Перспективы развития малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство - это многогранное социально-экономическое явление, затрагивающее большинство сторон экономической жизни страны и содействующее решению многих его проблем. Однако оно не лишено недостатков и требует поддержки со стороны государтсвенных структур.Цель данной работы - изучение роли МБ в экономике России.

Содержание

Обозначения и сокращения
Введение
Теоретические положения развития малого бизнеса
Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства
Роль малого бизнеса в экономике России
Современное состояние и воздействие экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России
Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Курсовая все.docx

— 134.67 Кб (Скачать документ)
  1. Процентные ставки по кредитам высокие, а рентабельность капитала у МП низкая;
  2. Малые организации имеют рискованное финансовое положение;
  3. У МП отсутствует кредитная история.

Малые организации имеют  относительно высокую капиталоемкость  одновременно при относительно низком уровне рентабельности. 
Следующая проблема - специфические требования рынка микрофинансирования. Представители лизинговых компаний считают, что микрофинансирование должно осуществляться в сжатые сроки (между предоставлением полного пакета документов, заключением договора лизинга, оплатой поставок и получением лизингового имущества должно пройти 2—5 дн.). В настоящее время процедура принятия решения по клиенту занимает 2-3 недели из-за отсутствия специальных технологий для работы с малым и средним бизнесом. Финансирование получают компании с операционной историей больше года и с устойчивым финансовым положением, имеющие постоянную прибыль и понимание того, как будет развиваться их бизнес.

Для организаций МБ России заемные источники финансирования на современном этапе не всегда доступны. Однако, учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что в этих источниках финансирования заключены большие потенциальные возможности для развития МБ. Кредитные ресурсы МП могут получить не только в коммерческих банках, но и в кредитных кооперативах, в региональных и муниципальных фондах поддержки малого предпринимательства, в частных фондах поддержки малого предпринимательства, а также в специализированных банках. В этих организациях решается часть проблем, обусловленных технологиями банковского кредитования, что связано с упрощенными требованиями к заявочным документам, с сокращением сроков рассмотрения заявок на предоставление кредитов, с гибкостью условий заимствования и форм обеспечения займов, с упрощением доступности денежных средств и т.д. Тем не менее имеются проблемы, обусловленные, главным образом, высокой стоимостью услуг кредитования в аналогичных организациях (кредиты выдают под 3—8% в месяц), недостатком средств у альтернативных кредиторов. В целях системного и последовательного развития малого предпринимательства в России необходимо создать соответствующий финансово-экономический механизм доступности для него кредитных ресурсов[1].

В условиях кризиса продолжится  деятельность финансовых институтов, которые специализируются на предоставлен ии малым организациям финансовых услуг, например микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для организаций МБ.

В настоящее время в  России формируется рынок финансовых услуг для МБ. Этот рынок включает систему микрофинансирования со стороны как финансовых, так и нефинансовых институтов, факторинговое облуживание МБ, франчайзинговые и лизинговые схемы.

Потребность рынка в системе  микрокредитования очень велика: по мнению экспертов, при емкости рынка в 5-8 млрддолл США объем микрокредитов, фактически выдаваемых в течение года, не превышает 150—170 млн долл. По данным Министерства экономического развития РФ, сумма микрокредита для МБ НА 2011г. составляет в среднем от одной до трех тысяч долларов[6]. 
В развитых странах микрофинансирование широко используется для решения как социальных проблем, так и проблем экономического развития. В период с 1985 по 1995 г. в мире началось быстрое распространение микрокредитования. С этого момента микрокредитование превратилось в стратегию экономического развития, адаптированную также к различным условиям развивающихся стран. Организации по финансированию малых организаций начали менять свою ориентацию и переходить от экспериментирования в области осуществления программ микрокредитования к проведению более рентабельных программ. Изучение результатов деятельности программ показывает, что они положительно влияют на развитие производства, увеличение товарооборота, повышение уровня дохода организаций малого бизнеса. Организации, пользующиеся услугами микро кредитования, повысили уровень доходности в среднем на 25-35 %.

Микрокредит — наиболее приемлемая форма финансирования для пополнения оборотных средств для малых организаций и частных предпринимателей, не имеющих возможности их получить по традиционной банковской процедуре. Парадоксально, но доходность от вложений в программы МБ и их кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. По кредитам для МП ставка ссудного процента более чем в 1,5 раза выше среднегодового показателя для средних и крупных организаций по России. Среди причин нежелания банков работать с МП отмечалось увеличение накладных расходов и незначительность доходов в абсолютном выражении в расчете на одного заемщика по сравнению с кредитованием более крупных клиентов. Вместе с тем, несмотря на отмеченные факторы, большинство малых и средних банков (особенно в регионах) считают развитие кредитования МБ своим перспективным направлением. Этот прогноз объясняется следующим: значительная часть крупных промышленных корпораций имеет устойчивые финансовые связи с кредитующими их деятельность крупными банками. Соответственно, свободной нишей остается малый и средний бизнес[14].

