Отчет о производственной практике в ЗАО "ВТБ 24"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:07, отчет по практике

Описание

ЗАО "ВТБ 24" - дочерний банк международной финансовой группы ОАО "ВТБ" - специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций малого бизнеса. Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) был образован на базе ЗАО «КБ «ГУТА-БАНК» - Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности (сокращенное наименование: ЗАО «КБ «ГУТА-БАНК». До 16 июля 2004 года Банк входил в состав группы аффилированных компаний – «Группа «Гута», осуществляя функции основного расчетного центра Группы. В июле 2004 года акционеры продали ОАО «Внешторгбанк» контрольный пакет акций Банка.

Содержание

1. Структура коммерческого банка. Основы взаимоотношения банка с клиентами……………………………………………………………………………..3
2. Пассивные операции банка……………………….………………………………8
3. Активные операции банка…………………………………………...….……….14
4. Валютные операции банка………………………………….………………........22
5. Экономические нормативы деятельности банка и его работа по обеспечению ликвидности……………………………………………………................................30
6. Практика в операционном отделе и в бухгалтерии…………………………….34
7. Кассовое обслуживание клиентов………………………………..........…..........39
8. Доходы и расходы банка. Прибыль и ее рентабельность…………...…............43

Работа состоит из  1 файл

otch.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

   На  международном валютном рынке Forex обороты  банка в 2007 году выросли более чем в два раза, составив 385 млрд долларов, что позволило увеличить доходы банка от операций на Forex более чем в три раза за год.

 

    5. Экономические  нормативы деятельности Банка и его работа по обеспечению ликвидности

   Понятие ликвидности коммерческого банка  означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что  определяется наличием достаточного собственного капитала, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков. Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном подержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими – собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами. Определение же ликвидности банка, действующего в современных условиях должно отражать следующие характеристики:

   - способность активов баланса  коммерческого банка превращаться  в средства платежа;

   - способность банка расплачиваться  по своим обязательствам в  любой момент времени и в  полном объеме;

   - способность банка удовлетворять потребности клиентов в кредитовании в необходимое для них время;

   - способность банка привлекать  дополнительные ликвидные средства  на финансовых рынках.

   Вышеуказанное определение носит качественный и субъективный характер, т.е. является чисто теоретическим определением. На практике же ликвидность банка определяется по оценке ликвидности его баланса: баланс банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет их быстрой реализации покрыть срочные обязательства по пассиву. Сведение  проблемы ликвидности банка к ликвидности его баланса предполагает оценку и структуру его активов по срокам и степени риска. Такой подход означает характеристику ликвидности банка как запаса средств (активов). Количественное измерение ликвидности банка  через оценку ликвидности его баланса позволяет:

   - управлять ликвидностью;

   - прогнозировать ликвидность;

   - оценивать уровень риска ликвидности  и процентного риска в краткосрочном  и долгосрочном периоде;

   - характеризовать общую деловую  стратегию банка (каким образом  решается проблема доходность - ликвидность).

   В целях контроля за состоянием ликвидности  банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.

   Проведение  анализа ликвидности коммерческого  банка возможно на основании системы  показателей (Приложение В).

   Норматив  мгновенной ликвидности (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности  в течение одного операционного  дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов и суммы обязательств коммерческого банка до востребования, и рассчитывается по формуле:                                                 

   где       Лам – высоколиквидные активы;

               Овм – обязательства по счетам  до востребования.

     

Рис. 3. Система показателей ликвидности коммерческого банка

   Норматив  текущей ликвидности банка (Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности  в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней, расчет производится по формуле:    где     

   Лат – ликвидные активы;

      Овт – обязательства до востребования на срок до 30 дней.

   Норматив  долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивами) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 266 календарных дней. Норматив рассчитывается по формуле:                                              

где      Крд – кредиты, выданные банком со сроком погашения свыше года;

            К – капитал банка;

            ОД – обязательства банка со сроком свыше года.

   Норматив  мгновенной ликвидности на 1.04.2008г. составляет величину 25,49%. По экономическому содержанию данный норматив означает способность банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками на текущий момент, т.е. в течение одного операционного дня. Норматив текущей ликвидности на отчетную дату 2008 года составил 57,35%, что является положительной характеристикой для банка и удовлетворяющим показателем для клиента. По экономическому содержанию данный норматив означает, в какой мере ликвидная часть всех активов баланса банка может единовременно погасить обязательства до востребования, поскольку вкладчики таких средств могут потребовать их возврата у банка в любой момент. Поддержание норматива Н3 на требуемом уровне означает, что банк должен соблюдать соответствие между сроками, на которые привлекаются средства вкладчиков, и сроками, на которые эти средства размещаются в активных операциях. Полученный норматив долгосрочной ликвидности составил величину 104,24%. По экономическому содержанию данный норматив оценивает и контролирует деятельность банка по обеспечению им своей ликвидности и своевременному выполнению своих долговых обязательств. Так как, собственный капитал и депозиты (вклады) клиентов превышают выданные кредиты на долгосрочную основу. То следует отметить, что на данный момент банк способен погасить свои долгосрочные обязательства.

   Определение ликвидности банка посредством  использования нормативов на отчетную дату, то есть дискретных значений, не является показательными. Так как дискретные показатели не отражают истинного положения банка. Чтобы не нарушать нормативы на отчетную дату, банки вынуждены совершать сделки, не имеющие экономического смысла. Это ни выгодно, ни для ЦБ РФ, так как он не может правильно оценить ликвидность банка, которые несут затраты по регулированию нормативов, ни их клиентам, так как уменьшается достоверность финансовых показателей отчетности.

   Следует отметить, что чем выше ликвидность  какого-либо актива, тем ниже его  доходность, и наоборот. Это основополагающее свойство активов и взаимосвязь между доходностью и ликвидностью при недооценке приводят банк либо к необоснованным потерям в доходности (если показатель ликвидности превышает нормативы, которыми руководствуется в своей деятельности), либо подвергает себя повышенному риску при повышении доходности за счет снижения уровня ликвидности ниже допустимых норм.

   Управление  риском ликвидности имеет решающее значение в банковском деле и является одним из основных направлений деятельности Банка.

   Риск  ликвидности связан с необходимостью наличия средств, достаточных для  выдачи вкладов и выполнения обязательств по прочим финансовым инструментам по мере наступления сроков выплат, а  также полного исполнения прочих текущих обязательств Банка.

   Для управления ликвидным риском Банк на ежедневной основе отслеживает ожидаемые параметры движения денежных средств по клиентским и банковским операциям в рамках общего процесса управления активами и обязательствами. Банком ежедневно формируется баланс

   ресурсов  Банка, а также осуществляется ситуационное моделирование движения ликвидности с учетом планируемых, вероятных или рекомендуемых операций, а также пределов возможности мобилизации средств.

   На  основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации в области управления ресурсами Банка, еженедельно выносимые в формализованном виде на Комитет по управлению активами и пассивами Банка.

   Правление Банка определяет лимиты по минимальному соотношению средств, имеющихся  в наличии, для покрытия таких  оттоков денежных средств, а также по минимальному уровню межбанковских и прочих заемных средств, которые должны находиться в распоряжении Банка для финансирования выплат в случае повышенного спроса. Банк готовит долгосрочные прогнозы ликвидности, моделирующие различные сценарии расчетов по активам и обязательствам.

   В целом Банк имеет стабильные показатели ликвидности и достаточный запас  прочности по капиталу для своевременного исполнения всех своих обязательств.

 

    6. Практика в операционном  отделе и в бухгалтерии

   Операционный  отдел - является структурным подразделением филиала. В своей деятельности Отдел руководствуется: действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Банка, нормативными актами и распорядительными документами Филиала и настоящим положением. Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом Управляющего Филиалом. Штатная численность работников Отдела устанавливается, исходя из штатного расписания Филиала.

   Основной  целью Отдела является максимизация качества обслуживания клиентов - юридических и физических лиц по операциям Отдела. А среди основных задач можно выделить:

  • Организация работы по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в рублях и иностранной валюте, включая ведение бухгалтерского учета в соответствии с нормативными актами Банка и Банка России.
  • Продажа клиентам банковских продуктов, в рамках компетенции отдела, включая привлечение денежных средств.
  • Построение эффективных процессов операционного обслуживания клиентов, повышение его качества, расширение предоставляемых услуг в целях удовлетворения потребностей клиентов и увеличения доходности банковских операций.
  • Осуществление методологической поддержки структурных подразделений в области осуществления мероприятий по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

   Рассматривая  основные функции отдела в части  обслуживания юридических лиц необходимо отметить, что операционные работники  осуществляют открытие, закрытие, переоформление и ведение расчетных, текущих и других счетов юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте. Работник также оповещает клиентов о сроках обязательной продажи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями части экспортной валютной выручки в соответствии с требованиями Банка России. В его обязанности также входят проведение операций по приему заявок от клиентов на проведение конверсионных операций, в том числе свободная и обязательная продажа иностранной валюты, осуществление контроля за правильностью оформления поручений.

   Работник  отдела осуществляет формирование юридических  дел клиентов при открытии счетов и их дальнейшее хранение, а именно: отвечает за сохранность юридических  дел клиентов, проведение работ с  клиентами, связанной с внесением в них необходимых изменений и дополнений в связи с реорганизацией предприятий, в том числе замену карточек образцов подписей и оттиска печати.

   Операционный  отдел проводит меры по противодействию  легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отдел идентифицирует и изучает клиентов на основании документов, предоставляемых при открытии счета и заключении договора, а также при проведении операций по счетам. Работники отдела выполняют действия по приостановлению операций в случае, если одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которого имеются сведения об их участии в террористической деятельности. Отдел изымает документы и помещает их в картотеку на период проверки и принятия решения о возможности/невозможности проведения платежа. Если принято решение о невозможности проведения платежа, то операция заносится в журнал приостановленных операций. При этом обеспечивается полная конфиденциальность информации, полученной в результате проведения мероприятий внутреннего контроля.

   Рассмотрим  теперь права и обязанности начальника Отдела. На него возлагается руководство  деятельностью Отдела, а также  обеспечение выполнения стоящих  перед Отделом целей и задач. Начальник должен эффективно организовать контроль на всех участках деятельности отдела и обеспечить надлежащий режим конфиденциальности проводимых работ в Отделе. На начальнике лежит вся персональная ответственность за результаты деятельности Отдела. Большое значение имеет и распределение им обязанностей между работниками Отдела и организация работы, направленная на повышение квалификации работников Отдела. В обязанности также входят и иные задачи, которые прописаны в Положении об Операционном отделе.

Информация о работе Отчет о производственной практике в ЗАО "ВТБ 24"