Автор работы: Николай Аникин, 24 Июля 2010 в 12:56, отчет по практике
Местом прохождения моей преддипломной практики является торговое предприятие – ИП Черемухин С.И. (магазин бытовой техники - Техномаркет «Лого»). Организационно-правовая форма магазина – индивидуальное предприятие.
Торговое предприятие начало свою деятельность с января 2004года. Основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами, магазин специализируется на продаже бытовой техники. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.
Магазин «Лого» располагается на арендованных площадях, общая площадь торгового предприятия составляет 680 кв. м. Площадь торгового зала магазина составляет 457 кв. м. В торговом зале выставлены образцы бытовой техники.
Магазин располагается недалеко от центра города, что не очень удобно для остальных жителей города. Однако в этом районе это единственный магазин бытовой техники. Перед магазином предусмотрена небольшая автомобильная парковка, что очень удобно для покупателей. Магазин работает с 10-00 до 19-00, без перерыва, в выходные магазин работает: в субботу с 10-00 до 18-00, а в воскресенье – с 10-00 до 16-00. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей.
Таблица 4 - Определение сезонности продажи товаров по кварталам года за 2007 -2009 года.
Квар-тал | Объем продаж, тыс.руб. | Коэффи-циент сезонно-сти, % | ||||
2007
год
Сумма, тыс.руб. |
2008 год
Сумма, тыс.руб. |
2009 год
Сумма, тыс.руб |
итого за три
года
Сумма, тыс.руб. |
средний за три
года
Сумма, тыс.руб. | ||
I | 14867 | 18993 | 24360 | 58220 | 19406,6 | 93,1 |
II | 14307 | 21917 | 22014 | 58238 | 19412,6 | 93,1 |
III | 15678 | 20198 | 26328 | 62204 | 20734,6 | 99,4 |
IV | 22501 | 20620 | 28330 | 71451 | 23817 | 114,2 |
Итого за год | 67353 | 81728 | 101032 | 250113 | 83371 | 400 |
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2008 года.
Проведем анализ структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме товарооборота.
Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле:
где Тгр – товарооборот группы товаров;
То – товарооборот общий.
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 7 товарных групп. Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы.
Таблица 5 - Анализ структуры товарооборота ИП Черемухина С.И.
Товарные группы | 2008год | 2009год | Изменения в динамике структуры товарооб., % | Темп отклонения (%) | ||||
Сумма, тыс.руб. | Удельный вес, % | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действ. ценах | В сопост. ценах | |||
Сумма, тыс.руб. | Удельный вес, % | |||||||
Аудио- видео | 12365 | 15,1 | 15963 | 15,7 | 14511,8 | 0,6 | 129,1 | 117,4 |
Бытовая техн. | 6523 | 7,9 | 8512 | 8,4 | 7738,1 | 0,4 | 130,5 | 118,6 |
Техн. Для кухни | 15698 | 19,2 | 20145 | 19,9 | 18313,6 | 0,7 | 128,3 | 116,6 |
Встраив. техн | 10289 | 12,5 | 13279 | 13,1 | 12071,8 | 0,5 | 129,1 | 117,3 |
Авто апп. | 13947 | 17 | 16845 | 16,6 | 15313,6 | -0,3 | 120,7 | 109,8 |
Компьют. | 13697 | 16,7 | 14250 | 14,1 | 12954,5 | -2,6 | 104 | 94,6 |
Прочие | 9209 | 11,2 | 12038 | 11,9 | 10943,6 | 0,6 | 130,7 | 118,8 |
итого | 81728 | 100 | 101032 | 100 | 91847,2 | - | 123,6 | 112,4 |
Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа компьютеров снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 2,6 тыс. руб.
Неравномерность
развития розничного товарооборота
в ассортиментном разрезе в динамике
привела к изменению его
Данные
анализа показали, что более высокими
темпами выросли продажи
Товарооборот изменился под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.
Для расчета влияния цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах прошлого года.
где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах
Тф – товарооборот в фактических ценах;
Јцен – индекс цен
Јцен в 2009г. = 1,1
Тс = 101032 / 1,1 = 91847,2
Влияние изменения цен = 101032 - 91847,2 = 9184,7 тыс. руб.
За счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный.
В том числе за счет изменения физического объема товарооборота:
91847,3 – 81728 = 10119,2 тыс. руб.
итого: 9184,7 + 10119,2 = 19304 тыс. руб.
Для определения влияния трудовых ресурсов используем метод разниц:
Где ПТ – производительность труда;
Ч – численность рабочих
ПТ (плановая) = 81728/60 = 1362,1 тыс. руб.
ПТ (фактическая) = 101032/60= 1683,8 тыс. руб.
Влияние численности работников:
где Чф – численность фактическая;
Чпл – численнсоть плановая;
ПТпл – производительность труда плановая.
Влияние производительности труда:
(ПТф-ПТпл)*Чф (9)
Где ПТф – производительность труда фактическая;
ПТпл - производительность труда плановая;
Чф – численность фактическая.
Таблица 6 - Влияние трудовых ресурсов на динамику товарооборота
Фактор | Влияние на динамику товарооборота | Сумма, тыс.руб. |
Влияние численности работников | (60-60)* 1362,13 | 0 |
Влияние производительности труда | (1683,8- 1362,13)*60 | 19300,2 |
Итого | - | 19300,2 |
Таким образом, за счет увеличения производительности труда товарооборот повысился на 19300,2 тыс. руб.
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;
П – поступление товаров;
Р – розничный товарооборот;
В – прочее выбытие товаров;
Зк − запасы товаров на конец отчетного периода.
Таблица 7 - Товарный баланс розничного товарооборота за 2008 и 2009 г.г.
Показатель | 2008 год | 2009 год | Отклонение
в сумме
(+,-) |
Влияние на динамику товарооборота |
Запасы товаров на начало года, тыс.руб. | 1019 | 921 | -98 | 90,3 |
Поступление товаров, тыс.руб. | 82278 | 102099 | +19821 | 124,1 |
Прочее выбытие товаров, тыс.руб. | 419 | 393 | -26 | 93,8 |
Запасы товаров на конец года, тыс.руб. | 1150 | 1595 | +445 | 138,7 |
Розничная реализация товаров, тыс.руб. | 81728 | 101032 | +19304 | 123,6 |
баланс, тыс.руб. | 83297 | 103020 | +19723 | 90,4 |
1. Зн пл. + Ппл – Впл. - Зк пл. = 1019 + 82278 – 419 – 1150 = 81728
2. Зн ф. + Ппл. – Впл. - Зк. пл. = 921 + 82279 – 419 – 1150 = 81630
3. Зн ф. + Пф – Впл. - Зк. пл. = 921 + 102099 – 419 – 1150 = 101451
4. Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. пл. = 921 + 102099 – 393 – 1150 = 101477