Микрофинансирование МБ может осуществляться не только финансовыми институтами, но и нефинансовыми объединениями. В качестве таких объединений выступают КПКГ. Кредитные союзы создаются и функционируют в различных социальных слоях общества, пользуются доверием своих пайщиков, так как управляются при их непосредственном участии и контроле. В кредитных союзах соблюдаются требования доступности и прозрачности проводимых операций. 
КПКГ, организуя финансовую взаимопомощь, способен реализовать множество социально-экономических программ, обеспечивающих своим членам как гарантированное сбережение денежных средств, так и получение в короткое время доступных займов.

В последние годы наблюдается  рост объема сбережений в КПКГ, что позволяет им выделять больше средств на поддержку малого предпринимательства. Поддержка малого предпринимательства КПКГ может быть целенаправленной (т. е. займы выдаются непосредственно на предпринимательские цели) и опосредованной. КПКГ, с одной стороны, повышая платежеспособность своих членов, решает социальные задачи, с другой - наполняет этими средствами экономику региона. 
Кооперативы объединяют людей различных социальных слоев, функционируют как в городах, так и в небольших муниципальных образованиях. Кредитные союзы заняли тот сектор, где отсутствуют финансовые институты.

Развитие кредитной кооперации на уровне региона должно осуществляться не точечно, а на всей территории, что  поможет комплексно подойти к  решению возникающих проблем[17].

В среднесрочной перспективе  следует ожидать роста кредитной  кооперации и увеличения числа банков, реализующих программы микрокредитования. Эксперты уверены, что все больше банков в рамках программ кредитования МБ будут предоставлять микрокредиты нуждающимся предпринимателям. Кредиты малому и среднему бизнесу — рынок емкий и самый перспективный.

По мнению экспертов, реальной отдачи от деятельности кредитных бюро можно ожидать не ранее чем  через 5 лет, когда будет накоплен достаточный объем данных о заемщиках. В ряде случаев информация, предоставляемая  кредитными бюро, может быть неадекватной в силу специфики отчетности российских МП (при упрощенной системе налогообложения и налогообложении по вмененному доходу).

Кредитные бюро не могут  самостоятельно, без взаимодействия с другими институтами решить проблему минимизации рисков при  кредитовании малых организаций. Появление  на российском финансовом рынке института  кредитных историй способствует созданию инфраструктуры цивилизованного  рынка кредитования, включающей в  себя наряду с кредитными бюро и  другие механизмы минимизации рисков, основанные, в частности, на разделении рисков между банками, страховыми компаниями, кредитными союзами, региональными  администрациями.

В условиях нестабильной кризисной  ситуации действенной мерой в  области финансовой поддержки выступает  создание новых и расширение действующих  гарантийных фондов (фондов поручительств) — специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и  залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлены на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов[11].

Международный опыт показывает, что именно с помощью МП возможны позитивные сдвиги в направлении действительной экономической стабилизации и развития экономики страны. Недостаточная конкурентоспособность российского малого предпринимательства связана с тем, что многие субъекты МБ вынуждены решать текущие финансовые проблемы в условиях выживания, а не активизации усилий по стратегическому развитию и расширению производства.

Минувший экономический кризис явился проверкой не только финансовой устойчивости страны, но и оказал существенное влияние на все секторы экономики. Исключением не стал и сегмент МБ, стабильное развитие которого является залогом успешной рыночной экономики любого развитого государства. Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства были приняты меры, направленные на создание финансовой базы МБ и снижение издержек.

Определив влияние кризиса на МБ, изучим тенденции развития малого предпринимательства  в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

3. Становление и тенденции развития малого предпринимательства в России

 

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  МП взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере МБ, И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем, количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. МП, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Для углубленного понимания  нынешней ситуации с развитием малых  российских предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые  страницы "новейшей истории".

В российской истории МБ можно выделить ряд этапов[1].

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности МБ расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития МБ является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы МП.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию МП. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для указанных периодов характерны огромные льготы всех видов, в том  числе за счет средств государственного бюджета, и в целом более благоприятное  положение дел в экономике  обусловили отношение ветеранов  к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень  быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и  сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного  питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако то, что МП выполняли роль канала перекачки ресурсов командно - управляемых госпредприятий в теневую экономику - в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Конечно, в развитии малого предпринимательства имели место  не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился  в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" МБ и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата .

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в РФ