Платежеспособность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:18, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – рассмотреть возможности восстановления платежеспособности организации.

Задачи данной работы:
Определить теоретические аспекты анализа неплатежеспособности предприятия.
Проанализировать судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления.
Рассмотреть роль оценки в процедурах банкротства.
Предложить варианты восстановления платежеспособности организации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа неплатежеспособности предприятия 5
1.1. Основания для признания предприятия неплатежеспособным 5
1.2. Теоретические аспекты анализа неплатежеспособности предприятия 6
2. Процедуры финансового оздоровления и оценка в процедурах банкротства. 9
2.1. Судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления 9
2.2. Оценка в процедурах банкротства 11
3. Восстановление платежеспособности организации. 17
3.1. План финансового оздоровления и график погашения задолженности 17
3.2. План внешнего управления 23
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

готово.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

   В случае неисполнения должником графика погашения задолженности Законом о банкротстве предусмотрено выполнение этих обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником расчетов с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.

   Отметим особенности введения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом в порядке, установленном ч. 3 п. 2, а также п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве.

   Если  на первом собрании кредиторов не принято  решение о применении одной из процедур банкротства и отсутствует возможность отложения рассмотрения дела, арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления. Последнее происходит, когда имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника- унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%. При этом в графике погашения задолженности должны предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через 1 мес. после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. Из данной нормы Закона о банкротстве следует, что введение процедуры финансового оздоровления не обусловлено наличием плана финансового оздоровления.

   Если  первым собранием кредиторов принято  решение об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления. Здесь обязательны наличие ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника- унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через 1 мес. после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. Из данной нормы Закона о банкротстве следует, что введение процедуры финансового оздоровления и в этом случае не обусловлено наличием плана финансового оздоровления.   

   3.2. План внешнего управления 

   Внешнее управление, как и финансовое оздоровление, с экономической точки зрения также представляет собой реструктуризацию организации-должника: введение моратория на удовлетворение требований кредиторов к должнику, восстановление платежеспособности за счет проведения специальных мер, по существу, являются элементами финансового реструктурирования.

   В соответствии с Законом о банкротстве  назначенный арбитражным судом  для реализации процедуры внешнего управления внешний управляющий должен разработать план внешнего управления. При этом Законом о банкротстве не предусматривается детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления.

   В то же время анализ ряда положений  Закона о банкротстве (гл. VI Закона о банкротстве) позволяет выявить общие контуры плана внешнего управления, сделать выводы о целесообразности включения в него некоторых разделов, а также определиться с выбором используемых методов разработки такого плана.

   План  внешнего управления — план особого  вида, при его разработке надо одновременно учитывать требования:

   •  Закона о банкротстве к данному документу;

   •  предъявляемые к плану хозяйственной деятельности должника- юридического лица.

   План  внешнего управления, как и любой  иной план, — это документ, который  должен содержать поставленную цель, качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. Приводимые в плане показатели и расчеты должны быть обоснованными и взаимоувязанными.

   Поскольку, как отмечалось ранее, внешнее управление — это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, то для оценки ее результативности большое значение имеет законодательно установленный критерий восстановления платежеспособности должника. В Законе о банкротстве установлено, что платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона о банкротстве (ч. 3, п. 1 ст. 106).

   Практически это означает, что необходимо в  установленные сроки внешнего управления удовлетворить требования кредиторов (либо прекратить обязательства должника иным способом) таким образом, чтобы к моменту окончания внешнего управления (окончания периода расчетов с кредиторами) у него отсутствовала задолженность перед кредиторами по денежным обязательствам и перед бюджетами и внебюджетными фондами по обязательным платежам, просроченная более чем на 3 мес. Следует особо подчеркнуть, что согласно ст. 95 Закона о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

   Если  внешнее управление завершено восстановлением  платежеспособности должника, расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 120—122 Закона о банкротстве.

   Из  норм Закона о банкротстве следует, что в плане внешнего управления должен отражаться размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 Закона о банкротстве под мораторий.

   При этом нужно учитывать, что в течение  срока действия моратория неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и  обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты не начисляются, а на суммы основного долга по денежным обязательствам и недоимки по обязательным платежам, имеющиеся на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату введения внешнего управления. Однако соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными ст. 95 таким размером или сроком.

   Подлежащие  начислению и уплате по ст. 95 проценты начисляются на сумму требований кредиторов очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения  арбитражным судом определения  о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов либо до момента удовлетворения этих требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

   Оценка  размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется арбитражным (внешним) управляющим или реестродержателем (ст. 16 Закона о банкротстве), а не только на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.

   Кроме мораториальных требований, в плане  должен отражаться и размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по отплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами, внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение внешнего управления.

   Так формируется оценка величины потребности  в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана внешнего управления, — найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах.

   Данные  средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника. Ст. 109 Закона о банкротстве предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

   •  перепрофилирование производства;

   •  закрытие нерентабельных производств;

   •  взыскание дебиторской задолженности;

   •  продажа части имущества должника;

   •  уступка прав требования должника;

   •  исполнение обязательств должника собственником имущества должника- унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

   •  увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

   •  размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

   •  продажа предприятия должника;

   •  замещение активов должника;

   •  иные меры.

   Как отмечалось ранее, процедура внешнего управления является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника- юридического лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения финансовой стабильности и последующего ее укрепления. Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления конкретных мер по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание.

   Анализ  сроков проведения намеченных мер, результатов  их проведения и сопоставление с необходимыми затратами позволят найти общие подходы к прогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления.

   При прогнозировании поступлений (притоков) средств к должнику нужно определить их главные источники. Например, одним  из важнейших источников поступления средств к должнику является выручка по основной деятельности, которую следует прогнозировать с учетом результатов проведения мер, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных с перепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др. Кроме того, в качестве источников поступлений целесообразно рассматривать реализацию части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности и т.д. Особо надо отметить, что одним из источников поступлений (притоков) выступают амортизационные отчисления. В ряде случаев для реализации плана внешнего управления удается привлечь финансовые ресурсы третьих лиц.

   Для повышения обоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когда стратегией его реализации предусматривается продажа предприятия должника, необходимо включать в план внешнего управления мероприятия по проведению оценки бизнеса должника. Для осуществления прогнозных расчетов следует на стадии разработки плана внешнего управления оценивать бизнес с помощью доходного подхода, поскольку использование такого подхода позволяет наиболее адекватно оценить потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретения данного бизнеса. При проведении оценки стоимости бизнеса в части прогнозирования денежных потоков нужно базироваться на положениях ст. ПО Закона о банкротстве.

   При формировании плана мероприятий  по восстановлению платежеспособности должника в процедуре внешнего управления необходимо учитывать, что согласно Закону о банкротстве ряд мероприятий может быть включен в план внешнего управления только при наличии соответствующего решения органа управления должника. Так, по п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:

   •  о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;

   •  об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

   •  об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

   •  об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

   •  об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

   •  о замещении активов должника;

   •  о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

   •  иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

   Прогноз расходов должника, помимо затрат на его  хозяйственную деятельность, должен учитывать результаты проведения намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, таких, как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и др. Кроме того, в числе расходов (оттоков средств) должника следует учитывать расходы на реализацию части имущества должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы на проведение иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебные издержки и осуществление внешнего управления, а также расходы на удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.

Информация о работе Платежеспособность организации