Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: Теоретико-методические основы планирования дохода 5
1.1. Значение
1.2. Методы исследования 10
ГЛАВА 2: Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России
2.1. Характеристика объекта 21
2.2. Пути совершенствования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЯ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ФиК Пенсионный фонд.docx

— 157.48 Кб (Скачать документ)

Однако уже через полгода  после его утверждения изменение  государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. №340-1 “О государственных пенсиях в  Российской Федерации” (с последующими многочисленными изменениями и  дополнениями), который в то же время  привнес значительные отличия в  правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный закон 1990г. стал первым законом, в котором  пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно  и достаточно четко были проведены  в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного  страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия  формирования государственного Пенсионного  фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ  от бюджетных дотаций. Развитие собственных  источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых  взносов на указанные цели.

В части организационной структуры  управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система –  через государственные органы социального  обеспечения населения, сейчас –  органы социальной защиты населения 7.

Если задаться вопросом, а какая  же пенсионная система существует на данный момент, то ответ на него сводится к неудовлетворительным оценкам  существующей пенсионной системы. Основные претензии, выдвигающиеся к ней, это:

  • крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;
  • система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых отчислений в Пенсионный фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000 рублей размер пенсии будет одним и тем же – около 400 рублей;8
  • такая система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежная для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий.

Проблема состоит в разрыве  общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни  страны. Например, до сих пор большинство  населения считает, что пенсии финансирует  государство, в то время как, начиная  с 1991 года, государство перестало  играть роль основного донора пенсионного  обеспечения. Так, в период до 1991 года государство дотировало более чем  на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут  работодатели – около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений  кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная  функция системы. Размер пенсий не зависим  от объема страховых платежей, и  так называемая “уравниловка” не только сохранилась но и приобрела  ещё большие масштабы. На данный момент не страховой характер пенсионной системы – это основной тормоз её развития.

1.2 Методы исследования

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

Пенсионный фонд и его  денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

- целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ;

- организация работы  по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализация средств  ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФ  РФ страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- межгосударственное и  международное сотрудничество РФ  по вопросам, относящимся к компетенции  ПФ РФ, участие в разработке  и реализации в установленном  законом порядке межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий  и пособий.

На рисунке 1 (Приложение 1) предложена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" предусмотрено:

1) закрепить за Пенсионным фондом  РФ и его территориальными  органами полномочия по выплате  государственных пенсий;

2) рекомендовать органам исполнительной  власти субъектов РФ заключить  с Пенсионным фондом РФ соглашения  о передаче территориальным органам  Пенсионного фонда РФ полномочия  по назначению и выплате государственных  пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных  полномочий, а также о переводе  лиц, занимающихся вопросами назначения  и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные  органы Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, Президент РФ, издав  Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием  по начислению и выплате государственных  пенсий (до Указа это полномочие принадлежало территориальным государственным  органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял  передачу средств собесам на финансирование выплат пенсий).

Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9 признал, что Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных  пенсий, не противоречит Конституции  РФ. Следовательно, этот Указ будет  действовать до издания соответствующего федерального закона.

Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления  и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями  ПФР. В состав правления могут  входить представители государственных  и общественных организаций. Для  контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и  его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного  фонда РФ. Состав правления Фонда  утверждается Государственной Думой.

Постановлением Правления Пенсионного  фонда РФ от 9 октября 2000г. № 118 "О  создании управлений ПФР в федеральных  округах" созданы управления Пенсионного

фонда России в 7 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном), утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе.

Основными задачами управления Пенсионного  фонда в федеральном округе являются:

♦ координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда  в федеральном округе;

♦ взаимодействие с полномочным  представителем Президента Российской Федерации;

♦ координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

♦ взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам  и сборам, органами государственной  власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и  обобщения сведений о доходной части  бюджета Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируется в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой  и  взысканием взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием  средств.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Как  уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Трудовая пенсия — ежемесячная  денежная выплата в целях компенсации  гражданам заработной платы или  иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии.

В России установлены следующие  виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости (по возрасту);

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю  потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой  части; страховой части; накопительной  части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

♦ мужчины, достигшие возраста 60 лет;

♦ женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается  при наличии не менее пяти лет  страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются  и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному  обеспечению — ежемесячная государственная  денежная выплата, право на получение  которой определяется федеральным  законом. Она предоставляется гражданам  в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при  выходе на трудовую пенсию.

Пенсии по государственному пенсионному  обеспечению имеют следующие  виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Установлены следующие размеры  пенсий федеральным служащим за выслугу  лет при наличии стажа государственной  службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом  базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год  стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается  на 3% среднемесячного заработка. При  этом общая сумма пенсии за выслугу  лет не может превышать 75% среднемесячного  заработка федерального государственного служащего.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы