Перспективы развития малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство - это многогранное социально-экономическое явление, затрагивающее большинство сторон экономической жизни страны и содействующее решению многих его проблем. Однако оно не лишено недостатков и требует поддержки со стороны государтсвенных структур.Цель данной работы - изучение роли МБ в экономике России.

Содержание

Обозначения и сокращения
Введение
Теоретические положения развития малого бизнеса
Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства
Роль малого бизнеса в экономике России
Современное состояние и воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России
Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Курсовая все.docx

— 134.67 Кб (Скачать документ)

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели  всегда являются субъектами малого предпринимательства.

Таким образом, и производственные кооперативы, и акционерные общества, и общества с ограниченной ответственностью и др. - все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам  малого бизнеса, т.е. быть так называемыми "малыми предприятиями".

Итак, малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Понятие  «малое предпринимательство» и понятие «малый бизнес» практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» - это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.

Раскрыв понятие «малое предпринимательство», следует проанализировать его роль в экономике.

малый бизнес

 

1.2 Роль малого  бизнеса в экономике

 

Эффективность МП определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

- МП обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;

- более высокая оборачиваемость капитала;

- МП часто проявляют себя как новаторы. В частности, из 61 крупного открытия в XX в.48 были сделаны на малых и средних предприятиях. При этом, как показывает практика, 80-85% разработок малых фирм внедряются в течение одного-двух лет ;

- относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;

- высокая приспособляемость к изменениям рынка;

- близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества[18].

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном  соотношении количества крупных, средних  и малых предприятий. В нашей  стране количество МП по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28%[12].

Чем же привлекателен для  экономики МБ?

Во-первых, единство права  собственника и непосредственного  управления предприятием. Способность  и готовность функционеров МБ брать на себя риск и нести ответственность за принимаемые решения предполагает именно такое единство.

Во-вторых, так называемая обозримость МП. Небольшие размеры позволяют устанавливать неформальный, личностный характер отношений между работником и работодателем, обеспечивать более действенный механизм мотивации труда и более высокую степень удовлетворенности им.

В-третьих, относительно небольшие  рынки сбыта, не позволяющие малой  фирме оказывать влияние на цены и объем реализации продукции  в рамках отрасли. Однако некоторые  малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически  становятся монополистами в ее пределах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-четвертых, персонифицированный  характер отношений предпринимателя  с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции. Это объясняется тем, что МП в принципе рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

В-пятых, семейный характер предприятия, ведения дела: семья  нередко включается в число работников, базовый капитал МП часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.

Наконец, в-шестых, малым  фирмам свойственен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то МП может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что небольшие фирмы образуют фундамент, на котором строятся более  высокие "этажи" хозяйства и  который во многом определяет архитектуру  всего здания экономики[14].

Это объясняется следующим.

Прежде всего, следует  подчеркнуть интегрирующую (связующую  экономику в единое целое) роль МП (этот тип фирм называют коммутантами, т.е. соединителями).

Дело в том, что в  рыночном хозяйстве наличие платежеспособного  спроса на какой-либо товар должен автоматически  рождать его предложение. Но характерной  чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно  экономически оправдано и выгодно  далеко не в любых условиях.

Крупное производство эффективно, как правило, при массовом выпуске  более или менее однотипной продукции, обеспечивая экономию на объеме выпуска (масштабах производства). В противном  случае крупная компания по возможности  не берется за выпуск неприбыльных товаров. Но это потенциально может  вызвать глубокие диспропорции [6].

Лишь малые фирмы-коммутанты готовы использовать любую возможность  для бизнеса, остальные компании в этом смысле очень разборчивы.

Средние фирмы характеризуются  меньшими объемами выпуска, но берутся  за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Специализированная средняя  фирма должна накопить познания в  узкой области и идет на связанные  с этим затраты, лишь будучи уверенной  в том, что ее бизнес будет иметь  перспективу.

Без малых фирм экономика  приобрела бы "лоскутный" характер: одни потребности рынка удовлетворялись  бы с достаточной полнотой - те, на базе которых можно создать масштабное сверхприбыльное или специализированное выгодное производство, другие же, не отвечающие этим требованиям, не удовлетворялись  бы. Это противоречие решается с  помощью фирм-коммутантов, основной стратегией которых является постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывное  приспособление к конъюнктуре рынка. Не случайно для деятельности таких  фирм характерно отсутствие планирования - они по определению должны быть мобильными, готовыми к переменам.

Схема направления воздействия предпринимательства на экономику страны представлена в приложении А [9].

Прежде всего, МБ - это дополнительные рабочие места, заработная плата и, соответственно, социальная защищенность работников. Кроме того, малое предпринимательство является одним из источников доходов бюджетов всех уровней. Оно дает возможность людям проявить свои возможности и скрытые способности. Малое предпринимательство направлено на максимальное удовлетворение спроса потребителей, часто в тех отраслях, от которых отказались крупные фирмы. Желая выжить, предприятия стремятся снижать издержки производства, что способствует снижению уровня цен на продукцию. Малые фирмы содействуют ускорению распространения новой продукции.

