Особенности организации финансов в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей организации финансов в Германии.
Задачи данной курсовой работы следующие:
1) изучение финансовой системы страны.
2) изучение бюджетного устройства страны.
3) изучение специальных внебюджетных фондов.
4) изучение местных финансов, их структуру.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика финансовой системы страны……………………...5
2.Бюджетное устройство страны………………………………………………11
2.1. Федеральный бюджет…………………………………………………...11
2.2. Бюджеты федеральных земель и общин………………………………..13
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………….15
3.Специальные (внебюджетные) фонды……………………………………..17
4.Государственный кредит…………………………………………………….19
4.1 Государственный долг…………………………………………………...22
5. Сущность и роль местных финансов……………………………………….24
5.1 Доходы и расходы бюджета……………………………………………..29
6. Динамика и структура доходов и расходов федерального бюджета Германии, динамика ВВП
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы …………………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 82.84 Кб (Скачать документ)

Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и  рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка Германии. Несколько меньшее значение имеют  поступления процентных выплат за предоставленные  межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также  средства от реализации этих участий.

Финансы предприятий имеют исключительно  важное значение в структуре финансовой системы, ибо без преувеличения  именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и  финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все  же меньше финансов предприятий. Это  следует уже хотя бы из того, что  бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).

Финансы государственных предприятий - составная часть финансовой системы  страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной собственности. В  руках властей земель, общин и  федерального правительства полностью  находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная  металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей  и судов, добыча нефти и газа.

Государство сосредотачивает в  своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство. Большие  средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру. Деятельность государственных предприятий  в ФРГ в целом убыточна, ибо  на их продукцию, реализуемую частным  монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных  и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных  предприятий.

Финансовая система Германии обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость.

Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что бюджетная  политика ФРГ подчиняется общим  целям экономической политики и  опирается на отлаженный механизм ее реализации, на богатый арсенал средств  и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета, анализируя и учитывая которые можно придти к правильным решениям повышения  экономической ситуации в стране.

 

 

 

 

 

2.Бюджетное устройство страны

Бюджет выступает главным  звеном финансовой системы Германии. В госбюджет включаются доходы и  расходы трех уровней административного  управления:

  •  
    федерации (федеральный бюджет);
  •  
    земель (бюджеты федеральных земель);
  •  
    общин (коммунальные или муниципальные бюджеты).

Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций).  
Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным годом. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному Правительству. Одобренный кабинетом министерств проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату Парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату Парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат Парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой Правительства и становится законом. 
 
В те же сроки и в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное Правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период.  
 
Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является Федеральная Счетная палата, руководство которой избирается обеими палатами Парламента страны (по представлению Правительства ФРГ) сроком на 12 лет. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и Счетную палату. После заключения Счетной палаты Парламент утверждает закон об исполнениибюджета. 
 
Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета. 
 
Федеральный бюджет в полном объеме получает страховой налог, таможенные пошлины, акцизы на нефтепродукты, спиртосодержащие продукты, кофе и табак. К числу совместных налогов относятся: подоходный налог, налог на корпорации, налог с оборота. 
 
Налоговая система Германии включает прямые и косвенные налоги. В группу прямых налогов входят следующие:

  •  
    Подоходный налог – его доля превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений.
  •  
    Налог на собственность (поимущественный) – им облагается имущество физических и юридических лиц.
  •  
    Налог на корпорации – облагаются юридические лица.
  •  
    Поземельный налог – облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья.
  •  
    Налог на транспортные средства – уплачивают владельцы мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей.

 
В группу косвенных налогов входят:

  •  
    Налог на добавленную стоимость (НДС) – на него приходится 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране. Налогом облагается конечный потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и услуг.
  •  
    Индивидуальные акцизы (налоги на потребление);
  •  
    Таможенные пошлины;
  •  
    Импортный налог – им облагаются ввозимые товары, которые получают экспортные льготы в странах их производства.

 
Одним из орудий воздействия государства  на процесс общественного воспроизводства  выступают государственные расходы, которые отражают особенности развития страны. Структура расходов федерального бюджета представлена следующими направлениями:

  •  
    Социальная защита населения – 50%;
  •  
    Национальная оборона и национальная безопасность – 30%;
  •  
    Исследования и высшее образование – 10%;
  •  
    Транспортная инфраструктура и содержание федеральных автодорог – 10%.

 
             2.2. Бюджеты федеральных земель и общин

              

Финансы земель и общин  занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе Германии составляет свыше 20%. Земли  и общины несут почти 100% общегосударственных  расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное и жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание гос. аппарата. 
 
Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Федеральные земли получают в полном объеме:

  •  
    Налог на наследование и дарение;
  •  
    Налог на транспортные средства;
  •  
    Налог на пиво;
  •  
    Налог на лотереи, скачки и казино;
  •  
    Налог на противопожарную безопасность;
  •  
    Налог на приобретение земельного участка.

 
Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых  поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному  страхованию, включающие взносы на медицинское  и пенсионное страхование и страхование  по безработице. 
 
Основные направления расходов бюджетов федеральных земель:

  •  
    Развитие культуры и среднего образования;
  •  
    Защита предпринимательства;
  •  
    Общественная безопасность;
  •  
    Налоговое администрирование.

 
Бюджеты общин получают в полном объеме:

  •  
    Промысловый налог – взимается при распределении прибыли до уплаты корпорационного налога;
  •  
    Налог на землю;
  •  
    Местные налоги (на напитки, на упаковку, на собак, на охоту и рыболовство).

 
В доход бюджетов общин поступают  различные административные сборы  и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства  относятся доходы от муниципальных  домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов. 
 
Основные направления расходов бюджетов общин (коммун):

  •  
    Развитие культуры и дошкольного образования;
  •  
    Транспортное обеспечение дорог;
  •  
    Здравоохранение.

 
Однако расходы земель и общин  ни в коей мере не обеспечиваются только поступлениями налогов. Для финансирования расходов бюджеты земель и общин  получают от федерального Правительства  дотации – целевые и общие. 

2.3 Дефицит и профицит бюджета

Дефицит бюджета ФРГ в 2012 г. составил около 0,5% ВВП. Хорошее состояние  государственных финансов объясняется  развитой экономикой, стабильными налоговыми поступлениями и низкой стоимостью заимствований. В 2011 г. дефицит госбюджета составил 1% ВВП. По нормативным актам  ЕС ежегодный дефицит бюджета  не должен превышать 3% ВВП.

Бюджет Германии в первом полугодии 2012 года оказался профицитным на фоне колоссального роста долговой нагрузки в большинстве стран Европы, сообщает AFP. В январе-июне в немецкую казну поступило на 8,3 миллиарда евро больше, чем было потрачено. Cумма профицита составляет 0,6 процента ВВП.

Бюджет ФРГ вышел в плюс впервые  с 2007 года. После глобального кризиса  правительство было вынуждено занимать деньги для того, чтобы поддержать экономику.

В первую очередь, результата в текущем  году удалось достичь за счет разгрузки  системы социального обеспечения, которая благодаря низкой безработице  получила профицит в 11,6 миллиарда евро. Непосредственно федеральные, земельные  и муниципальные бюджеты оказались  в минусе.

В других странах еврозоны бюджет находится в глубоком минусе, причем мало кому из них сейчас удается  выполнить требование Брюсселя по удерживанию  дефицита на уровне 3 процентов ВВП.

Самая тяжелая ситуация складывается в Испании, где расходы бюджета  в первом полугодии в два раза превысили доходы - 88 миллиардов евро против 45. Ухудшения финансовой ситуации вызвано как с необходимостью больше тратить в условиях кризиса, так и с падением налоговых  и прочих поступлений.

ВВП Германии во втором квартале 2012 года вырос на 0,3 процента. В первые три  месяца года экономика страны также  росла - на 0,5 процента. В большинстве  государств еврозоны в этот период наблюдалась стагнация или падение  ВВП.

В последнем проекте бюджета  Германии предусмотрены новые заимствования  в размере 32,1 млрд евро в 2012 году и 18,8 млрд евро в 2013 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Специальные фонды

Специальные фонды – важное звено  финансовой системы ФРГ. По объему эти  фонды стоят на втором месте после  государственного бюджета страны. Главное  место среди них занимает Фонд социального страхования, который  состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования – это фонды страхования  по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионного страхования рабочих  и служащих, а также лиц, не работающих по найму.  
 
Общей для всех фондов социального страхования является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей. 
 
Самыми значительными, кроме налогов являются взносы на социальное страхование. Эти взносы представляют собой финансово-экономическую основу коллективной поддержки на случай старости, болезни и кризиса. Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет налогов, то есть всего общества, и в масштабе всего общества, за счет государственного бюджета. 
 
В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального Правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды. Фонд выравнивания бремени войны был создан с целью «оказания помощи населению, пострадавшему от войны». Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.

Информация о работе Особенности организации финансов в Германии