Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:09, отчет по практике
Цель ОАО «МАЗ» – осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Основными задачами ОАО «МАЗ» являются:
– повышение уровня работы по управлению материальными ресурсами;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организационная структура управления предприятием ОАО «МАЗ» 4
2 Технология и организация производства 7
3 Характеристика финансовой службы предприятия 9
4 Порядок и условия заключения договоров на поставку 13
5 Организация финансов предприятия 15
6 Управление основным капиталом предприятия 17
7 Управление оборотным капиталом предприятия 20
8 Затраты на производство и реализацию продукции 22
9 Формирование выручки от реализации продукции, работ и услуг 26
10 Формирование финансовых результатов предприятия 27
11 Взаимоотношения предприятия с бюджетом 29
12 Состав денежных фондов предприятия 31
13 Взаимоотношения предприятия с банковской системой 33
14 Методические и нормативные документы по финансовому планированию 35
15 Оперативное финансовое планирование 38
16 Организация текущего финансового планирования 41
17 Организация перспективного финансового планирования 43
18 Анализ и оценка финансового состояния предприятия 45
19 Работа финансового отдела, связанная с поступлением выручки от реализации продукции, работ и услуг 46
20 Обязательные приложения к балансу предприятия, порядок их составления 48
21 Индивидуальное задание 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете;
Положение о главных бухгалтерах;
Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации;
К третьему уровню так же относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие нормативные документы касающиеся организации и ведения бухгалтерского учета.
Документы четвертого уровня разрабатываются организацией и утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации.
Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.10.2009 № 228 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и указаний по ее заполнению».
Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т.д.
Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
В общем смысле – планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.
Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ – бизнес-план предприятия. В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности – прибыли, продаж, издержек и т.п. ОАО «МАЗ» самостоятельно составляет планы складского и транзитного товарооборота, определяют структуру товарооборота, размер товарных запасов.
ОАО «МАЗ» составляет план товарооборота самостоятельно на год с поквартальной разбивкой, а затем уточняет план товарооборота на каждый месяц квартала. В связи с тем, что постоянно происходит изменение цен, трудно рассчитать прогноз товарооборота на год, поэтому на предприятии планируют товарооборот на небольшой промежуток времени. План товарооборота составляется с таким расчетом, чтобы были условия для получения необходимой прибыли.
Показатель товарооборота – важнейший среди планируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все остальные – доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.
В то же время прогнозируемый объем продаж является результирующим показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия – стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.
Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.
В проект плана товарооборота ОАО «МАЗ» включают следующие показатели: оптовый товарооборот по реализации; розничный товарооборот по реализации; внутрисистемный товарооборот в целом по предприятию и по товарным группам; товарные запасы по группам товаров в целом по предприятию на начало и конец планируемого периода, товарное обеспечение товарооборота; организационно-технические мероприятия по выполнению плана товарооборота.
При разработке проекта плана товарооборота ОАО «МАЗ» используются следующие материалы:
– данные анализа о выполнении плана товарооборота в текущем году (по материалам анализа определяется исходная база для планирования и разрабатываются мероприятия по улучшению работы);
– информация ОАО «МАЗ» об основных особенностях планируемого года – объем предполагаемых поставок, уровень инфляции, предполагаемую долю рынка, на которую предполагает выйти предприятие;
– заказы и заявки организаций и постоянных партнеров;
– материалы изучения спроса, данные о конъюнктуре рынка отдельных товаров, наличие товарных запасов и возможности вовлечения в товарооборот товаров из местных источников;
– данные об изменении социально-экономических условий района деятельности предприятия (численность, состав населения, покупательная способность, количество, состав покупателей; возможности получения товаров и др.);
– передовой опыт лучших предприятий, предложения и пожелания покупателей товаров, материалы ярмарок, выставок-продаж.
Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности ОАО «МАЗ». Анализ товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; каковы объемы поставок. Анализ оборота включает три раздела: анализ объема и структуры оборота, анализ закупок (поступления товаров) и анализ товарных запасов.
С учетом существования двух форм товародвижения анализируют товарные запасы, которые обслуживают только складской товарооборот. Товарные запасы по местонахождению подразделяют на товары на складах и товары отгруженные. Объем товарных запасов на ОАО «МАЗ» может изменяться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз товародвижения.
На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важные факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.
При прогнозировании применяются различные методы – экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.
Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй – значительными колебаниями спроса и продаж.
Для планирования товарооборота используются материалы анализа за предшествующие годы, договоры с поставщиками, покупателями. Сведения о работе предприятий публикуются в периодической печати, поэтому необходимо изучать и учитывать при планировании положительные результаты конкурентов. После расчета плана товарооборота на год его распределяют по кварталам. При этом учитывают потребность обслуживаемых организаций, сезонность производства товаров, сложившуюся динамику товарооборота за год. От правильного распределения объема товарооборота по кварталам зависят равномерность его выполнения и качество обслуживания покупателей.
На следующем этапе планируется структура продаж. Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.
Нормативы товарных запасов в сумме по группам товаров рассчитывают путем умножения однодневного складского товарооборота на норму товарных запасов в днях по группе товаров. Затем определяют общую сумму норматива товарных запасов по ОАО «МАЗ», для чего суммы нормативов товарных запасов по группам складывают. В заключение определяют норматив товарного запаса в целом по базе. Для этого сумму норматива товарного запаса по предприятию делят на однодневный складской товарооборот. В расчетах используют товарооборот IV квартала планируемого года.
Распределение норматива товарного запаса по кварталам ведется следующим образом. Сначала определяют общую сумму прироста норматива товарного запаса за год, для чего из суммы норматива товарного запаса IV квартала планируемого года вычитают сумму норматива IV квартала текущего года. Полученную сумму прироста норматива товарного запаса распределяют по кварталам планируемого года равными частями по 25%.
Отдельно определяют норматив товарных запасов, находящихся в пути. Его величина зависит от размещения основных поставщиков, применяемых форм расчетов и скорости документооборота. Рассчитанные нормативы товарных запасов в днях и в сумме включают в проект плана товарооборота.
Проводя оценку товарооборота, следует установить, как он изменяется, как удовлетворяется спрос на товары, каким образом организация улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей.
Основными задачами оценки товарооборота являются:
– оценка выполнения прогнозных значений товарооборота;
– изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику товарооборота; комплексная оценка деятельности организации;
– выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы, товарных и трудовых ресурсов;
– разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию товарооборота предприятия.
В основном на ОАО «МАЗ» используется краткосрочное планирование за период, равный одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры.
На ОАО «МАЗ» работа по составлению бюджетов (планов) производится децентрализовано. На уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Бюджеты подразделений разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации ОАО «МАЗ», а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на ОАО «МАЗ» разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
В ОАО «МАЗ» используется схема организации работ по составлению бюджетов (планов) – по методу break-down (сверху-вниз). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия ОАО «МАЗ» определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений.
Процесс финансового планирования в ОАО «МАЗ» включает несколько этапов.
На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятия – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана ОАО «МАЗ».
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.