Платежный баланс и его роль в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 13:13, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения текущего платежного баланса заметно повысилась после августовского валютно-финансового кризиса 1998 г., резко изменившего динамику и объемы операций по текущему счету. Требуют осмысления новые тенденции в формировании торгового баланса и сальдо доходов от инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 237.51 Кб (Скачать документ)

     В целях регулирования платежей и  поступлений по «невидимым» операциям  платежного баланса принимаются  следующие меры:

    • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
    • прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
    • содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
    • расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
    • регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

     Государство принимает также меры по сдерживанию  «бегства» капитала. В их числе: экономическая  и политическая стабилизация в стране, повышение доверия к правительству  и национальной валюте, укрепление государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и «теневой» экономикой. Важным методом  пресечения «бегства» капитала является эффективный государственный контроль за международным движением капитала, в том числе ограничение размера  вывоза его и требование своевременной  репатриации дивидендов и процентов

     Методы  балансирования платежных  балансов. Формально платежный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов. Для покрытия дефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты. Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в прелелах 25% их квот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткими требованиями проведения стабилизационных программ МВФ.

     В поисках источников погашения дефицита платежного баланса развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке  капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют  коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных  валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая  доступность и необусловленность  стабилизационными программами. Однако банковские кредиты дороже и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю  задолженность. Например, американские банки периодически вносят некоторые  страны, главным образом развивающиеся, в «черные» списки. К тому же усиливается  тенденция к координации деятельности частных банков и международных  валютно-кредитных и финансовых организаций.

     Для покрытия пассивного сальдо баланса  используются краткосрочные кредиты  по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые  центральными банками в национальной валюте.

     Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса  с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности  национального регулирования. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий экспортных кредитов; двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальной валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. Окончательным методом балансирования  «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

     Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический  характер в сочетании с другими  формами экономической политики.10

     Основной  целью теории платежного баланса  является разработка методов регулирования  внешних расчетов.

     Теория  автоматического  саморегулирования  платежного баланса господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX века. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране В в результате отлива золота в В уменьшалось количество золотых денег в обращении, и снижались цены в А, что способствовало повышению конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что приводило к росту цен, и стимулировало импорт более дешевых импортных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

     Кейнсианские  теории регулирования  платежного баланса. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.

     Теория  внутреннего и  внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием - устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели:

     1. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования.

     Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами.

     2. Теория нормативного регулирования платежного баланса. Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с его регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияние на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

     Монетаристские  теории регулирования  платежного баланса. Эти теории получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением.

     Теории  межгосударственного  регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма. Нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.

     В рамках Бреттонвудской системы был  предусмотрен принцип симметричного  регулирования платежного баланса  странами как с активным, так и  с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия  на внутренний спрос, движение капиталов  и кредитов, а также курс национальной валюты.

     Ямайская  валютная реформа намечает принципы межгосударственного регулирования  платежного баланса. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса  и методы его выравнивания, регулирование  платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.11 

     Глава 2. Анализ платежного баланса РФ за 2007-2009 гг. 

    1. Анализ  платежного баланса  за 2007-2009 гг.
 

     После рассмотрения платежного баланса как  основной экономической категории, характеризующий состояние внешнеэкономических  связей страны и основных принципов  его составления следует рассмотреть  динамику основных показателей платежного баланса РФ .

     Платежный баланс, кроме экономической категории, является еще и сложной статистической системой, непрерывно развивающейся  и охватывающей учет все большего количества разнообразных экономических  операций. Развитие системы платежного баланса отражается в новых изданиях Руководства по составлению платежного баланса, которое составляется Международным валютным фондом (МВФ). По методике, принятой МВФ, записи в платежном балансе производятся согласно принципу двойной записи, при этом запись с положительным знаком производится при отражении в платежном балансе экспорта, уменьшения зарубежных активов страны либо увеличения зарубежных займов, а записи с отрицательным знаком — в противоположных случаях.

     Анализ  платежного баланса производится прежде всего с точки зрения рассмотрения сальдо по различным статьям баланса  или их группировкам. В настоящее  время общепринято анализировать  три основных показателя сальдо платежного баланса — торговый баланс, баланс по текущим операциям и общий  платежный баланс, хотя существуют и другие трактовки сальдо по статьям  платежного баланса. Таким образом, сальдо платежного баланса, его величина и динамика являются важнейшим элементами платежного баланса как экономической  категории, необходимым для понимания  экономических процессов в современных  условиях открытой экономики.

     В таблице 2.1 представлены данные по имеющимся  показателям российского платежного баланса за 2007-2009 гг.

     Таблица 2.1.

     Платежный баланс РФ за 2007-2009 гг.12

     млрд.долларов США

  2007 г. 2008 г.  Изм-е,% 2009 г. Изм-е,%
Счет  текущих операций 77, 8 103 ,6 33,3 49 ,4 -52,3
Торговый  баланс 130, 9 155 ,4 18,7 111 ,6 -28,2
Экспорт 354, 4 522 ,7 47,5 303 ,4 -42
Импорт -223 ,5 -367 ,3 -64,4 -191 ,8 47,8
Баланс  услуг -18 ,9 -24 ,3 -28,8 -19 ,8 18,8
Экспорт 39 ,3 51 ,1 30,3 41 ,5 -18,8
Импорт -58 ,1 -75 ,5 -29,8 -61 ,3 18,8
Баланс  оплаты труда -7 ,3 -14 ,2 -93,8 -8 ,7 38,6
Баланс  инвестиционных доходов  -23 ,4 -34 ,8 48,5 -30 ,8 11,4
Федеральные органы управления -1 ,0 -0,7 30,8 -0,5 35,1
Субъекты  Российской Федерации (доходы к выплате) -0,1 -0,1 4,8 -0,09 9
Органы  денежно-кредитного регулирования  17 ,2 18 ,2 5,6 6 ,9 -62,1
Банки -5 ,1 -6 ,9 -35,7 -5 ,7 18,6 
Прочие  секторы -34 ,4 -45 ,2 -31,5 -31 ,5 30,3
Баланс  текущих трансфертов -3 ,5 -2 ,8 21,1 -2 ,9 3
Счет  операций с капиталом  ифинансовыми инструментами 84 ,5 -131 ,3 -55,4 -43 ,5 66,9
Счет  операций с капиталом  -10 ,2 0,5 95,1 -11 ,9  
Финансовый  счет (кроме резервных активов) 207 ,9 -131, 8 -36,6 -31 ,6  
Обязательства ( '+' - рост, '-' - снижение) -7, 5 100 ,2   6 ,6 83,4%
Активы, кроме резервных  ('+' - снижение, '-' - рост) -113 ,2 -231,9 -104,9 -38 ,3 -83,5
Органы  государственного управления 7 ,2 -2 ,5 -65,2 10 ,2 304,9
Органы  ден.-кредитного регулирования -0,5 -0,06 87 0,06 6,5
Банки -25,1 -65 ,1 -159,2 11 ,8 82
Прочие  секторы -94 ,8 -164,3 -73,2 -60 ,3 63,3
Прочие  активы -23 ,8 -35 ,6 -49,8 4 ,0 88,5%
Чистые  ошибки и пропуски -13 ,4 -11 ,3 15,5 -2 ,6 77,2
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) -148 ,9 38 ,9 73,9 -3 ,4 -91,3
Всего 106 ,4 -720 ,9 -677 182 ,9 74,6
 

     Как видно из таблицы, общее сальдо платежного баланса РФ за период 2007-2009 гг. изменялось: в 2007 г. оно было положительным и  составляло 106,4 млрд.долларов США , в 2008 г. оно имеет отрицательный знак и по сравнению с прошлым годом  снизилось в 6,7 раз, и в 2009 г. наблюдается  максимальное сальдо платежного баланса  за весь рассматриваемый период-182,9 млрд.долларов США. На протяжении  всего  анализируемого периода по текущим  операциям сложилось положительное  сальдо. В 2007 г. Оно составило 77,8 млрд.долларов США, в 2008 г. увеличилось на 33,3% и составило 103,7 млрд.долларов США, а в 2009 г. вновь  снизилось, причем значительно- на 52,3% и составило 49,4 млрд.долларов США.

     Торговый  баланс имеет положительное сальдо, причем заметно превышение экспорта над импортом, при заметном сокращении последнего : импорт имеет отрицательное сальдо т.е. можно сделать вывод о заметном сокращении зависимости экономики от импорта.

     Баланс  услуг в течение всего периода  имеет отрицательное сальдо, причем в 2008 г. заметно его снижении на 28,8% по сравнению с показателем предыдущего  года, а в 2009 г.  возвращение данного  показателя на уровень 2007 г. Баланс услуг  также характеризуется превышением  экспорта над импортом.

     Падению российского импорта способствуют снижение реальных располагаемых доходов  населения, кредитное сжатие и отсутствие инвестиций. Сложности с получением кредитов повлияли также на торговые организации, обеспечивающие импортными товарами потребительский спрос.

     Рост  российского фондового рынка  до середины 2007 года происходил в благоприятных  условиях избыточной ликвидности российской финансовой системы благодаря положительному сальдо платежного баланса. Приток нефтедолларов  и иностранного капитала в российскую экономику перекрывали рост импорта  и обеспечивали устойчивый спрос  на финансовые активы .

     Третий  квартал 2007 года дал первый тревожный  сигнал – рекордный приток капитала, зафиксированный во втором квартале, сменился оттоком из-за ухудшения  конъюнктуры мировых финансовых рынков, а тренд сокращения положительного сальдо торгового баланса, впервые  наметившийся полтора года назад, между  тем принял устойчивый характер –  рост цен на нефть не компенсирует рост импорта.13

     В 2008 году платежный баланс Российской Федерации формировался в условиях меняющейся под воздействием мирового финансового кризиса внешнеэкономической  конъюнктуры. По итогам года профицит счета текущих операций, несмотря на его стремительное сокращение в IV квартале, достиг максимума. Изменилось направление движения внешних финансовых потоков: чистый вывоз капитала частным сектором превысил его приток за 2006-2007 годы. В результате впервые с 1999 года наблюдалось сокращение международных резервов Российской Федерации.14

Информация о работе Платежный баланс и его роль в экономике страны