Особенности организации финансов в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей организации финансов в Германии.
Задачи данной курсовой работы следующие:
1) изучение финансовой системы страны.
2) изучение бюджетного устройства страны.
3) изучение специальных внебюджетных фондов.
4) изучение местных финансов, их структуру.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика финансовой системы страны……………………...5
2.Бюджетное устройство страны………………………………………………11
2.1. Федеральный бюджет…………………………………………………...11
2.2. Бюджеты федеральных земель и общин………………………………..13
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………….15
3.Специальные (внебюджетные) фонды……………………………………..17
4.Государственный кредит…………………………………………………….19
4.1 Государственный долг…………………………………………………...22
5. Сущность и роль местных финансов……………………………………….24
5.1 Доходы и расходы бюджета……………………………………………..29
6. Динамика и структура доходов и расходов федерального бюджета Германии, динамика ВВП
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы …………………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 82.84 Кб (Скачать документ)

На втором месте после налогов  находятся прочие поступления (более 30 млрд. евро в год). Они включают в себя административные и иные доходы, а также доходы от чеканки монет. Оба этих вида доходов характеризуются и во II, и в III периодах либо замедленным ростом, либо сокращением, соответственно доля прочих поступлений в федеральных доходах показывает четкую тенденцию к падению (с 11,3% в 2002-2006 гг. до 10,5% в 2007-2011 гг. и 7,5% в 2012-2016 гг.).

Последнее, третье место среди видов  доходов федерального бюджета занимают чистые привлеченные займы (немногим менее 25 млрд. евро в год), т.е. привлеченные займы за вычетом погашенных. В I периоде этот вид доходов с удельным весом в 13,2% был на втором месте после налогов, в последние пять лет его доля уменьшилась до 8,4%, а на следующую пятилетку запланировано снижение данного показателя до 4,5%. В2009 г. Парламент ФРГ утвердил политику «долгового тормоза» для федерального бюджета путем изменения статьи 115 Основного закона: максимально допустимый с2016 г. структурный дефицит (объем чистых привлеченных займов с учетом ряда корректировок) определен на уровне 0,35% ВВП. Согласно федеральному финансовому плану на 2012-2016 гг., чистые привлеченные займы сократятся в 2012-2015 гг. с 32,1 млрд. евро до 4,7 млрд. евро, а в2016 г. федеральный бюджет должен будет обойтись без них. Достигнутое к ноябрю2012 г. перевыполнение федерального бюджета по доходам позволило министру финансов В. Шойбле заявить: «На следующий год мы составим бюджет со структурным дефицитом на уровне менее 0,35% ВВП, что обеспечит достижение цели на три года ранее установленного Основным законом срока. А на2014 г. мы представим бюджет без структурного дефицита» [15].

Следует отметить, что рассмотренные  составные части доходов федерального бюджета (налоговые поступления, прочие поступления, чистые привлеченные займы) заметно различаются по коэффициенту колеблемости (рассчитывается как отношение  среднеквадратичного отклонения к  средней арифметической динамического  ряда), характеризующему стабильность динамики показателей в течение  определенного времени. Иерархия устойчивости трех видов федеральных доходов  выглядит следующим образом: максимальная – у налоговых поступлений (коэффициент  колеблемости в 2002-2016 гг. составляет 12,1%), средняя – у прочих поступлений (14,6%), минимальная – у чистых привлеченных займов (41,3%).

Налоговые поступления в федеральный бюджет в разрезе прямых и косвенных налогов. Точную разбивку на прямые и косвенные налоги в рамках федерального бюджета можно провести лишь на основе данных об исполнении бюджета (т.е. за периоды I и II). Для определения прогнозируемых на III период объемов прямых и косвенных налогов пришлось сделать приблизительную оценку, поскольку часть федеральных налогов указана в федеральном финансовом плане на следующую пятилетку общей суммой. В этой недифференцированной группе содержатся как прямые налоги (целевые налоговые надбавки к налогам на зарплату, доходы физических лиц, доход от капитала, прибыль корпораций, направляемые на развитие восточных регионов ФРГ), так и косвенные налоги (налог на страховые услуги и прочие налоги/импортные пошлины; прочие налоги включают в себя налоги на кофе, автомобили, вылеты авиапассажиров, впервые использованные ядерные тепловыделяющие элементы). Проведенный расчет показывает: в 2002-2006 гг. доля косвенных налогов в налоговых поступлениях составила 55,4%, в 2007-2011 гг. она почти не изменилась (55,9%), а в 2012-2016 гг. ожидается ее снижение до уровня около 53%. Доля прямых налогов, находившаяся до сих пор, соответственно, на уровне 45-44%, должна вырасти примерно до 47%; это произойдет прежде всего за счет увеличения удельного веса налога на зарплату и подоходного налога на 2,3 п.п. Отмеченные сдвиги повлияют на роль налогов в доходах федерального бюджета следующим образом: если в последние десять лет эта роль повышалась примерно в равной степени за счет прямых и косвенных налогов, то в дальнейшем основная нагрузка в поддержании данной тенденции ляжет на прямые налоги.

