Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: Теоретико-методические основы планирования дохода 5
1.1. Значение
1.2. Методы исследования 10
ГЛАВА 2: Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России
2.1. Характеристика объекта 21
2.2. Пути совершенствования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЯ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ФиК Пенсионный фонд.docx

— 157.48 Кб (Скачать документ)

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный  уровень жизни.

В настоящее время в  России используется так называемая накопительная система пенсионного  обеспечения.

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе  за счет платежей работника и его  работодателя, не расходуются на выплаты  сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при  данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика  получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут  на себя и частные компании. Может  существовать даже система конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым  все большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную, следующие:

а) при накопительной  пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек  зарабатывал, и тем, какой будет  размер его пенсии. Деньги на  пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной  системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека  преклонного возраста постепенно приходится все меньшее  число работающих.

в) накопительная система  повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

Таким образом, результатом  десятилетнего развития Пенсионного  фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые  статистические данные необходимые  для дальнейшего развития пенсионного  дела, и обязательные при прогнозировании  необходимых средств, для обеспечения  людей нуждающихся в социальной защите.

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Большинство из них традиционны и совпадают с теми, которые были таковыми и в 2004 году.

Но в их числе появились и  новые обязательства федерального бюджета в связи с выпадающими  доходами за счет сокращения ECН и нарастающим дефицитом.

Установлен объем субвенций  из федерального бюджета в сумме 74,67 млрд. рублей. Кроме того, бюджет переведет фонду 1,58 млрд. рублей па единовременную денежную выплату ветеранам  войны в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне  и 99,9 млрд. рублей — на финансирование ежемесячных денежных выплат федеральным  льготникам: ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных  испытаний; Героям Советского Союза, Герои РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и др.9

Значительное количество фондов формируется за счет средств  центрального и региональных местных  бюджетов. Средства бюджетов поступают  в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых  доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные  средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может  быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли  в форме дивидендов или процентов.

Денежные средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

♦ страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

♦ страховых взносов иных категорий  граждан;

♦ ассигнований из федерального и  республиканского бюджетов РФ на выплату  государственных пенсий и пособий  военнослужащим, их семьям, пособий  на детей старше 1,5 лет;

♦ добровольных взносов физических и юридических лиц. С 1 января 2001г. введен Единый социальный налог, зачисляемый  в государственные внебюджетные фонды. Согласно этому Единому социальному  налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд:

а) для предприятий и организаций  — в размере 28%, начисленных в  пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

б) для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих  на территории РФ, а также для  частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с  его извлечением;

в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости  патента.

По данным Пенсионного фонда  России, на 1 августа 2004 года система  обязательного пенсионного страхования  России характеризовалась следующими основными показателями (см. табл. 1) (Приложение2).

Поступление средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в 2004 году составило 15 млрд. руб.

Вторая составляющая пенсионной системы  России — система негосударственного пенсионного обеспечения — по данным ФСФР, имела по состоянию  на 01.10.2004 г. следующие характеристики (см. табл.2) (Приложение 3)10.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые  органы возложен контроль за своевременным  и полным поступлением страховых  взносов в Пенсионный фонд.

С 1 января 1997г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный  закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996г.)

Целями индивидуального учета  являются:

♦ создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного  лица;

♦ обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

♦ создание условий для контроля за уплатой страховых взносов  застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой  счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельства.

Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных  взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного  лица.

Налог, отчисляемый в федеральный  бюджет, начисляется от налогооблагаемой базы и составляет для данной категории  работников 9,6 процента. Налоговая база для индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период (один календарный год) как в денежной, так и в натуральной форме  от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки  и коэффициента 0,1.

Законодательство предусматривает  для индивидуальных предпринимателей и другой режим налогообложения  — в виде единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности. Применение данной системы  налогообложения имеет некоторые  особенности при расчетах с ПФР. Однако независимо от формы налогообложения  проблемы с пенсионным обеспечением у предпринимателей одни и те же11.

На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств  внебюджетных социальных фондов12.

Согласно статье НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются:

а) организации любых организационно - правовых форм - с сумм выплат и  иных вознаграждений, не превышающих  в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося  инвалидом I, II или III группы;

б) следующие категории налогоплательщиков - работодателей - с суммой выплат и  иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода  на каждого отдельного работника: общественные организации инвалидов (в том  числе  созданные как союзы  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и  их законные  представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения; организации, уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем  подпункте  льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению  общероссийских общественных организаций  инвалидов.

в) налогоплательщики, указанные в  подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК, являющиеся инвалидами I, II  или III группы, в части  доходов от их предпринимательской  деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода.

Поскольку перечисленные категории  страхователей освобождены от уплаты единого социального налога, уплата страховых взносов в ПФ РФ для этих категорий страхователей не влечет применения налогового вычета.

При этом в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ они обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые  взносы в бюджет ПФ РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной  формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с  учетом штатных, нештатных, сезонных и  временных работников, а также  работающих по совместительству или  выполняющих разовые, случайные  и кратковременные работы. В 2005 году Пенсионным фондом РФ, на финансирование социальных программ выделено 13181,84 тыс.руб., в том числе на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения 8028,52 тыс.руб., на оказание адресной помощи 5153,32 тыс.руб. Согласно социальной программе на 2005 год оказание адресной помощи и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 г. № 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2005 г. № 226 выделены средства в сумме 3802,81 тыс. руб. на осуществление мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы13.

При нарушении установленных  сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма  считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней.

В течении последних  лет размер пени с плательщиков страховых  взносов менялся несколько раз, так в 2002 0,08 %, в 2003 году уже 0,06 %, сейчас размер пени составляет 0,043 % от суммы  задолженности. Недоимки, пени, а также  суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями  ПФ РФ с работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых  органов по взысканию не внесенных  в срок налогов и налоговых  платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке14.

За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета  ПФ РФ по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов  взыскивается отделениями ПФ РФ с  банков, тогда как, до этого момента  размер пени был 1 %, а действующий  сейчас размер был введен с 17 августа 1999 года, и с тех пор не менялся.15

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц  недоимки, пени, а также сумм штрафов  и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания  этих сумм с юридического лица может  быть применен в течение 6 лет с  даты образования указанной недоимки.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы