Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:58, курсовая работа
Малое предпринимательство - это многогранное социально-экономическое явление, затрагивающее большинство сторон экономической жизни страны и содействующее решению многих его проблем. Однако оно не лишено недостатков и требует поддержки со стороны государтсвенных структур.Цель данной работы - изучение роли МБ в экономике России.
Обозначения и сокращения
Введение
Теоретические положения развития малого бизнеса
Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства
Роль малого бизнеса в экономике России
Современное состояние и воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России
Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Особо надо отметить усиление инвестиционной активности малого предпринимательства. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности в 7,4 раза.
Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малое предпринимательство стало играть роль, характерную для него в нормальной рыночной экономике.
Малые организации в борьбе, за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
В целом можно сказать, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления[13].
МБ России в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, МП по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми организациями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны. На долю МП приходится лишь 3,4% общего объема инвестиций в основной капитал.
Численность малых предприятий в России не превышает 1 млн. На начало 2011г. их насчитывалось 953,1 тыс. За 2010г. их число увеличилось на 62,2 тыс. (на 7%). В целом за 2000-2011 годы количество малых предприятий в России выросло незначительно - лишь на 85,1 тыс.
К МБ относится каждое пятое российское предприятие. Однако если в начале 2000г. доля малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий России достигала 30%, то к началу 2011г. она уменьшилась до 22%. Это происходило как из-за того, что МП закрывались быстрее и чаще, чем средние и крупные, так и потому, что вновь регистрируемые предприятия не относились к МБ.
По формам собственности МП на 96,4% представляют собой предприятия частной собственности и на 3,6% - предприятия смешанной российской и совместной российской и иностранной собственности. Больше всего МП смешанной формы собственности в образовании (13,3%), финансово-кредитной сфере и пенсионном обеспечении (11,7%), науке (10,2%) и в сфере связи (9,3%).
В общем числе зарегистрированных малых организаций доминировали предприятия оптовой и розничной торговли (50%), затем следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), МП обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%). Практически не развит МБ в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.
В российской промышленности МП представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех МП промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).
В 2010 году количество МП в России впервые превысило миллион, и 60% из них относятся к сфере торговли и услуг, а инновационный, научно-технический, производственный секторы пока развиваются медленно. Сегодня в России 1,1 млн предприятий МБ, на которых трудятся 2,5 млн работников, - это всего 15% от общего количества по стране. При этом 60% из них занято в торговле и сфере услуг, поскольку это гарантирует быстрое получение прибыли.
По субъектам Российской Федерации статистика имеет следующий вид. Почти 21% всего числа МП сосредоточены в Москве, на втором месте - Санкт-Петербург (12%), на третьем - Московская область (4%), на четвертом - Краснодарский край (3,6%). Неплохие показатели в Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской областях - крупных российских регионах[10].
МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
- высокий уровень диверсификации (многопрофильности) МП. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;
- стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть МП работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;
- высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач);
- низкий технологический и управленческий уровень деятельности[2].
МП в России берет свое начало в 1985 году. Его развитие разделяют на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Заключение
Малое предпринимательство представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг.
Предпринимательские отношения
и, в частности, отношения, связанные
с организацией и деятельностью
малого предпринимательства являются
предметом регулирования
Роль МБ в экономике России велика, так как он создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки МП взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования - небольшие фирмы образуют фундамент, на котором строится экономика и который во многом определяет ее суть.
В условиях экономического кризиса МБ столкнулся со следующими проблемами:
Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства были приняты меры, направленные на создание финансовой базы МБ и снижение издержек.
Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1985 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов. Его развитие проходит в несколько этапов, а в настоящее время развитие МБ в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса.
Список использованных источников
Приложение А
Рис. 1 - Направления воздействия предпринимательства на экономику страны
Курсовая работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы других авторов имеют ссылки на них.
Список использованных источников- 20, рисунков-1
Работа отпечатана в 2 экз.
Один экземпляр сдан на кафедру управления персоналом и маркетинга
2011г.
Студент 521 группы Д. Г. Менькова
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в РФ