Прямые и косвенные налоги в федеральном бюджете и в бюджетах других уровней. Федеральное министерство финансов публикует данные о суммах прямых и косвенных налогов только в отношении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней [14], без разбивки на федеральный и иные бюджеты. Проведенное нами разделение налоговых поступлений в федеральный бюджет на прямые и косвенные налоги позволяет рассчитать соответствующие суммы в отношении бюджетов других уровней. В результате выявляется весьма интересная картина: в отличие от федерального бюджета, для которого характерно доминирование косвенных налогов, в региональных и местных бюджетах преобладают прямые налоги, причем их доля в налоговых поступлениях растет (с 51,3% в периоде I до 53,8% в периоде II и 55,0% в периоде III). Поскольку большая часть совокупных налогов относится к региональным/местным бюджетам (пропорция между налогами, идущими в федеральный бюджет, и налогами, поступающими в бюджеты других уровней, составляет примерно 43:57), бюджетная система ФРГ в целом постепенно переносит акцент на прямые налоги. Так, их удельный вес в налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней вырос с 48,5% в 2002-2006 гг. до 49,7% в 2007-2011 гг., а на 2012-2016 гг. запланирован подъем до 51,5%. Среди двух основных функций налогов – регулирующей (влияние на экономическую активность) и фискальной (обеспечение мобилизации средств в бюджет) – прямые налоги выполняют преимущественно первую, а косвенные – главным образом вторую функцию. Поворот в сторону прямых налогов, происходящий на всех уровнях бюджета, в т.ч. и на федеральном уровне, означает усиление внимания к регулирующей функции. В то же время приоритетом для федерального бюджета, сохраняющего косвенные налоги в качестве главной опоры налоговых поступлений, является фискальная функция, тогда как для региональных и местных бюджетов – регулирующая функция. Далее, коэффициент колеблемости у косвенных налогов заметно ниже, чем у прямых налогов (в 2002-2016 гг. в рамках федерального бюджета этот показатель составил 10,8 и 14,4% соответственно), т.е. устойчивость поступлений от косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами гораздо выше. Следовательно, определенный консерватизм федерального бюджета по сравнению с региональными/местными бюджетами в деле переориентации на прямые налоги дополнительно укрепляет стабильность федеральных доходов.

В целом специфика федерального бюджета в мобилизации средств  заключается в том, что его  доля в национальных бюджетных доходах  гораздо скромнее (37,1%), чем в совокупных налоговых поступлениях (42,9%) и в  совокупных косвенных налогах (47,7%). Указанные индикаторы относятся  к последней пятилетке, ранее  они составляли 36,5%, 42,6% и 45,8% соответственно, а в дальнейшем ожидаются на уровнях 36,3% доходов, 42,1% налогов и 46,3% косвенных  налогов. Следует отметить, что разрывы  между федеральными долями в бюджетных  доходах и долями в налогах (около 6 п.п.) и косвенных налогах (около 10 п.п.) с течением времени почти не меняются.

Подведем итоги анализа динамики и структуры доходов федерального бюджета Германии.

1. Занижение доли федерального  бюджета в доходах бюджетной  системы в целом относительно  его доли в соответствующих  расходах неуклонно уменьшается,  т.е. сокращаются масштабы «донорства»,  оказываемого доходами местных  и региональных бюджетов в  пользу доходов федерального  бюджета. Приближение к «жизни  по средствам», несомненно, окажет  положительное влияние на устойчивость  федерального бюджета. В то  же время на федеральном уровне  доходы приводятся в соответствие  с расходами в более щадящем  режиме, чем на региональном и  местном уровнях.

2. Главные структурные сдвиги  в федеральных доходах представляются  следующими:

- с одной стороны, повышение важности налоговых поступлений, воплощающееся прежде всего в укреплении ведущей роли федеральной части долевых налогов (а именно, налогов на зарплату и на доходы физических лиц, а также налогов на добавленную стоимость и на оборот импортированных товаров) по отношению к федеральным налогам;

- с другой стороны, уменьшение значения прочих поступлений и чистых привлеченных займов (в случае с последними – сведение в2016 г. к нулю).

