсионного фонда РФ. При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ, должен быть соблюден (ст. 32 Бюджетного кодекса РФ) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующем бюджете.

     В настоящее время доходы Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются  за счет следующих источников:

    1. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
    2. средств федерального бюджета;
    3. сумм пеней и иных финансовых санкций;
    4. доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
    5. межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
    6. добровольных взносов физических лиц и организаций;
    7. иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

      Основным  источником формирования доходов Пенсионного  фонда РФ являются обязательные страховые  взносы работодателей и лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством. Порядок их исчисления регламентируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

      Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  – индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации и  персональным целевым назначением  которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме  страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (ст.3 Федерального закона).

      Объектом  обложения страховыми взносами являются выплаты работодателями физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам либо доходы от предпринимательской деятельности граждан. Тарифы страховых взносов устанавливаются ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

      В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» с 1 января 2009г. в Российской Федерации начала выполняться Программа государственного софинансирования пенсии. Граждане вправе уплачивать добровольные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на накопительную часть трудовой пенсии, а государство в этом случае будет осуществлять их софинансирование за счет средств федерального бюджета, которое включается в состав пенсионных накоплений застрахованных граждан.

      Финансирование государственных пенсий и пособий также производится за счет средств федерального бюджета. Кроме того, за счет бюджетных средств осуществляются расходы на выплату досрочных пенсий безработным.

      Кроме того, с 1 января 2007г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым устанавливается право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007г. появился второй ребенок. В соответствии со ст. 2 этого закона, материнский капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Сумма материнского капитала на одного ребенка, ежегодно индексируется государством. В 2009 году она составляла 312162 руб. 50 коп.

      Порядок размещения пенсионных накоплений устанавливается  Федеральным законом от 24.07.2002г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации», который обеспечивает перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных накоплений. К их числу относятся государственные федеральные ценные бумаги и ценные бумаги субъектов РФ, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги и другие.

      К прочим средствам относятся доходы от размещения временно свободных средств, штрафные санкции и пени, другие поступления.

2.2. Особенности расходования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Цели, определяющие основные направления расходования средств государственным Пенсионным фондом, следующие:

    • социальное обеспечение по возрасту;
    • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
    • социальное обеспечение в случае безработицы;
    • охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

    В соответствии с принятыми в 2001г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд российской Федерации осуществляются выплаты по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Информация о работе Особенности формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации