Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
В связи с возникающими и обостряющимися в современных условиях проблемами, такими как: сверхзатраты на поддержание денежного оборота, прогрессирующий дефицит наличных денежных средств, сложность контроля за денежным обращением, все большее значение приобретают безналичные расчеты, так как приводят к замещению наличных денежных средств и снижению издержек обращения, то есть к сокращению расходов на печатание наличных денег, их перевозку, пересчет и хранение. Оборот наличной денежной массы очень дорого обходится как государству, так и финансовым структурам. По оценкам экспертов, в среднем примерно двадцать копеек от рубля тратится на поддержание его же собственного оборота.
Характеризуя развитие инфраструктуры платежных карт на территории Российской Федерации в целом, можно отметить, что к основным факторам, влияющим на ее развитие, относятся достаточно низкая эффективность функционирования и высокая ее стоимость, в частности, банкоматов. Указанная проблема особенно актуальна в условиях экономической ситуации, сложившейся в России, поскольку повышение качества и доступности банковских услуг требует денежных и трудовых ресурсов не только для формирования сети банкоматов, но и финансового (оплата услуг связи, аренды площади установки, инкассации и пр.) и технологического (профилактика, ремонт, обновление программного обеспечения и пр.) ее сопровождения. Однако децентрализованное развитие сети банкоматов (когда кредитная организация стремится развивать собственную сеть) на практике приводит к тому, что в непосредственной близости друг от друга установлены сразу несколько банкоматов разных банков, что в конечном итоге не способствует оптимальному использованию такой банкоматной сети и ведет к повышению стоимости услуг для потребителей. К негативным факторам также можно отнести высокие комиссии банков-эмитентов, которые они взимают со своих клиентов за получение наличных денежных средств в банкоматах, установленных другими кредитными организациями (банками-эквайрерами). Это вынуждает клиентов использовать платежные карты преимущественно в инфраструктуре банков, выдавших платежные карты, что не только снижает доступность платежных услуг, но и приводит к дополнительной нагрузке данной инфраструктуры (при несоответствии масштаба эмиссии платежных карт количеству собственных банкоматов, обеспечивающих их обслуживание)
. Статистика свидетельствует о существовании диспропорций в загруженности сетей банкоматов отдельных кредитных организаций. В результате владельцы «простаивающих банкоматов» несут убытки, в то время как сеть банкоматов других кредитных организаций перегружена, что приводит к снижению эффективности инвестирования привлеченных денежных ресурсов и росту стоимости банковских услуг в целом.
В
рамках развития карточного
бизнеса российское банковское
сообщество, IT-компании и структуры,
представляющие крупные розничные
торгово-сервисные предприятия, проявляли
значительный интерес к внедрению бесконтактных
платежных технологий, способствующих
повышению эффективности обслуживания
держателей.
3.2. Основные
направления развития рынка
Однако при всех преимуществах использования банками программ лояльности, существует одно препятствие. Внедрение собственной программы лояльности – очень дорогостоящее и времяемкое занятие, не каждый банк может себе позволить создать собственную систему поощрения клиентов.
Как на Западе, так и в России эта проблема решается путем присоединения банка к уже существующей программе. Известно, что крупнейшие российские банки (Сбербанк, Российский Стандарт, Собинбанк) уже создали совместные программы лояльности. Ко-брендинговые карты, выпущенные этими банками, позволяют клиентам при оплате счета накапливать поощрительные баллы (бонусы) на неденежном счету и получать подарки. Это стимулирует клиента чаще совершать оплату пластиковой картой и делать покупки на большую сумму, чем обычно.
Сбербанк
и Российский Стандарт участвуют
в программе Аэрофлот-бонус. Данная
программа дает бонусы за авиаперелеты,
совершаемые участниками
Развитие схемы Cash-back в России (хотя она и заявлена как факт некоторыми российскими банками) представляется весьма сомнительным из-за несовершенства налогового законодательства, объявляющего начисленные клиентам премиальные доходом, требующим декларирования. При определенных объемах эмиссии затраты банков на дополнительную налоговую отчетность могут просто превысить эффект от введения схем cash-back и свести не нет всю их инициативу.
Системный подход необходим для решения еще одной большой проблемы российского карточного рынка - преодоления регионального разрыва. Как я уже отмечала в предыдущей главе, очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Поэтому важной задачей является привлечение к обслуживанию новых торгово-сервисных точек, а также расширение функциональных возможностей банкоматов. Причем при расширении количества точек обслуживания необходимо в первую очередь исходить из принципа «шаговой» доступности, повышая возможности применения карточек в точках повседневного обслуживания.
Прослеживается и ряд положительных аспектов развития региональной составляющей карточной индустрии. В ряде регионов, таких как Челябинская область, Омская область, Удмуртская Республика, и других развитие потребительского кредитования, появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т. п., способствовало увеличению темпов роста количества безналичных операций. Другим важным моментом является реализация карточных проектов в социальной сфере, обеспечивающих повышение эффективности функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению. В частности, в Челябинске - «Социальная карта челябинца», в Республике Башкортостан - «Социальная карта Башкортостана».
В аналитическом отчёте Банка России, опубликованного 3 июня 2008 г говорится о том, что «эпоха саморегулирования» российского карточного рынка, по всей вероятности, подходит к концу. Банк России, если и не предлагает активных мер по нормализации структуры карточного рынка и развитию безналичных расчетов, то по крайней мере признает их необходимость и выражает готовность к сотрудничеству. Особенно явно эта тема звучит в последнем разделе документа, посвященном платежным системам.
В той части мира, где онлайн-шопинг – привычное занятие, а наличных денег все меньше, востребованы удобные и надежные карты оплаты. Обновить пластиковые карты, уже устаревшие и не самые надежные в плане сохранности денег при утере или краже, предлагает компания Dynamics. Её инновации – умная карта, скрывающая от посторонних свой номер, необходимый для операций, и карта с двумя счетами, подобная мобильному телефону с двумя SIM-картами.
Dynamics,
основанная в 2007 году, представила
свои разработки на
Второй
гаджет умеет переключаться по нажатию
кнопки между двумя счетами-
В
остальном карты от Dynamics не отличаются
от традиционных пластиковых платежных
карт. Они могут быть даже случайно
постираны, все равно их примут обычные
карточные терминалы и
Ведение
банковских операций на дому представляет
собой самостоятельную форму
банковских услуг населению, основанных
на использовании электронной
Серьезных ограничений на выполнение операций клиентами банка в порядке самообслуживания, не выходя из дома, практически не существует. Клиент банка может выполнить любую банковскую операцию в любое время дня и ночи. Банк осуществляет последующий контроль.
В
настоящее время во Франции, например,
прямую связь с банком имеют около
300 тыс. клиентов. В США все крупные
банки предлагают своим клиентам
обслуживание на дому. В последние
годы в России коммерческие банки
также стали предлагать своим
клиентам электронные услуги по ведению
банковских операций на дому или в
офисе. Особенностью, например, системы
Optimum Cash являлся тот факт, что в
отличие от многих отечественных
систем «Клиент—Банк» она
Система «Клиент—Банк» позволяет:
Важнейшей проблемой дальнейшего развития и совершенствования банковских операций на дому является модернизация телекоммуникационных систем, которые, по мнению специалистов, будут неизбежно усложняться и затем широко использоваться во всех странах мира.
В будущем банковское обслуживание клиентов на дому, вне всяких сомнений, превратится в основную форму розничных банковских услуг. Оно обеспечит объединение услуг, основанных на использовании банкоматов и кредитных платежных карточек, и услуг, оказываемых отделениями банков, в единую систему банковских видеоуслуг на дому. Дом станет для служащего тем рабочим местом, куда будет собираться и откуда будет передаваться вся необходимая для работы информация. Компьютеры будут установлены и в машинах, чтобы не терять ни минуты рабочего времени. Предполагается, что в результате нововведений производительность труда повысится примерно в четыре раза, снизятся накладные расходы компаний, резко возрастут их доходы и рентабельность.
Вместе
с тем, несмотря на ориентированность
кредитных организаций на выпуск
карточек международных платежных
систем, почти все операции с их
использованием совершаются на территории
Российской Федерации. В связи с
этим в целях гармонизации национального
рынка розничных платежных
Экономическими
и политическими предпосылками
построения НСПК является необходимость
комплексного решения задач по эффективному
позиционированию российского банковского
сектора на международных рынках,
обеспечению государственных
Термин
«национальная система
Решению следующей проблемы, а именно проблемы низкой финансовой грамотности населения России, руководство страны и регулирующие органы в финансовой сфере уделяют большое внимание. Информирование населения о тех преимуществах, которые дает пластиковая карточка, позволит этому бизнесу развиваться более активно. Информированные пользователи могут более эффективно распоряжаться своими финансами, снизить вероятность невозврата взятых кредитов. В результате уменьшаются риски банковского сектора и создаются благоприятные условия для экономического роста. Специалистами Visa был разработан план просветительской кампании в области использования различных финансовых услуг, в которой предлагается принять участие всем заинтересованным сторонам.
Говоря о проблеме безопасности в области использования пластиковых карточек, следует сказать, что махинации с пластиковыми карточками распространяются в основном на кредитные карточки, поскольку при использовании дебетовой карточки всегда проводится авторизация, то есть делается запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностях. В карточках со штрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Карточки со штрих-кодом слабо защищены от подделки, что делает их малопригодными для использования в платежных системах.