Не менее важна роль МП в формировании конкурентных отношений в рыночной экономике. Конечно, для отдельной малой фирмы столкновение с крупной корпорацией чаще всего заканчивается поражением. Но взаимоотношения всего сектора малого предпринимательства и крупного капитала складываются иначе: здесь нередко атакующей стороной выступают малые фирмы.

Характеризуя роль малого предпринимательства в экономике, необходимо подчеркнуть его функцию  по рациональному использования ресурсов. Речь идет, прежде всего, о трудовых. МП выступают как работодатели для значительной части населения. МБ в странах с социально - ориентированной рыночной экономикой создал 70% новых рабочих мест. Проблема занятости, массированного нарастания безработицы является общемировыми. Как показывают разработки международных организаций, в частности МОТ и ООН, экономический рост не создает адекватного количества новых рабочих мест. Из примерно 50 стран с растущей экономикой в последнее десятилетие количество рабочих мест увеличилось только в семи[14].


МП обеспечивают национальное использование и материальных ресурсов, в том числе и широкое применение местных источников сырья и отходов крупного производства. Надо упомянуть и включение в производство финансовых ресурсов части населения путем перевода их из состояния накопления в состояние инвестиций [5].

Существенно и то, что  малое предпринимательство обеспечивает приближение производства товаров  и услуг к потребителю, сокращение на этой основе расходов по доставке из крупных промышленных центров на периферию, обеспечивая тем самым  выравнивание уровней товарной обеспеченности в населенных пунктах различных  масштабов и различных регионов.

Роль МБ в экономике велика. Без него она ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малое предпринимательство выступает как неотъемлемый, объективно необходимый сектор рыночной экономики.

После того, как мы определили, что МБ в рыночной экономике играет важную роль, рассмотрим воздействие экономического кризиса на функционирование МБ России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное  состояние и воздействие экономического  кризиса на функционирование  малого бизнеса России

 

Практически все организации  и компании испытывают в настоящее  время проблемы, связанные с финансовым кризисом, который способен нарушить стабильность их функционирования.

В свете последних изменений  в экономике России особое значение принимает развитие малого предпринимательства. На данном этапе государством предпринимаются  беспрецедентные меры по становлению  и развитию малого и среднего бизнеса  в России.

Формирование среднего класса становится стратегической задачей  повышения политической, экономической  и социальной стабильности в российском обществе. Решение этой-задачи требует  создания благоприятных правовых и  экономических условий для интенсивного развития 
малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы[6].

Современное состояние МБ в России является довольно сложным, одной из причин этого является противоречивость мнений о путях поддержания этого вида предпринимательской деятельности. Государственная политика в отношении МБ декларирует поддержку в решении его финансовых проблем. В развитии и поддержке малого предпринимательства значительная роль принадлежит институционально-организационным механизмам и мерам государственного регулирования, имеющим некоторые особенности в структурной системе государственной поддержки малого предпринимательства Российской Федерации. На современном этапе происходят положительные изменения в мерах поддержки субъектов МБ: применяются как прямые, так и косвенные меры поддержки.

Однако по-прежнему наблюдается  несовпадение между запланированными и реализованными мероприятиями  поддержки из-за несовершенств в  законодательстве, непроработанности механизмов реализации.    Проведение эффективной политики поддержки малого предпринимательства осложняется тем, что нередко государственные органы не обладают полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии процессов в МБ, как в целом, так и по отдельным проблемным направлениям. Такое положение наблюдается также по отношению к характеристике финансового состояния малых организаций.

Экономический кризис привел в значительной степени к финансовой несостоятельности отдельных как  крупных, так и малых организаций. К проблемам малых организаций, которые привели их к такому положению, относятся:

  • высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • неадекватные действия по адаптации к процессам повышения цен;
  • ориентация на внутренний рынок, повышающая степень зависимости от конъюнктурных перепадов цен на различные товары и услуги[19].

В условиях кризиса снижение платежеспособного спроса на внутреннем рынке на товары и услуги МП окажет значительное негативное влияние на деятельность МБ. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит организации сокращать издержки за счет уменьшения объема выпуска продукции, приостановки планов собственного развития и расширения деятельности.

В настоящее время кризис ликвидности в банковском секторе  сократит возможности банков для  выделения дополнительных кредитов МП. Большинство малых организаций намного меньше по сравнению с крупными и средними предприятиями пользуются кредитами для реализации планов по поддержанию и расширению бизнеса. МП привлекают кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров и сырья. Таким образом, в источниках финансовых ресурсов МП велика доля краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако коммерческие банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могут удовлетворить спроса со стороны МП на получение краткосрочных кредитов. В большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые организации, связанные с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные затруднения с ликвидностью и не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам малого бизнеса.

В значительной степени для  МП доступность на финансовый и денежный рынки затруднена, что связано со следующими проблемами[7]:

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в РФ