Особенности организации финансов в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей организации финансов в Германии.
Задачи данной курсовой работы следующие:
1) изучение финансовой системы страны.
2) изучение бюджетного устройства страны.
3) изучение специальных внебюджетных фондов.
4) изучение местных финансов, их структуру.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика финансовой системы страны……………………...5
2.Бюджетное устройство страны………………………………………………11
2.1. Федеральный бюджет…………………………………………………...11
2.2. Бюджеты федеральных земель и общин………………………………..13
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………….15
3.Специальные (внебюджетные) фонды……………………………………..17
4.Государственный кредит…………………………………………………….19
4.1 Государственный долг…………………………………………………...22
5. Сущность и роль местных финансов……………………………………….24
5.1 Доходы и расходы бюджета……………………………………………..29
6. Динамика и структура доходов и расходов федерального бюджета Германии, динамика ВВП
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы …………………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 82.84 Кб (Скачать документ)

Фонд развития европейской экономики  создан в связи с действием  после второй мировой войны американского  «плана Маршалла». В фонд отчислялись  средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственный кредит

На  сегодняшний день Германия активно  участвует в развитии государственных  кредитных отношений. Это связано с наличием в стране бюджетного дефицита, а также с влиянием мирового финансового кризиса. Для решения этой проблемы правительством Германии был создан ряд институтов, занимающихся проблемами управления государственным кредитом. Среди них можно выделить такие как Федеральное министерство финансов, ООО «Финансовое агентство Германии» и Немецкий федеральный банк.

Федеральное министерство финансов несёт общую  ответственность за организацию  процесса привлечения кредитов. Здесь  разрабатывается стратегия получения  кредитов, планируются новые финансовые инструменты по привлечению ресурсов для государственных нужд.

Управление государственным  кредитом возложено на ООО «Финансовое  агентство Германии», которое привлекает средства для финансирования дефицита бюджета. Целью создания агентства  являлась минимизация расходов, связанных  с обслуживанием государственного долга, а также оптимизация его  структуры. Агентство уполномочено выпускать в обращение и реализовывать  соответствующие инструменты долгового  финансирования. С 1 августа 2006 г. к нему перешли некоторые функции Федерального управления ценными бумагами в области  кредита, в частности операции за счёт частных клиентов и ведение  книги государственного долга.

Немецкий  федеральный банк поддерживает Министерство финансов при выполнении задач по управлению государственным кредитом. Он ведёт центральный счёт Казначейства, организовывает аукционы по первичному размещению федеральных ценных бумаг и осуществляет операции на вторичном рынке.

Для привлечения средств на нужды  государства перечисленные институты используют широкий спектр ценных бумаг. Так с 1 июня 2005 г. выпущены в обращение облигации федерального займа сроком на 5 лет в объёме 5 миллиардов долларов с купонным доходом – 3,875 % годовых. Также с 2006 г. эмитируются федеральные облигации, процентные выплаты по которым привязаны к уровню инфляции в зоне евро.

Что же касается общей структуры государственных  заимствований (данные представлены на 2008 год), исходя из инструментов привлечения ее можно представить следующим образом: 96,5% привлекается по средствам ценных бумаг, реализуемых на аукционах среди членов так называемой группы участников аукциона по федеральным ценным бумагам (29 крупнейших немецких и иностранных банков), 4,49% занимают ценные бумаги, реализованные частным инвесторам через кредитные институты. Привлечение кредитов в форме выпуска долговых обязательств на сегодняшний день практически прекратилось и составило лишь 0,01 % всех полученных средств. Суммарная потребность в кредите составила в 2008 г. 229,6 млрд. евро. Необходимо отметить, что благодаря продуманной политике государства и рациональному использованию ресурсов в течение 2004-2008 гг. наблюдалась устойчивая тенденция снижения задолженности по кредиту, что привело к сокращению дефицита федерального бюджета.

Помимо  организации, занимающихся аккумуляцией и привлечением ресурсов, в Германии создана финансовая группа KFW Group, целью которой является предоставление финансовых ресурсов коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия с целью стимулирования малого бизнеса. Эта группа выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. Она предоставляет льготные кредиты более 3 млн. малых предприятий Германии.

Особенностью  предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KFW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100% ответственности за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу.

Для малого бизнеса в Германии предусмотрены  льготные условия кредитования. Среди  них:

    1. низкая процентная ставка по кредитам;
    2. долгосрочные кредиты (до 10 лет);
    3. освобождение от выплат по кредиту в первые два года;
    4. возможность долгосрочного возвращения кредита и т.д.

Что касается кредитования сельского хозяйства, то в Германии сложился смешанный тип кредитования сельских товаропроизводителей, то есть кредиты предоставляются как коммерческими банками, так и специализированными кредитными организациями. Отличительная особенность сельскохозяйственного кредитования в Германии - организация системы кредитования по трем уровням. Верхний уровень представлен кооперативным банком «Дойче Геноссенийафтебанк», пайщики - региональные кооперативные банки, формирующие второй уровень кредитования сельских товаропроизводителей, третий уровень - сельскохозяйственные предприятия. Примером сельскохозяйственного кредитования может служить Программа инвестиционного стимулирования и Общая программа аграрных кредитов, предусматривающая льготное кредитование фермеров ФРГ в виде ссуд с 1% годовых или путем снижения ссудного процента действующих кредитов на 4-7%.

