Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание

Нормирование труда - это часть организации труда на предприятии. Под нормированием труда понимают процесс установления научно-обоснованных норм затрат труда на выполнение работ. Научно-обоснованные нормы предполагают учет технических и технологических возможностей производства, учет особенностей применяемых предметов труда, его физиологически оправданную интенсивность, нормальные условия труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура………………..
1.1. Эволюция понятия рынка труда……………………………………………..
1.2. Рынок труда и заработная плата……………………………………………..
1.3. Типология и структура рынка труда…………………………………………
2. Глава 2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России…………………..
2.1. Формы регулирования рынка труда………………………………………….
2.2. Деятельность профсоюзов…………………………………………………….
3. Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России…………………………………………………...
4. Заключение……………………………………………………………………….
5. Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Заработная плата.docx

— 95.61 Кб (Скачать документ)

Но в  работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень  занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности  работников, а созданием новых  рабочих мест, снижением потребности  населения в рабочих местах и  т.п.

Перспективы занятости определяются динамикой  и уровнем экономической эффективности  производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению  с сохранением существующих рабочих  мест. Сокращение лишних работников и  увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при  котором возобновление экономического роста будет происходить при  высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в  этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение  рабочей силы на предприятиях. Для  решения этих проблем понадобится  коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической  отдачи от рыночных преобразований будет  увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический  рост, расширяться потребность народного  хозяйства в рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

· появление  рыночно ориентированного, защищенного  государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской  активности;

· привлечение  внутренних и иностранных инвестиций;

· обеспечение  условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального  уровня трудящихся уровню материально-технической  базы.

Реализация  этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного  хозяйственного механизма в сочетании  с государственным регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование  территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности  развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных  ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого  необходима территориальная мобильность  рабочей силы, требующая определенного  регулирования, т.к. велика опасность  усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности  возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Для обеспечения  занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор  развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки  малого бизнеса, падения платежеспособного  спроса населения, отсутствия необходимых  навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения  на основе экономического роста, но и  развитие законодательства, и соответственное  изменение общественного отношения  к данным проблемам.

Правовое  регулирование рынка труда.

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое  развитие негосударственного сектора  экономики, утрата государством функции  основного работодателя, признание  многообразия форм собственности - всё  это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений  и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции  РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать  реалии сегодняшней экономической  ситуации.

Формирующееся в условиях экономической свободы  и конкуренции трудовое право  РФ не может игнорировать опыт регулирования  трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных  работников и работодателей в  принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались  ранее другими странами и разработать  специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее  всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового  законодательства, отличающаяся гораздо  большей степенью вмешательства  государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских  структур в правовом плане не позволяет  передать регулирование большинства  вопросов, связанных с трудовыми  отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования  трудовых отношений.

Вместе  с тем особенностью современной  государственной политики России является децентрализация регулирования  трудовых отношений. Государство, оставаясь  фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего  работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более  тесное участие работодателей и  профсоюзов в принятии социально-экономических  решений и определении условий  труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

С учетом изложенного, к основным принципам  регулирования трудовых отношений  можно отнести следующие:

· признание  правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма  защиты более слабой стороны - работника;

· учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;

· гуманистический  характер трудовых отношений, признание  приоритета личности перед интересами производства;

· учет особенностей специфических категорий  трудящихся и характера отдельных  видов работ при разработке механизма  регулирования трудовых отношений;

· установление действенных мер ответственности  за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного  закона не достаточно, чтобы заметно  повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в  современных условиях массовые нарушения  прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных  актов, а с простым неисполнением  закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности  требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что  гарантированные государством права  работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для  гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и  унизительных ожиданий.

2.2 Деятельность профсоюзов.

      Профессиональный  союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих  и служащих по профессиональному  признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза - повышение  заработной платы. В связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

Профсоюзы могут ограничивать предложение  труда. Это достигается, например, введением  высоких иммиграционных барьеров, содействием  принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока  учёбы при подготовке к той  или иной профессии.

Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.

Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх  по кривой спроса на труд. При этом могут  использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских  таможенных тарифов. Эти меры вызовут  увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда  и возрастет заработная плата.

Для анализа  регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в  одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские  таможенные тарифы.

Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые  профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие условия не позволяют работодателям  заменять труд работника на какое-либо техническое новшество.

В некоторых  случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата  возрастает в обмен на согласие профсоюза  вносить определенные изменения  в производственный процесс, которые  могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.

Забастовка - это попытка отказать фирме в  труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.

Западные  профсоюзы возникли как форма  институционализации социальных интересов  наемных работников, их ведущая функция - улучшение рыночной ситуации продажи  членами профсоюза своей рабочей  силы. Советские же профсоюзы имели  совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные  и профсоюзные. На уровне предприятия - административные, первичные партийные  и профсоюзные организации. Профсоюзы  не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для работников социальные функции.

Информация о работе Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России