Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:28, курсовая работа
Налоги являются одним из главных источников формирования доходов государства. Их место в жизнедеятельности общества, жестко-принудительный механизм поступления потребовали выработки основных принципов формирования налоговой системы. Создание стабильной налоговой системы – основной принцип государственной политики России в области налогообложения.
С 1 января 2001 года вместо взимавшихся ранее на территории Российской Федерации страховых взносов в государственные внебюджетные фонды был введен единый социальный налог (далее - ЕСН), правовое регулирование которого осуществляется главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Введение 3
1. Обзор литературы 6
2. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога 8
2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения 8
2.2. Суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы
и налоговая база 13
2.3. Налоговый и отчетный периоды, ставка налога 23
2.4. Порядок исчисления и уплаты налога 27
Выводы и предложения 33
Список используемой литературы 35
Курсовая работа:
по дисциплине “Финансы предприятий ”
на тему: “ Порядок исчисления и уплаты ЕСН.”
Санкт-Петербург
2008
Содержание
Введение 3
1. Обзор литературы 6
2. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога 8
2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения 8
2.2. Суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы
и налоговая база 13
2.3. Налоговый и отчетный периоды, ставка налога 23
2.4. Порядок исчисления и уплаты налога 27
Выводы и предложения 33
Список используемой литературы 35
Приложение №1.
Введение.
Налоги являются одним из главных источников формирования доходов государства. Их место в жизнедеятельности общества, жестко-принудительный механизм поступления потребовали выработки основных принципов формирования налоговой системы. Создание стабильной налоговой системы – основной принцип государственной политики России в области налогообложения.
С 1 января 2001 года вместо взимавшихся ранее на территории Российской Федерации страховых взносов в государственные внебюджетные фонды был введен единый социальный налог (далее - ЕСН), правовое регулирование которого осуществляется главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Главное достоинство всех нововведений в сфере налогообложения, связанных с введением в действие с 1 января 2001 года главы 24 НК РФ, пожалуй, заключалось в том, что наконец-то после почти десятилетней истории взимания страховых взносов в государственные внебюджетные фонды нормативно-правовое регулирование взимания обязательных платежей, за счет которых формировалась основная часть доходов государственных внебюджетных фондов, стало основываться на концептуальном положении о том, что эти платежи являются налогами, а не обязательными платежами на обязательное социальное страхование. Между тем, спустя всего год законодатель снова вернулся к идее взимания страховых взносов. С 2002 года с хозяйствующих субъектов, по общему правилу, параллельно взимаются и ЕСН, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, именуемые в законе в качестве индивидуально возмездных обязательных платежей. Более того, в установленных законом случаях с хозяйствующих субъектов не взимается ЕСН, однако, взимаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Как известно, доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предопределяют возникновение обязанностей по уплате не только ЕСН, но и налога на доходы физических лиц. Если же вспомнить о том, что в силу прямого указания на то в федеральном законе объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ, то можно заключить, что для ЕСН на сегодняшний день вообще не предусмотрено таких юридических фактов, обуславливающих налогоплательщика заплатить налог, которые не использовались бы при определении правил об объекте налогообложения для других обязательных платежей.
В сложившейся ситуации напрашивается вполне очевидный вывод о том, что необходимо либо кардинально менять правила об объектах налогообложения для налогов, имеющих одинаковые или весьма схожие объекты налогообложения, либо внести в законодательство о налогах и сборах изменения, связанные с прекращением взимания одного из схожих налогов.
При анализе правил взимания ЕСН просматривается отсутствие научного анализа фискального действия этого налога, что проявляется на сегодняшний день, в первую очередь, в сохранении непомерно высоких ставок ЕСН. Одна из особенностей этого налога заключается в том, что обязательства по его уплате связаны преимущественно с оплатой труда работников, в связи с чем, последствия неудачных решений вопросов о ставках ЕСН имеют наиболее широкий резонанс, так как они касаются не только отношений между конкретными налогоплательщиками ЕСН и государством, но весьма остро затрагивают интересы большинства работающих граждан и, в конечном итоге, всего общества.
Как следствие отсутствия научного анализа фискального действия ЕСН можно расценивать прямо противоположную тенденцию - освобождение от уплаты ЕСН отдельных категорий хозяйствующих субъектов.
Если смотреть на вещи реально, учитывая, в том числе и тот факт, что именно ЕСН является налогом, уклонение от уплаты которого носит наиболее массовый и масштабный характер, имеет место ситуация, при которой одни организации продолжают ощущать неприятности экономически не приемлемых ставок ЕСН и бороться с ними, а другие получили возможность полностью легализовать заработную плату своих сотрудников. Другой недостаток ЕСН, весьма характерный для многих российских налогов - отсутствие четкости и ясности в правилах его уплаты.
На сегодняшний день кардинальное преобразование правового регулирования в сфере отношений, связанных с взиманием ЕСН, является одним из необходимых условий как для развития предпринимательства и повышения его эффективности для общества, так и для оздоровления экономики в целом. Как отмечают ученые, наше общество ещё не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.
Цель же моей работы – изучить порядок исчисления и уплаты ЕСН. Для этого я поставила следующие задачи:
изучить налогоплательщиков;
выявить объекты налогообложения
рассмотреть налоговую базу
установить периоды налогообложения
попытаться проанализировать порядок исчисления и уплаты налогов.
1. Обзор литературы.
Глава "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса РФ устанавливает, что единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды, а именно Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Референт государственной гражданской службы 2 класса Анжела Диасамидзе выделяет, что ЕСН заменил совокупность уплачивавшихся ранее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но при этом целевое назначение не изменилось: он также предназначен для мобилизации средств, реализации права граждан на государственное социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
То есть в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщик исчисляет и перечисляет в бюджет и фонды сумму ежемесячного авансового платежа по ЕСН, исходя из величины выплат, иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. При этом величина ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее перечисленных сумм. С 1 января 2007 года при уплате налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки на его сумму начисляются пени за каждый календарный день просрочки (п. 3 ст. 58 НК). В то же время нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может быть основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК).
Также следует отметить исчисление бухгалтерами организаций ЕСН. Павленко Светлана Петровна, консультант отдела налогообложения доходов граждан и ЕСН Минфина РФ утверждает, что в целях исчисления НДФЛ действуют предельные нормы суточных, выплачиваемые работнику при его направлении в командировку. А вот для расчета ЕСН законодательством таких норм не установлено. Получается, что суточные в любом размере не облагаются этим налогом?
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, суточные не облагаются ЕСН в пределах норм, установленных законодательством. А сверх них – на основании положений пункта 3 статьи 236 и пункта 38 статьи 270 НК РФ. Однако организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, пункт 3 статьи 236 НК РФ применять не могут. Поэтому с суточных, выплаченных сверх норм, они должны исчислить и уплатить в бюджет ЕСН.
При оформлении же полугодовой отчетности по ЕСН и взносам на ОПС следует обратить внимание на ряд поправок, внесенных в законодательство. Так, руководитель отдела общего аудита и консалтинга ООО «АКФ Бизнес-Аудит» Ольга Черевадская пояснила, что теперь можно не представлять в инспекции декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от уплаты в связи с применением специальных налоговых режимов. Такое правило установлено пунктом 2 статьи 80 НК. Других оснований не сдавать отчетность, в том числе по ЕСН, нет. Следовательно, компании, у которых отсутствуют объекты налогообложения по ЕСН, должны заполнить расчет и представить его в налоговый орган. Это положение касается всех налогоплательщиков, в том числе и тех, кто освобожден от уплаты ЕСН согласно статье 239 НК, но имеет объект налогообложения. Ведь они производят выплаты в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым или авторским договорам.
2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕСН.
2.1. Налогоплательщики ЕСН и объект налогообложения.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с Налоговым кодексом, возложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщики ЕСН подразделяются на две группы: тех, кто платит налог с выплат физическим лицам, и тех, кто платит налог со своих доходов (п. 1 ст. 235 НК РФ).
В первую группу входят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. К ним относятся:
— организации:
— индивидуальные предприниматели;
— крестьянские (фермерские) хозяйства;
— физические лица.
К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств: международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Определение понятия «наемные работники» законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, но из анализа объектов налогообложения по ЕСН можно дать следующее определение. Наемные работники — это физические лица, выполняющие работы, оказывающие услуги на основании трудовых и граждане правовых договоров (контрактов) или получающие вознаграждения по авторским либо по лицензионным договорам.
Под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. При этом физические липа осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Во вторую группу входят лица, осуществляющие самостоятельную частную деятельность как коллективные, гак и индивидуальные:
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Следует отметить, что если субъект одновременно относится и к первой, и ко второй группе налогоплательщиков, то ЕСН должны уплачивать сразу по двум основаниям[1].
Какого-либо специального порядка постановки на учет в качестве плательщика ЕСН в налоговых органах глава 24 НК РФ не предусматривает. При этом следует отметить, что на учет в налоговых органах налогоплательщик обязан встать в общем порядке в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ.
Признание статуса налогоплательщика автоматически не означает возникновения обязанности по уплате ЕСН. Так, согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. По ЕСН такими обстоятельствами являются: наличие объекта налогообложения и оснований для формирования налоговой базы, а также отсутствие права на применение налоговых льгот в случае, когда последние полностью освобождают налогоплательщика от обязанности по уплате налога.
Таким образом, если какой-либо субъект будет формально признан налогоплательщиком по единому социальному налогу, то обязанность по уплате данного налога у него возникнет при наличии перечисленных выше обстоятельств.