Перспективы развития малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство - это многогранное социально-экономическое явление, затрагивающее большинство сторон экономической жизни страны и содействующее решению многих его проблем. Однако оно не лишено недостатков и требует поддержки со стороны государтсвенных структур.Цель данной работы - изучение роли МБ в экономике России.

Содержание

Обозначения и сокращения
Введение
Теоретические положения развития малого бизнеса
Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства
Роль малого бизнеса в экономике России
Современное состояние и воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России
Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Курсовая все.docx

— 134.67 Кб (Скачать документ)

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности малого предпринимательства. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности в 7,4 раза.

Можно констатировать, что  в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малое предпринимательство стало играть роль, характерную для него в нормальной рыночной экономике.

Малые организации в борьбе, за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом можно сказать, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления[13].

МБ России в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, МП по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми организациями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны. На долю МП приходится лишь 3,4% общего объема инвестиций в основной капитал.

Численность малых предприятий  в России не превышает 1 млн. На начало 2011г. их насчитывалось 953,1 тыс. За 2010г. их число увеличилось на 62,2 тыс. (на 7%). В целом за 2000-2011 годы количество малых предприятий в России выросло незначительно - лишь на 85,1 тыс.

К МБ относится каждое пятое российское предприятие. Однако если в начале 2000г. доля малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий России достигала 30%, то к началу 2011г. она уменьшилась до 22%. Это происходило как из-за того, что МП закрывались быстрее и чаще, чем средние и крупные, так и потому, что вновь регистрируемые предприятия не относились к МБ.

По формам собственности  МП на 96,4% представляют собой предприятия частной собственности и на 3,6% - предприятия смешанной российской и совместной российской и иностранной собственности. Больше всего МП смешанной формы собственности в образовании (13,3%), финансово-кредитной сфере и пенсионном обеспечении (11,7%), науке (10,2%) и в сфере связи (9,3%).

В общем числе зарегистрированных малых организаций доминировали предприятия оптовой и розничной торговли (50%), затем следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), МП обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%). Практически не развит МБ в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.

В российской промышленности МП представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех МП промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).

В 2010 году количество МП в России впервые превысило миллион, и 60% из них относятся к сфере торговли и услуг, а инновационный, научно-технический, производственный секторы пока развиваются медленно. Сегодня в России 1,1 млн предприятий МБ, на которых трудятся 2,5 млн работников, - это всего 15% от общего количества по стране. При этом 60% из них занято в торговле и сфере услуг, поскольку это гарантирует быстрое получение прибыли.

По субъектам Российской Федерации статистика имеет следующий  вид. Почти 21% всего числа МП сосредоточены  в Москве, на втором месте - Санкт-Петербург (12%), на третьем - Московская область (4%), на четвертом - Краснодарский край (3,6%). Неплохие показатели в Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской областях - крупных российских регионах[10].

МП в России обладает рядом  отличительных особенностей, не характерных  для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

- высокий уровень диверсификации (многопрофильности) МП. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

- стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть МП работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

- высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач);

- низкий технологический и управленческий уровень деятельности[2].

МП в  России берет свое начало в 1985 году. Его развитие разделяют на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Малое предпринимательство  представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг.

Предпринимательские отношения  и, в частности, отношения, связанные  с организацией и деятельностью  малого предпринимательства являются предметом регулирования нескольких отраслей законодательства гражданского, административного, налогового, бюджетного.

Роль МБ в экономике  России велика, так как он создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

  Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  МП взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования - небольшие фирмы образуют фундамент, на котором строится экономика и который во многом определяет ее суть.

В условиях экономического кризиса МБ столкнулся со следующими проблемами:

  • высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • неадекватные действия по адаптации к процессам повышения цен;
  • ориентация на внутренний рынок, повышающая степень зависимости от конъюнктурных перепадов цен на различные товары и услуги.

Для предотвращения негативного  влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства  были приняты меры, направленные на создание финансовой базы МБ и снижение издержек.

Развитие малого предпринимательства в России имеет  недолгую историю в экономическом  развитии страны. Малое предпринимательство  берет свое начало с 1985 года, когда  стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились  приемниками ранее созданных  кооперативов. Его развитие проходит в несколько этапов, а в настоящее время развитие МБ в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Авашковский С. Н. Развитие малого предпринимательства в России:/С. Н. Авашковский// М.: Дено, 2007.- 402с.
  2. Алексеев Д. Дайте бизнесу "точку опоры"! /Д.Алексеев// Московский бухгалтер. - 2008. - № 12. - С.34-40
  3. Антюшенина С. Я против сокращения проверок для малого бизнеса /С.Антюшенина// Деловая пресса. - 2008. - № 5. - С.25-30
  4. Банк воспринимает малый бизнес как наиболее гибкий сегмент // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. - 2009. -105с.
  5. Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы /Е.А.Власенкова// Налоговый вестник. - 2009. - № 2. - С.44-50
  6. Данюкова Н. Успешному развитию микрокредитования мешают системные проблемы /Н.Данюкова// Московский бухгалтер. - 2008. - № 7. -С.11-15
  7. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты/ Л.Т. Ибадова // "Волтерс Клувер", 2006 . – 100с.
  8. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И.Е. Ильин //Банковское кредитование. - 2008. - № 2. - С.23-25
  9. Кравченко С.А. Мал золотник, да дорог /С.А. Кравченко// Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2007. - № 19. – С.37-42
  10. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес /Е. Ливак// Финансовая газета. - 2009. - № 6. - С.5-13
  11. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе /И.А. Ляшевич// Журнал российского права. - 2006. - № 5. - С. 24-33
  12. Малый бизнес в зеркале статистики // Деловая пресса. - 2006. - № 33. - С.18-23
  13. Малыхин М. Кого боится малый бизнес /М.Малыхин// Ведомости. - 2008. - № 7. - С. 15-17
  14. Микроэкономика: учеб. / под ред.В.П. Попкова: Питер -2007.- 324с.
  15. Подгорная Ю.А., Семынина Н. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) // Информационно-справочная система ГАРАНТ
  16. Попов В.М. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов/В.М. Попов//М.: КноРус,2003.- 448с.
  17. Экономика фирмы: учебник/под общ. ред. проф. Н.И.Иващенко. - М.:ИНФРА-М, 2008.- 205с.
  18. Электронный ресурс http://bibliotekar.ru/biznes-39/34.htm
  19. Электронный ресурс  http://small-business.web-3.ru
  20. Южакова Т. Малый бизнес - дело общее /Т.Южакова// Банковское дело в Москве. - 2005. - № 7. -С.17-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

Рис. 1 - Направления воздействия  предпринимательства на экономику  страны

 

 

 

 

 

 

           Курсовая работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы других авторов имеют ссылки на них.

Список использованных источников- 20, рисунков-1

Работа отпечатана в 2 экз.

Один экземпляр сдан на кафедру управления персоналом и  маркетинга

                    2011г.

 

 

Студент 521 группы           Д. Г. Менькова        

 

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в РФ