Планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:50, реферат

Описание

Финансы предприятий являются главным звеном в государственной финансовой системе. Через реальный сектор экономики проходят основные денежные потоки, благодаря которым формируются фонды денежных ресурсов всех хозяйствующих структур и централизованные фонды денежных средств государства.
Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Содержание

Введение
1. Финансовое планирование как неотъемлемый элемент финансовой деятельности предприятия
1.1 Сущность, значение и функции финансового планирования
1.2 Типы финансового планирования и виды планов
1.3 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования на предприятии
2. Анализ системы финансового планирования (на примере деятельности РУП «БелТАПАЗ»
2.1 Организационно-экономическая деятельность предприятия
2.2 Анализ долгосрочных финансовых планов
2.3 Анализ годовых финансовых планов
2.4 Анализ оперативных финансовых планов
3. Основные направления совершенствования организации финансового планирования
3.1 Бизнес-план как основной документ финансового планирования
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации финансовой работы по планированию
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

studuck-186419.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Финансовое планирование на предприятии  базируется на следующих его трех типах (системах):

стратегическое;

текущее;

оперативное.

Каждому из этих трех типов (систем) присущи  определенный период и свои формы  реализации его результатов (см. Таблицу 1.1.)

 

Таблица 1.1.

Системы финансового планирования и формы реализации его результатов  на предприятии

Системы финансового планирования

Формы реализации результатов  финансового планирования

Период планирования

Стратегическое планирование (прогнозирование финансовой деятельности)

Разработка общей финансовой стратегии  и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия

до 3 лет

Текущее планирование финансовой деятельности

Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности

1 год

Оперативное планирование финансовой деятельности

Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности

Месяц, квартал


Источник: [7, c.43]

 

Все системы финансового планирования находятся во взаимодействии и реализуются  в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование создает основу для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем основным аспектам финансовой деятельности предприятия.

Стратегическое финансовое планирование. Стратегическое финансовое планирование является наиболее сложной среди рассматриваемых систем финансового планирования, поскольку основано на прогнозировании финансовых параметров развития предприятия. Именно поэтому оно требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей.

Финансовая стратегия предприятия  представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия  и наиболее эффективных путей  их достижения [7, c.44].

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.

Это связано с тем, что основная цель общей стратегии – обеспечение  высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции  предприятия связана тенденциями  развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденция развития товарного и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия.

Процесс формирования финансовой стратегии  предприятия осуществляется по следующим  этапам [7, с. 45]:

Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий: продолжительности периода, принятого для формирования стратегии, предсказуемость развития экономики и конъюнктуры контактируемых сегментов финансового рынка, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и др.

Исследование факторов внешней  финансовой среды и конъюнктуры  финансового рынка. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия  и возможного их изменения в предстоящем периоде. На данном этапе также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов финансового рынка.

Формирование стратегических целей  финансовой деятельности предприятия. Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

Конкретизация целевых показателей  финансовой стратегии по периодам ее реализации. В процессе этой конкретизации  обеспечивается динамичность представления  системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.

Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности. Финансовая политика представляет собой  форму реализации финансовой стратегии  предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности предприятия на отдельных этапах ее осуществления.

Разработка системы организационно-экономических  мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии.

Оценка эффективности разработанной  финансовой стратегии.

Итак, разработка финансовой стратегии и финансовой политики по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.

Текущее финансовое планирование.

В условиях рыночной неопределенности, большой зависимости от внешних факторов, частого изменения законодательства, инфляционных ожиданий многие отечественные предприятия сталкиваются с проблемами прогнозирования и планирования будущего. Поэтому основное внимание сегодня они уделяют текущему (краткосрочному) планированию [35, с. 406].

Текущее финансовое планирование включает разработку:

финансового плана основной деятельности, процедура составления которого предусматривает обоснование прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и ее распределение;

финансового плана неосновной деятельности, составление которого предполагает расчет доходов и расходов, а также  прибыли или убытка от этой деятельности;

текущего финансового плана (расчетного баланса доходов и расходов), объединяющего  финансовые результаты по всем видам деятельности предприятия и отражающего возможности производственного и социального развития на период до одного года;

расчетов показателей текущего финансового плана (налогов; прибыли; амортизационных отчислений; устойчивых пассивов; прироста норматива собственных оборотных средств и др.);

кредитного, валютного планов, плана (бюджета) по налогам;

плана движения денежных средств, в  основе которого лежит определение  резерва ликвидных средств;

оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана).

Рассмотрим содержание отдельных  из них. Ведущим финансовым планом в  современных условиях является текущий (расчетный баланс доходов и расходов). Он составляется на год с поквартальной  разбивкой.

Разработка финансового плана  включает пять этапов:

анализ финансовых показателей  за отчетный период;

разработка учетной политики на плановый год;

составление расчетов и таблиц, обосновывающих плановые размеры доходов и расходов;

доведение плановых заданий до подразделений  и служб предприятия и конкретных исполнителей;

разработка отчетов об исполнении финансовых планов [35, с.407].