В условиях мирового финансового кризиса, а также из-за роста дефицита госбюджета до 79 млрд. евро, Германия была вынуждена прибегнуть к созданию дополнительных институтов, целью которых является преодоление кризиса ликвидности и поддержка небанковских финансово-кредитных организаций. Среди них можно выделить Фонд финансовой стабилизации и фонд инвестиций и погашения.

Полномочия Фонда финансовой стабилизации в сфере привлечения  кредитов ограничены 90 миллиардами  евро, но при соблюдении определённых условий и с согласия Бюджетной  комиссии они могут быть увеличены  до 100 млрд. евро. Фонд инвестиций и погашения  располагает меньшими полномочиями по привлечению кредитных ресурсов – 25,2 млрд. евро. Кредитование обоих  фондов осуществляется совместно с  кредитованием дефицита федерального бюджета на одинаковых условиях.

Усиливающееся влияние кризиса  на немецкую экономику потребовало  от правительства Германии принять  ряд мер, связанных увеличением  государственного кредитования.  Так в ноябре 2008 г. был принят первый пакет мер, предназначенный для преодоления фазы спада, гарантирования занятости и поддержания предприятий, домашних хозяйств и коммун. Как продолжение в январе 2009 г. был введён второй пакет, ориентированный на проблемы рынка труда, повышение темпов экономического роста и модернизации экономики. Финансирование обоих пакетов на сумму в 84 млрд. евро производится преимущественно с помощью заимствований.

С одной стороны, благодаря предпринятым мерам в Германии удалось избежать резкого скачка безработицы и  сохранить  динамику личного потребления. Но с другой стороны, вследствие применения мер финансового стимулирования развития экономики в условиях рецессии в Германии, как и практически во всех странах, возрос дефицит государственного бюджета. Так, в 2010 г. бюджетный дефицит, по прогнозу Deutsche Bank, превысит 6% ВВП, что приведет к увеличению государственного долга до 80% ВВП к концу будущего года (в 2008 г. он составлял около 66% ВВП, в 2009 – 70 %).

В связи с высокими темпами роста государственного долга в 2009 году в Германии был  принят законопроект, предусматривающий введение с 1 января 2016 г. ограничения ежегодных государственных заимствований (не более 0,35% ВВП), а также запрет заимствований федеральными землями с 1 января 2020 г.

Таким образом, опыт Германии показал, что  применение государственного кредита в кризисных ситуациях может быть достаточно действенным. Однако не стоит забывать и об угрозе, которую может принести госкредитование в виде увеличения государственного долга и бюджетного дефицита. Это еще раз доказывает мысль о необходимости проведения продуманной и тщательно разработанной экономической политики в сфере кредитования.

4.1 Государственный долг

Мировой кризис привел к резкому  росту государственной задолженности  ФРГ, который, по официальным прогнозам, будет продолжаться и в течение  последующих 4 лет. По расчетам экспертов, с 2009 по 2013 годы задолженность бюджетов всех уровней - германской федерации, федеральных  земель и коммун - увеличится в общей  сложности на 509 млрд евро, сообщил 8 июля Совет по финансовому планированию.

Таким образом, общая сумма госзадолженности Германии к 2013 году может превысить 2 трлн евро - рекордный показатель за всю историю существования ФРГ, отмечает DW-World.

Это означает, что как минимум  в течение ближайших 4-х лет  Германия будет нарушать критерии Маастрихтских  соглашений по дефициту бюджета и  размерам госзадолженности. В соответствии с так называемым Пактом стабильности, прирост госзадолженности государств Евросоюза не должен превышать 3% валового внутреннего продукта (ВВП).

По официальным прогнозам, в 2010 году прирост госзадолженности Германии достиг рекордного значения в 6% ВВП. А  в 2013 году этот показатель, по всей вероятности, еще будет составлять около 3%. Федеральное  правительство уже заявило о  том, что в ближайшие годы ФРГ  не сможет соблюсти условия Пакта  стабильности.

Кроме того, Германии не избежать и  превышения разрешенного уровня совокупной госзадолженности в 60% от ВВП. По расчетам Совета по финансовому планированию, в текущем году объем госзадолженности составит 74% от ВВП, а в 2012 и 2013 годах - даже 82%.

По данным Федерального статистического  ведомства, для многих жителей Германии также растет опасность оказаться  на грани бедности. В эту категорию  попадают граждане с доходом менее 848 евро в месяц. Согласно статистике, в федеральных землях Бремен и  Мекленбург - Передняя Померания бедность угрожает каждому четвертому жителю. Бедными в Германии считаются  те, у кого доход на члена семьи  составляет меньше половины среднего по стране.

 

 

 

5. Сущность и роль местных  финансов

Местные финансы, или финансы местных  органов управления, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных  финансов приходится в ФРГ— 50—60%.

Местные финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых местные органы управления распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с возложенными на них функциями.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции  регулирования этих процессов переходят  от центральных уровней государственной  власти к местным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Местные финансы  активно вовлекаются в регулирование  экономики, стимулирование экономического роста, в реализацию региональных программ, воспроизводство рабочей силы.

Через местные финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам  власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного  образования, здравоохранения, коммунального  обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и  высшие учебные заведения, крупные  объекты здравоохранения, мероприятия  по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

В соответствии с конституцией и  законами местные органы власти ведут  свое бюджетное хозяйство самостоятельно и независимо, т.е. несут ответственность  за планирование и исполнение своих  бюджетов, а также осуществляют контроль за этими процессами.

Состав и структура местных финансов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления.

Главное звено местных финансов — местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. В Германии к ним относятся — земли, уезды, города, общины. В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Информация о работе Особенности организации финансов в Германии