Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:21, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также его особенностей его функционирования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.изучить теоретические основы Пенсионной системы;
2.проанализировать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда;
3.выявить проблемы движения финансовых ресурсов ПФР и выработать рекомендации.
Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. 4
1.1. Эволюция пенсионной системы. 4
1.2. Пенсионная реформа. 10
Глава 2. Особенности функционирования ПФР. 15
2.1. Формирование Пенсионного фонда. 15
2.2. Особенности расходования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации. 20
Глава 3. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ. 27
Заключение. 34
Список литературы. 38
Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих составных частей:
Расходы
Пенсионного фонда можно
Значительную часть расходов Пенсионного фонда РФ составляют расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций.
Расходы по государственному пенсионному обеспечению состоят из выплат следующим категория граждан:
Расходы на дополнительное пенсионное обеспечение включают в себя доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Расходы
на финансовое и материально –
техническое обеспечение
Для оперативного управления средствами пенсионного фонда РФ создана организация с одноименным названием – Пенсионный фонд Российской Федерации, с трехуровневой структурой управления:
Кроме
того, органы Пенсионного фонда РФ
и его структурные
Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, — от назначения до выплаты пенсий: региональное отделение Пенсионного фонда РФ — банк — управление социальной защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта (Сбербанк) — пенсионер. Разобщенность и многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других источников. В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору аккумуляции пенсионных средств и их расходованию в одном органе управления, что признается многими экономистами.
При создании объединенной службы дополнительные затраты на ее содержание примерно в 2 раза меньше получаемой экономии, которая достигается за счет:
1) повышения точности заявок на финансирование выплаты пенсий;
2) сокращения времени прохождения средств к пенсионерам после ликвидации промежуточных звеньев на их пути;
3) сокращения суммы оборотных средств;
4) контроля за достоверностью сведений, представляемых при назначении пенсий;
5) сокращения нецелевых расходов пенсионных средств.
Правила выплаты пенсии осуществляются в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утверждены Постановлением Правления ПФР и Минтруда РФ от 16 февраля 2004 г. N 15п/1. В соответствии с указанными Правилами, доставка пенсии - это передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 173-ФЗ, доставка трудовой пенсии по месту жительства или месту пребывания пенсионера осуществляется за счет источников, из которых финансируется соответствующая трудовая пенсия, и производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией.
Федеральном законе от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Пенсионному фонду в 2008 году и на плановый период 2009 и 2010 годов было разрешено осуществлять в пределах средств, предусмотренных подразделом "Иные межбюджетные трансферты" раздела "Межбюджетные трансферты", предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на социальные программы субъектов РФ, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной выше категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в 2008 году в размере до 1000000,0 тыс. рублей, в 2009 году в размере до 1200000,0 тыс. рублей, в 2010 году в размере до 1500000,0 тыс. рублей.[7]
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Результатом деятельности Пенсионного фонда является возникновение профицита или дефицита бюджета. Профицит бюджета - это резерв бюджета Пенсионного фонда. Целью создания резерва при этом является обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.
Профицит бюджета определяется Бюджетным кодексом РФ как превышение доходов бюджета над его расходами.
Вопросы создания резерва бюджета Пенсионного фонда решаются в федеральных законах о бюджете Пенсионного фонда на очередной финансовый год.
Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 174-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год" определил размер остатка средств финансового резерва бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2006 года в сумме 26398,1 млн. руб., а также размер остатка средств финансового резерва бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2007 года в сумме 6562,9 млн. руб., средства финансового резерва бюджета Фонда, в сумме 19835,2 млн. руб. были направлены на покрытие дефицита бюджета Фонда.
Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 236-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2007 год" установил, что в 2007 году резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, не создается (ст. 20).
Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2008г. исполнен с профицитом в сумме 120,4 млрд. руб. [7]
Фактическое исполнение бюджета Пенсионного фонда за 2008г. по доходам составило 2 трлн 730,2 млрд. руб. и по расходам - 2 трлн 357,8 млрд. руб. В 2007г. бюджет фонда был исполнен по доходам на 101,7%, по расходам - на 100,2%.
Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду, в соответствии с законодательством РФ, на финансирование выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций, перечислены фонду в полном объеме в сумме 153,1 млрд руб., что составляет 6,5% от общих расходов фонда (в 2007г. - 5,3%). Средства федерального бюджета, направленные на покрытие дефицита бюджета фонда, перечислены в размере 197,1 млрд. руб.
Доходы бюджета фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по состоянию на 1 января 2009г. составили 269,9 млрд. руб., из них доходы от временного размещения пенсионных накоплений - 13,8 млрд. руб.
Объем пенсионных накоплений увеличился за 2008г. в 1,5 раза и по состоянию на 1 января 2009г. составил 725 млрд. руб., в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 312,9 млрд. руб.
Расходы по финансированию затрат на обязательное пенсионное страхование возросли против 2007г. на 27,39% и составили за 2008г. 2 трлн 19,4 млрд. руб. (100% от плана), из них затраты на выплаты трудовых пенсий - 1 трлн 877,4 млрд. руб., или 99,9% от плана.
В 2008г. средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 939 руб., или на 25,3%, и на конец года составил 4 тыс. 652 руб., социальной пенсии - 3 тыс. 7 руб., а для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, средний размер трудовой пенсии по старости составил 6 тыс. 524 руб. Соотношение размера трудовой пенсии по старости на конец 2008г. и прожиточного минимума пенсионера составило 125,6% против 110,4% в 2007г.
Согласно утвержденному отчету об исполнении бюджета ПФР за 2008г.[7], доходы Фонда составили на 4,2% больше запланированных, а расходы - на 0,6% меньше запланированных. Профицит бюджета составил 372,4 млрд. руб. (в 2009 г. эти средства направлены на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР). Превышение доходов над расходами направлено на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц на 1 января 2009г. За 2008 г. средняя пенсия выросла на 24,1%.
С
01.01.2010 вступил в силу Федеральный
закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования", согласно
которому предусматривается переход с
2010 г. от уплаты единого социального налога
к страховым взносам в государственные
внебюджетные фонды. Федеральный закон
относится к пакету антикризисных мер
и направлен на развитие пенсионной системы
и системы обязательного страхования.
Контроль над использованием средств бюджета Пенсионного фонда, осуществляют Счетная палата РФ и Наблюдательный совет ПФР.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" устанавливает, что ведение бухгалтерского учета Пенсионным фондом РФ, учет пенсионных накоплений в специальных частях индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность Пенсионного фонда РФ подлежат ежегодной проверке Счетной палатой РФ. Бухгалтерская (финансовая) отчетность по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансирование выплат за счет средств пенсионных накоплений подлежат ежегодному аудиту в порядке, определяемом Правительством РФ.
Информация о работе Особенности формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации