Планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:50, реферат

Описание

Финансы предприятий являются главным звеном в государственной финансовой системе. Через реальный сектор экономики проходят основные денежные потоки, благодаря которым формируются фонды денежных ресурсов всех хозяйствующих структур и централизованные фонды денежных средств государства.
Финансовый план предприятия — это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Содержание

Введение
1. Финансовое планирование как неотъемлемый элемент финансовой деятельности предприятия
1.1 Сущность, значение и функции финансового планирования
1.2 Типы финансового планирования и виды планов
1.3 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования на предприятии
2. Анализ системы финансового планирования (на примере деятельности РУП «БелТАПАЗ»
2.1 Организационно-экономическая деятельность предприятия
2.2 Анализ долгосрочных финансовых планов
2.3 Анализ годовых финансовых планов
2.4 Анализ оперативных финансовых планов
3. Основные направления совершенствования организации финансового планирования
3.1 Бизнес-план как основной документ финансового планирования
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации финансовой работы по планированию
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

studuck-186419.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей  производства и продажи товаров  и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта. [5, C.125]

Бизнес-планы являются для отечественных производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования.

Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты  или процессы, связанные с проектированием  или созданием новых фирм и  их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.

Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане.

На вновь создаваемые или  открываемые фирмы и предприятия  разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг.

На действующих предприятиях бизнес-планы  обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д.

При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий.

При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать  поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.

Бизнес-план представляет собой, по определению  И. В. Липсица, документ, который описывает  аспекты будущего коммерческого  предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы  их решения [5. С. 125]. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы.

Разработка такого плана требует  не только всесторонней экономической  оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы.

Совместное участие в составлении  бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных  предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов.

В период становления рыночных отношений  среди отечественных экономистов  стала распространяться теория о  том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и национальную специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения.

В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских  проектов: от выбора стратегической или  тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке.

Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.

Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на отечественных предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования. [35, c.392]

Во-первых, бизнес-планирование, в  отличие от внутрипроизводственного  или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия  или корпорации, а одну из важнейших  задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются  на проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении  которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет. [5, C.126]

В-третьих, основное назначение бизнес-плана  состоит в открытии предпринимателями  нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.

В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются  непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.

В-пятых, отечественные специалисты  пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно  к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве  методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на отечественных предприятиях недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями. [5, C.127]

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия в рамках финансового планирования сводятся к решению следующих вопросов:

какой вид продукции или какое  новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

какие ресурсы и в каких количествах  потребуются для организации  бизнес-проекта;

сколько будут стоить необходимые  ресурсы и где найти надежных поставщиков;

каковы будут издержки на организацию  производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее  повлияют конкуренты;

какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

На начальных этапах составления  бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты  достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели [5, C.127]:

общие исходные данные и условия  выполнения проекта:

рынок сбыта продукции и производственная мощность;

материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

местонахождение предприятия и  транспортные связи;

проектно-конструкторская документация;

организация предприятия и накладные  расходы;

потребность трудовых ресурсов и источники  покрытия;

планирование сроков осуществления  проекта;

финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов.

К основным расчетам по прогнозированию  финансово-хозяйственной деятельности производства (предприятия) относятся: расчет чистой прибыли от реализации продукции; расчет потока денежных средств; проектно-балансовая ведомость.

Указанные сведения оформляются в  виде таблиц и входят в приложения к бизнес-плану. [5, C.127]

В случае реализации проекта на действующем  предприятии прогнозирование денежных потоков выполняется в двух вариантах: до реализации проекта и при его осуществлении. При таком подходе учитываются предполагаемые изменения выручки, прибыли и затрат.

Для проектов, реализация которых  не оказывает влияния на действующее  производство, применяется метод прогнозирования денежных потоков для данного проекта без оценки действующего производства. Объектом анализа являются лишь те изменения, которые вызваны принятием или отклонением проекта (концепция прироста). При этом рассматривается не номинальное значение экономических показателей проекта, а только разность между новым значением и существующим до принятия проекта.

Расчет чистой прибыли от реализации продукции оформляется в виде таблицы. В данной таблице отражается ежегодно образующаяся прибыль или убытки. Для анализа безубыточности выделяются переменные и постоянные издержки. В распределении прибыли показывается объем прибыли, который используется на погашение долгосрочной задолженности, рефинансирование, поддержание социальной сферы и т.д.

Прогнозирование потока денежных средств производится исходя из притоков денежных средств от операционной (производственной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия и их оттоков по годам реализации проекта. Распределение во времени потока средств (поступления от продаж, долгосрочные и краткосрочные ссуды и т.д.) должно быть синхронизировано с расходами (оттоком средств), связанными с инвестициями, эксплуатацией предприятия и финансовыми обязательствами. При этом не допускается как излишек финансовых накоплений (неиспользуемых, но требующих уплаты процентов), так и дефицит финансовых средств. Поток денежных средств оформляется в виде специальной таблицы.

Проектно-балансовая ведомость содержит основные статьи, такие, как стоимость  основных фондов и текущих активов (запасов сырья и материалов, счетов к получению, незавершенного производства и готовой продукции), а также акционерного капитала (собственного), долгосрочных и краткосрочных обязательств, которые требуются для бесперебойной работы производства (предприятия). Данная ведомость оформляется по макету таблицы.

Информация о работе Планирование