3. Соотношение между прямыми  и косвенными налогами на федеральном  уровне свидетельствует о преобладании  косвенных налогов, и в ближайшем  будущем эта ситуация сохранится; в то же время роль прямых  налогов в доходах федерального  бюджета будет повышаться.

4. Сравнение с региональными/местными  бюджетами показывает: федеральный  бюджет «забирает» повышенную  долю самых стабильных доходов  – налогов, а в рамках последних  распоряжается еще более высокой  долей самых стабильных – косвенных  – налогов.

Таким образом, федеральный бюджет находится в привилегированном  положении как в отношении  интенсивности финансового оздоровления, так и с точки зрения обеспечения  надежности доходной базы. 

Динамика и структура  расходов федерального бюджета Германии

Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП  остается сравнительно стабильным в  ФРГ: от 13% в повышательных фазах  до 15% в годы кризисов.

Наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальное обеспечение. Их удельный вес в 2008 г. составил 45,9 %. В динамике их удельный вес снижается, но незначительно(с 46,9 до 45,3%). В абсолютном выражении расходы на социальное обеспечение растут. В 2008 г. они составили 119,4 млрд. евро. До 2010 планируется увеличение на 2,4 млрд. евро. К этому разделу относятся следующие расходы: услуги пенсионного страхования, рынок рабочей силы, услуги для семей, дотации на аренду жилья, премии за строительство жилья, услуги жертвам войны, возмещение ущерба, сельскохозяйственная социальная политика и другое. Среди социальных расходов наибольший удельный вес принадлежит услугам пенсионного страхования(31,1%), рынку рабочей силы(8%).

Второе место по удельному  весу занимают расходы на общее финансовое хозяйство. Доля этих расходов растет. С 24,7 в 2006г. до 26,7% в 2008 г. прогнозируется дальнейшее увеличение до 28,4 %. В суммарном  выражении расходы по данному  разделу так же возрастают с 62,7 в 2006 до 69,5 млрд. евро в 2008г. Прогнозируется до 2010г. их увеличение еще на 7,5 млрд. евро. К основным подразделам можно  отнести процентные расходы, услуги снабжения, государственное имущество, правопреемство дел учреждений опеки  и прочие. Среди расходов на общее  финансовое хозяйство наибольший удельный вес занимают процентные расходы(65,6%) и услуги снабжения(21,1%). Между тем  предусматривается относительное  сокращение процентных расходов в результате начатой оптимизации портфеля долгов.

Третьей статьей по удельному  весу являются расходы на оборону. В 2008 г. их доля составила 9,5%. В относительном  выражении доля этих расходов остается постоянной. В абсолютном выражении  расходы на оборону постепенно увеличиваются. В 2006г. они составляли 24,1 млрд. евро, к 2008 г. они увеличились на 695 млн. евро, к 2010 планируется их увеличение еще на 737 млн. евро. В разделе «оборона»  выделяют два подраздела – военные  расходы и дальнейшие оборонные  расходы.

Исследования, образование, наука, культура. Доля данного раздела  снижается с каждым годом. В 2006г. она составляла 4,8%, в 2008-4,5%, а к 2010-4,2%. В абсолютном выражении расходы  по этому разделу так же снижаются. С 2006г. к 2008 они снизились на 496 млн. евро. К 2010г. прогнозируется их снижение еще на 389 млн. евро. Увеличение инвестиций в эту область рассматривается  как существенная предпосылка для  повышения производительности экономики, завоевания новых рынков и улучшения  квалификации молодого поколения.

Здравоохранение и спорт  – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела  способность населения страны участвовать  во всех сферах производства. Т.е. с  помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов  и т.д.

Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному разделу  составит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% . по сравнению с 2007г. расходы данного  раздела увеличились на 5316,5 млн. руб.

Если сравнивать с 2006г., то на социально-культурные мероприятия  в 2008 г. по сравнению с 2006 г. увеличились 321 млрд. руб. в относительном выражении  они уменьшились с 14,6 % до 14,3%.

Менее финансируемые разделы  федерального бюджета, удельный вес  которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Если сравнить сумму бюджетных  расходов в РФ и в ФРГ за год  в денежном выражении, то получим, что  в Германии она больше в 1,5 раза. Это  связано с тем, что Россия и  Германия находятся на разных уровнях  развития. Германия входит к числу  наиболее развитых стран мира.

