Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа
Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;
- рассмотрение методики анализа дебиторской задолженности, как основы выработки управленческих решений;
- исследование направлений повышения ликвидности и рефинансирования дебиторской задолженности предприятия.
В соответствии с целью и поставленными задачами курсовая работа состоит из трех глав.
Введение 3
1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 11
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 14
2. Методика анализа дебиторской задолженности 19
2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования 19
2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности 28
2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности 35
3 Совершенствование управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………44
Заключение 43
Библиографический список 45
Помимо составления графиков погашения дебиторской задолженности, организации необходимо планировать величину кредиторской задолженности, поскольку при формировании бюджета продаж требуются сведения о закупках сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, в дополнение к которым составляется график платежей поставщикам и подрядчикам. Менеджмент организации с целью поддержания текущей платежеспособности контролирует состояния величины кредиторской задолженности, прогнозирует сроки погашения кредиторской задолженности, возможность финансирования текущей деятельности за счет увеличения кредиторской задолженности или поддержания объема кредиторской задолженности на фактическом уровне.
Сметный
контроль активов, обязательств и собственного
финансирования позволяет своевременно
выявить превышение сметы или
недостаточное финансирование, способствует
повышению эффективности
Обобщение информации о показателях бюджета продаж и графика оплаты продукции осуществляется в бюджете движения денежных средств, в котором содержится информация о движении денежных средств, потребности в источниках финансирования, приросте дебиторской и кредиторской задолженности.
Для
ускорения перевода дебиторской
задолженности в иные формы оборотных
активов, предприятия, будь это денежные
средства или высоколиквидные
Выделяют два вида рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг и форфейтинг.
Факторинг,
как и многие другие финансовые инструменты
пришел в Россию с Запада. Это
английское слово factoring идет от factor (фактор)-комиссионер,
агент, посредник, и означает выкуп
дебиторской задолженности
Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.
В зависимости от наличия функции финансирования поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:
-
факторинг с уплатой (with service factoring),
который включает получение
-
факторинг с уплатой и
В
операциях внутреннего
При
покупке счетов факторинговая компания
проводит анализ платежеспособности и
добросовестности покупателя, ибо риски
Фактора связанные с неоплатой
счетов относятся именно к покупателю,
а не к поставщику. Конечно, фактор
производит проверку и поставщика,
так как существует риск предоставления
им поддельных документов по поставкам,
что может повлечь за собой
финансовые потери фактора. Во избежание
появления “плохих долгов” от
покупки некоторых счетов или
долгов отдельных покупателей фактор
может отказаться, либо предложить
соглашение о покупке дебиторской
задолженности с правом регресса,
то есть обратного требования к поставщику.
В этом соглашении оговаривается
срок наступления регресса, на какие
долги он распространяется, в какой
срок и каким образом происходит
его исполнение. В России обычно
регресс наступает через 30 дней после
истечения отсрочки платежа, но Поставщик
имеет возможность с согласия
фактора продлить отсрочку платежа
при наличии объективных
Стоит отметить, что наличие у фактора права регрессного требования к поставщику несколько снижает для него стоимость факторингового обслуживания (приблизительно на 15-20 %), поэтому для поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание.
Факторинг бывает как открытый (disclosed factoring) так и закрытый(undisclosed factoring). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства перед поставщиком. В случае же закрытого факторинга продавец не хочет раскрывать причин, заставивших его воспользоваться услугами фактора. Дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает перечислять средства поставщику, который в свою очередь индоссирует их в пользу фактора. В настоящее время возможность применения закрытого факторинга в российских условиях ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков фактора. Глава 43 Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: “Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж”. Обычно процедуру уведомления дебитора о переуступке долга фактору берет на себя поставщик, потому что покупатель воспримет это психологически и технологически проще, нежели получив это уведомление от фактора. Некоторые поставщики перед принятием решения о переходе на факторинговое обслуживание беспокоятся о том, что работа фактора может отразиться на их клиентской базе. На самом деле конфликт между клиентом и дебитором в первую очередь невыгоден фактору, потому что его вознаграждение зависит от оборота поставщика. Для покупателя изменяются лишь реквизиты платежного поручения. В современной России факторинг еще не столь распространен как на западе, поэтому некоторые поставщики встречают непонимание со стороны покупателей при подписании уведомлений.
Факторинг-незаменимый
финансовый инструмент для новых
и небольших компаний, а также
для фирм выбравших банковские лимиты
кредитования, потому что факторинг-беззалоговая
форма финансирования, для которой
не нужно наличие кредитной
Итак, рассмотрим преимущества факторинга для поставщика:
-
возможность пополнения
-
ускорение оборачиваемости
- расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей;
-
предоставление более льготных
условий оплаты для
- рост объема продаж, а значит рост прибыли;
-
улучшение структуры баланса-
Операцией, близкой к факторингу, является форфейтинг. Однако в отличие от него форфейтинг – однократная операция, связанная с взиманием денежных средств петуем продажи приобретенных прав на товары и услуги. Форфейтинг получил распространение в конце 1950х- начале 1960-х г.г. в связи с развитием международной торговли, требующей увеличение сроков коммерческого кредитования.
Форфейтинг
осуществляется по такой схеме: Банк
(форфейтор) выкупает у экспортера (продавца)
денежное обязательство импортера
(покупателя) оплатить купленный им
товар сразу же после поставки
товара и сам производит досрочную,
полную или частичную оплату стоимости
товара экспортеру. В последующем, денежные
средства банку-форфейтору в оплату
товара перечисляет, уплачивает импортер,
покупатель, уведомленный, что оплату
за него произвел форфейтор. За досрочную
оплату банк-форфейтор взимает с
экспортера проценты. По своей сути
форфейтинг похож на международный
факторинг.
Рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения).
Все выше сказанное обусловило выбор темы курсовой работы.
В ходе курсового исследования сделаны следующие основные выводы.
Под
дебиторской задолженность
Дебиторская задолженность, как экономическая категория, обладает рядом классификационных признаков: степень ликвидности, элементный состав, сроки образования и т.д.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Цель
анализа дебиторской
Анализ
дебиторской задолженности
Для
ускорения перевода дебиторской
задолженности в иные формы оборотных
активов, предприятия, будь это денежные
средства или высоколиквидные
Информация о работе Политика управления дебиторской задолженности