Перспективы развития малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство - это многогранное социально-экономическое явление, затрагивающее большинство сторон экономической жизни страны и содействующее решению многих его проблем. Однако оно не лишено недостатков и требует поддержки со стороны государтсвенных структур.Цель данной работы - изучение роли МБ в экономике России.

Содержание

Обозначения и сокращения
Введение
Теоретические положения развития малого бизнеса
Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства
Роль малого бизнеса в экономике России
Современное состояние и воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России
Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Курсовая все.docx

— 134.67 Кб (Скачать документ)

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.Г.Р. ДЕРЖАВИНА

 

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра управления персоналом и маркетинга

 

 

 

 

 

МЕНЬКОВА ДАРЬЯ ГЕОРГИЕВНА

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ

 

курсовая работа

 

 

 

Допущена к защите                                     Студент  5  курса (521 группа)

Заведующая кафедрой,                               очной формы обучения

д.э.н., доцент                                                специальности «Маркетинг»

                               Е.К. Карпунина             Научный руководитель:

  «    »                    2011 г.                             Яковлева Л.А., канд. экон. наук

 

                                                                       

 

 

 

                                                                      

                                              Тамбов – 2011

Реферат

 

Менькова Д.Г. Перспективы развития малого бизнеса в РФ: курсовая работа/ Д.Г.Менькова; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина. Акад. экономики и управления. Кафедра управления персоналом и маркетинга. – Тамбов, 2011. – 45 с.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, предприятие, предпринимательская деятельность, кризис, состояние малого бизнеса.

Объектом курсовой работы является малый бизнес в РФ, предметом – изучение роли малого бизнеса в экономике.

Цель работы – изучение перспектив развития малого бизнеса в РФ.

Методы: анализ, сравнение, прогнозирование.

Работа выполнена на примере состояния малого бизнеса в Тамбовской области.

 Охарактеризованы особенности  малого предпринимательства, выявлены основные критерии отнесения предприятий к малым, рассмотрена роль малого бизнеса в экономике, рассмотрено воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России, выявлены основные этапы развития малого бизнеса в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Обозначения и сокращения…………………………………………………………4

Введение……………………………………………………………………………...5

  1. Теоретические положения развития малого бизнеса……………………….8
    1. Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства……………........8
    2. Роль малого бизнеса в экономике России…………………………………13
  2. Современное состояние и воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России………………………………………18
  3. Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………….............40

Список использованных источников……………………………………………...42

Приложение А……………………………………………………………………....44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначения и  сокращения

 

МП - малое предприятие

МБ - малый бизнес

МОТ - международная организация труда

ООН - организация объединенных наций

КПКГ - кредитные потребительские кооперативы граждан

ВВП - валовой внутренний продукт

ВПК - военно-промышленный комплекс

ГК - гражданский кодекс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы работы. В условиях рыночной экономики значительную часть предприятий соствляют малые. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа. Сегодня мировая экономика переживает так называемый "бум" малого предпринимательства. Он предопределен углублениям специализации и децентрализации производства; ростом роли услуг в экономике; проведением приватизации и уменьшением регулирующей роли государства в некоторых отраслях, обеспечением государством свободы предпринимательской деятельности, расширением государственной поддержки малого бизнеса.

В развитых странах МБ является неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Он, как источник прогрессивных экономических изменений, приобрел особенную актуальность в 90-х годах: МП содействуют развитию конкуренции, создают новые рабочие места, интенсивно занимаются научными разработками, и тому подобное. Кроме того, МБ является залогом демократизации экономики и общественной жизни, фактором поддержания социальной cправедливости в обществе. Зарубежный опыт подтверждает эффективность существования сектору малых МП в современной экономике.

Для крупного бизнеса необходимы и выгодны емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция  массового производства, соответствующая  требованиям, аккумулирования значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. МП имеют целый ряд преимуществ в управлении: простота коммуникаций, отсутствие жесткой иерархии, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость продукции в МБ, ниже, чем в крупном, при высоком качестве производимой продукции и услуг.

Таким образом, малые фирмы, выполняя связующую и посредническую роль между крупными производителями  и конечными потребителями, могут  вникнуть в нужды каждого конкретного потребителя, способствовать максимальному удовлетворению их потребностей. Кроме того, статистика свидетельствует, что малое предпринимательство является существенным источником новых идей и пополнения доходов бюджетов различных уровней.

В секторе МБ создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Отличительной особенностью МБ является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.

Малое предпринимательство - это многогранное социально-экономическое  явление, затрагивающее большинство  сторон экономической жизни страны и содействующее решению многих его проблем. Однако оно не лишено недостатков и требует поддержки  со стороны государтсвенных структур.

МБ - двояк по своей сути: с одной стороны - это организация, а с другой - часное лицо. Именно здесь наиболее тесно смыкаются интересы государства, его налоговая политика и интересы конкретного гражданина, его запросы и возможности для их удовлетворения.

Таким образом, именно МБ является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества, поэтому тема данной работы является актуальной.

Цель данной работы - изучение роли МБ в экономике России.

В соответствии с целью  в работе поставлены следующие задачи:

- рассматривались понятие и роль МБ в экономике;

- выявлялись проблемы МБ в условиях кризиса и определялись пути их преодоления;

- анализировались тенденции развития МБ в России ;

           Объект работы- МБ в РФ.

 Предмет работы - изучение роли МБ в экономике.

Структура работы. Работа состоит из трех разделов и двух подразделов, введения, заключения, списка использованных источников и включает одно приложение. Составляет 45 страниц машинописного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  положения развития малого бизнеса

1.1 Понятие малого  бизнеса и малого предпринимательства.

 

 Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем. Различны место и роль этих секторов в экономике. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции. В тоже время он часто становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке.

Средний бизнес в большей  мере зависит от внутренней экономической  конъюнктуры и ведет конкурентную борьбу как внутри своей группы, так и с крупным отечественным  и иностранным капиталом. Среднее  предпринимательство более тесно  связано с национальными интересами [18].

Малое предпринимательство  представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  уже в силу своей массовости в  значительной мере определяют социально-экономический  облик страны. Этот сектор предпринимательства  образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров  и услуг. В сочетании с небольшими размерами МП, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Именно благодаря деятельности МП многие продукты и услуги становятся доступными конечному потребителю. Они разнообразят количество предлагаемых товары на рынке, так как данной сфере выгоднее заниматься каждым продуктом в небольших объемах, получая таким образом прибыль от каждого вида, чем развивать какое-либо одно направление и в случае неудачи обречь себя на полный крах[8].

В определение термина "малое  предпринимательство" у теоретиков нет пока единого мнения. Он прочно укоренился в научной литературе, обиходной речи и даже законодательных  актах, но, тем не менее, требует уточнения.

В общем плане предпринимательство - это сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель - инноватор, субъект, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей, порождать новые потребности и способы их удовлетворения[5].

Но эта сфера определенным образом структурирована и организована. И первичным структурным звеном предпринимательства выступает  предприятие, которое по определенном критериям может быть отнесено к малым, средним и большим. Поэтому когда речь идет о малом предпринимательстве, то мы имеем в виду предпринимательство в рамках малых предприятий обладающие рядом специфических черт и особенностей. Или, в иной терминологии, речь идет о предпринимательстве в сфере малого бизнеса.

В научной литературе вместо термина "малое предпринимательство" часто употребляется термин "малый  бизнес". Данные понятия практически  тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин "малое предпринимательство" - это юридический термин, поскольку  употребляется в нормативных  актах за некоторыми исключениями, а "малый бизнес" - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.

В юридической и экономической  литературе дается множество определений малого предпринимательства или МБ, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина "малое предпринимательство", данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия[16]:

  • небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
  • правовая независимость - предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;
  • персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.

Согласно ст.3 Федерального закона "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства  принято считать:

1. коммерческие организации,  в уставном капитале которых  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  общественных и религиозных организаций  (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или  нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  предпринимательства, не превышает  25%;

2. средняя численность  работников за отчетный период  не превышает следующих предельных  уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек[19].

Также представляет интерес  предложенная академиком Л.И. Абалкиным  классификация субъектов МБ. Он делит их на три категории: "Первая - это то, что в России несколько раньше называлось индивидуальной трудовой деятельностью. Второй тип хозяйств - это формы МБ, основанные на семейном хозяйстве с привлечением или без привлечения дополнительных работников, что имеет достаточно широкое развитие. Классическим примером являются фермерские семейные хозяйства, развивающиеся в России. И, наконец, третья группа - это действительно современные производственные предприятия, малые по численности, но современные по организации, технологии, часто крупные по масштабам производства: в строительстве, науке и научной деятельности.

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в РФ