В ФРГ наибольшая доля средств  идет на социальное обеспечение( около 1/3). Это говорит о социальной направленности бюджета ФРГ. Раздел национальная оборона в ФРГ составляет менее 10% и динамика этих расходов к снижению. Статья образование. На нее выделяется около 5% и наблюдается тенденция к снижению. В общем можно сказать о том, что в ФРГ большая часть бюджета идет на социальное обеспечение.

 

Федеральное статистическое управление Германии обнародовало, что в октябре  текущего года в Германии цены на импорт снизились по сравнению с сентябрем  на 3,6% и выросли на 2,9% по сравнению  с октябрем прошлого года.                                                                                                                                                         

Показатель

Период

Значение

Ед. изм.

Изм. абс.

Изм., % MoM

Изм., % QoQ

Изм., % YoY

Дата публ.

ВВП

ВВП Германии

IV квартал 12

110.73

%

-0.7

-

-0.6

0.4

22.02.13

 

Внутренний  спрос 

IV квартал 12

-

%

-

-

0.2

-0.6

22.02.13

 

Государственные расходы 

IV квартал 12

113.9

%

-

-

0.4

1.4

22.02.13

 

Инвестиции  в строительство

IV квартал 12

108.89

%

-0.1

-

-0.1

-1.6

22.02.13

 

Объем импорта

IV квартал 12

137.03

%

-0.9

-

-0.6

1.5

22.02.13

 

Объем экспорта

IV квартал 12

139.48

%

-2.9

-

-2

3.4

22.02.13

 

Частное потребление

IV квартал 12

105.61

%

0.08

-

0.1

0.4

22.02.13

 

Инфляция

Индекс  оптовых цен 

Февраль 13

123.7

%

0.1

0.1

-

1.4

12.03.13

 

Индекс  потребительских цен

Февраль 13

105.1

%

0.6

0.6

-

1.5

12.03.13

 

Индекс  потребительских цен, рассчитанный по стандартам Еврозоны

Февраль 13

-

%

-

0.8

-

1.8

12.03.13

 

Индекс  цен на импорт

Январь 13

118.2

%

0.1

0.1

-

-0.8

27.02.13

 

Индекс  цен на экспорт

Январь 13

111.5

%

0

0

-

0.3

27.02.13

 

Индекс  цен производителей

Январь 13

119.3

%

0.9

0.8

-

1.7

20.02.13

 

Показатели рынка труда

Изменение числа безработных

Февраль 13

2.917

млн

-3

-

-

-

28.02.13

 

Уровень безработицы (с учетом сезонных колебаний)

Февраль 13

6.9

%

-

0

-

-

28.02.13

 

Уровень безработицы ILO

Январь 13

5.3

%

-

0

-

-

28.02.13

 

Промышленность

Индекс PMI для сферы услуг

Январь 13

55.7

пункты

3.6

-

-

-

05.02.13

 

Объем промышленного производства

Декабрь 12

109.3

%

0.3

0.3

-

-1.1

07.02.13

 

Объем промышленных заказов 

Январь 13

100.6

%

-

-1.9

-

-2.1

07.03.13

 

Производственный  индекс PMI

Февраль 13

50.3

пункты

1.5

-

-

-

01.03.13

 

Внешняя торговля

Объем импорта (с учетом сезонной поправки)

Январь 13

76.18

млрд евро

2.46

3.3

-

2.3

11.03.13

 

Объем экспорта (с учетом сезонной поправки)

Январь 13

91.91

млрд евро

1.3

1.4

-

2.4

11.03.13

 

Сальдо  текущего платежного баланса 

Январь 13

11.3

млрд евро

-8.9

-

-

-

11.03.13

 

Торговый  баланс

Январь 13

13.7

млрд евро

1.6

13.2

-

3.8

11.03.13

 

Потребительский рынок

Объем розничных продаж

Январь 13

-

%

-

3.1

-

2.4

01.03.13

 

Индикаторы настроений

Индекс  деловой активности

Февраль 13

107.4

пункты

3.1

-

-

-

22.02.13

 

Индекс  деловых ожиданий на ближайшие полгода

Февраль 13

104.6

пункты

4

-

-

-

22.02.13

 

Индекс  института ZEW (настроения в экономической  сфере)

Декабрь 12

92.6

пункты

2.4

-

-

-

19.02.13

 

Индекс  института ZEW (текущая ситуация)

Февраль 13

5.2

пункты

-1.9

-

-

-

19.02.13

 

Индекс  оценки бизнеса на текущий момент

Февраль 13

110.2

пункты

2.1

-

-

-

22.02.13

 

Информация о работе Особенности организации финансов в Германии