На первом этапе выполняется  финансовый анализ выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости  реализованной продукции, прибыли, рентабельности производства, продукции, активов и собственного капитала за период, предшествующий планируемому, определяются финансовая устойчивость и ликвидность предприятия. Составление динамических рядов анализируемых показателей повышает качественный уровень финансового планирования, так как позволяет выявить складывающиеся тенденции, закономерности, дает информационную базу для разработки более точных прогнозов.

На втором этапе выбирают приоритеты учетной политики в вопросах выручки  от реализации, амортизационных отчислений, оценки запасов и др.

Выбор вариантов учетной политики является, с одной стороны, обязательным требованием бухгалтерского учета, а с другой — инструментом реализации финансовой политики предприятия. В  определенной мере выбор учетной  политики влияет на размер финансовых ресурсов.

На третьем этапе производится расчет отдельных показателей финансового  плана, составление плана по определенной форме и его утверждение. Специальные  расчеты к текущему финансовому  плану включают расчеты прибыли  и ее распределения, амортизационных отчислений. Потребности в оборотных средствах и источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств, источников финансирования капитальных вложений, налогов и др. В рыночной экономике рекомендуется составлять несколько вариантов финансовых расчетов в целях оптимизации принимаемых решений. Для обоснования финансового результата (прибыли или убытка) по основной деятельности к финансовому плану составляются сметы продаж, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). По видам деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой могут составляться, в рамках до одного года, бюджеты, отражающие соответствующие доходы и расходы.

На уровне структурных подразделений  предприятия также могут составляться бюджеты, сметы, охватывающие весь денежный оборот и включающие в себя: бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет фонда оплаты труда; бюджет амортизационных отчислений; налоговый бюджет, сметы образования и расходования фондов денежных средств, формируемых из прибыли. Сводный (консолидированный) бюджет предприятия равен сумме бюджетов затрат структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия следует соблюдать принцип декомпозиции. Он означает, что все бюджеты должны быть увязаны в сквозную систему и бюджеты подразделений входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Перечисленные расчеты к финансовому плану необходимы для осуществления контроля за ходом выполнения плана и финансирования предусмотренных мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных средств.

Четвертый этап предполагает доведение  заданий утвержденного годового финансового плана до подразделений, служб предприятия. При этом могут вноситься корректировки в бюджеты и сметы структурных подразделений предприятия (отделов маркетинга, ценообразования, планового и др.). Изменения вносятся на основании расчетов статей финансового плана. Структурные подразделения предприятия доводят плановые задания до конкретных исполнителей.

Пятый этап предусматривает разработку отчетов об исполнении финансовых планов (бюджетов, смет). Отчеты служат информационной базой для финансового планирования на предстоящий период. Эта работа, к сожалению, многими предприятиями не осуществляется.

Рассмотрим подробнее содержание финансовых планов.

Текущий финансовый план (расчетный  баланс доходов и расходов) составляется на год с поквартальной разбивкой. Он может включать два или  три раздела. В первом случае в нем выделяют разделы: 1. Доходы и поступления средств. 2. Расходы и отчисления средств. 3. Взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет). Между разделами финансового плана существует определенная взаимосвязь. Итог первого раздела плюс ассигнования из бюджета должен быть равен итогу второго раздела плюс платежи в бюджет. Если текущий финансовый план включает два раздела, то ассигнования из бюджета записываются в разделе 1 «Доходы и поступления средств», а платежи в бюджет — в разделе 2 «Расходы и отчисления средств».

Примерная форма текущего финансового плана (расчетного баланса  доходов и расходов) приведена  в Приложении 1. [35, с. 409]

В первом разделе текущего финансового плана показываются финансовые результаты деятельности, начисленная амортизация, ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе.

Во втором разделе плана  отражаются расходы на расширение и  техническое перевооружение производства, уве личение оборотного капитала, социальное развитие, погашение долгосрочных банковских кредитов и займов, образование резервных фондов и другие расходы за счет чистой прибыли.

Третий раздел включает платежи в бюджет (налоги на недвижимость, на прибыль, а также местные налоги, уплачиваемые из прибыли, остающейся после уплаты общегосударственных налогов из прибыли) и средства, получаемые из бюджета на финансирование капитальных вложений, дотации, субвенции и др. В конце финансового плана в виде справки могут указываться налоги и отчисления, относимые на себестоимость или включаемые в отпускную цену сверх цены производства. [2, с.157]

При разработке текущего финансового  плана необходимо обеспечить увязку каждого вида вложений с источниками  финансирования. Для проверки правильности составления текущего (годового) финансового плана и иллюстративности экономических взаимосвязей между статьями плана может составляться проверочная (шахматная) таблица. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия. При распределении доходов учитывается целевой характер их использования и очередность направления по статьям затрат. Например, прибыль в первую очередь направляется на уплату налогов и финансовых санкций, а затем на собственные нужды предприятия. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на увеличение оборотных средств, а в оставшейся части -–на другие расходы по усмотрению предприятия. При недостатке собственных средств расходы в годовом финансовом плане могут покрываться долгосрочными заемными и привлеченными ресурсами. Возможный вариант шахматной таблицы приведен в Приложении 2. Составление шахматной таблицы начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия, итог должен совпасть. [35, с.411]

Информация о работе Планирование