Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение российской налоговой системы в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально – экономическое развитие страны.
Задачи курсовой работы:1) описание сущности налогов и их функций,
2) классификация налогов и их роль в экономике государства;
3) место прямых и косвенных налогов в бюджетной системе РФ
4) достоинства и недостатки прямого и косвенного налогообложения.
Введение 2
Глава 1. Роль налогов в социально-экономическом развитии государств
1.1 Налоги: функции, виды. 3 - 18
1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 19 - 20
Глава 2. Характеристика системы налогообложения в Российской Федерации
2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации 21 - 26
2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации. 27 - 29
Заключение 30
Литература 31
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
экономики и финансов»
в г. Пскове»
Курсовая
работа
по дисциплине
«Финансы»
на тему:
«Прямое и косвенное налогообложение»
Выполнила: студентка 2 курса
Заочной формы обучения
Псков
2010
Содержание
Введение 2
Глава 1. Роль налогов в социально-экономическом развитии государств
1.1 Налоги: функции, виды. 3 - 18
1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 19 - 20
Глава 2. Характеристика системы налогообложения в Российской Федерации
2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации 21 - 26
2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации. 27 - 29
Заключение 30
Литература 31
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Налоги играют большую роль в жизни общества. Они являются основным источником доходов государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства, откуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Налоговые
системы большинства стран
Целью
данной курсовой работы является анализ
роли налогов в экономике
Задачи курсовой работы:1) описание сущности налогов и их функций,
2) классификация налогов и их роль в экономике государства;
3) место прямых
и косвенных налогов в
4) достоинства
и недостатки прямого и
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена сущности налогов, их классификации на прямые и косвенные налоги и роли налогов в экономике государства. Вторая глава рассматривает прямое и косвенное налогообложение в Российской Федерации, а также его влияние на экономическую стабильность в стране.
Глава
1. РОЛЬ НАЛОГОВ В
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВ
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.
К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и др.)
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Экономическая сущность налогов заключается в его функциях. Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними. В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две функции – фискальную и экономическую. По мнению других, кроме этих функций, налоги выполняют распределительную, регулирующую, стимулирующую, контрольную, воспроизводственную и социальную функции. Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.
Фискальная
функция является основной функцией
налога. Она состоит в том, чтобы обеспечивать
государство денежными средствами. Посредством
данной функции реализуется главное назначение
налогов – формирование финансовых ресурсов
государства, аккумулируемых в бюджете
и внебюджетных фондах. Собранные с помощью
налогов средства расходуются государством
на содержание административно-
Регулирующая функция налога находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий налогоплательщиков для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.
Распределительная (или перераспределительная) функция налога выражает его экономическую сущность как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.
Как
активный участник распределительных
и перераспределительных
В
России также традиционно
Воспроизводственная функция налогов носит целевой характер и обеспечивается платежами за пользование природными ресурсами, отчислениями на воспроизводство минерально - сырьевой базы, налогами и платежами, взимаемыми в дорожные фонды. Данная функция позволяет использовать денежные средства на решение экологических программ, программ по природоохранной деятельности.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в 17 веке, был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя. А. Смит: «Без косвенных налогов государство не получит необходимых ему доходов, поэтому оно имеет основательные причины не отменять таких налогов»1.
Основные признаки классификации налогов представлены в приложении 1.
Классификация налогов на прямые и косвенные используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке (величине налога на единицу обложения) или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные – в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.