Прямое и косвенное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение российской налоговой системы в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально – экономическое развитие страны.

Задачи курсовой работы:1) описание сущности налогов и их функций,

2) классификация налогов и их роль в экономике государства;

3) место прямых и косвенных налогов в бюджетной системе РФ

4) достоинства и недостатки прямого и косвенного налогообложения.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Роль налогов в социально-экономическом развитии государств

1.1 Налоги: функции, виды. 3 - 18

1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 19 - 20

Глава 2. Характеристика системы налогообложения в Российской Федерации

2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации 21 - 26

2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации. 27 - 29

Заключение 30

Литература 31

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Финансы маша.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал  государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«Санкт-Петербургский  государственный университет 

экономики и финансов»

в г. Пскове» 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Финансы» 

на тему: «Прямое и косвенное налогообложение» 
 
 
 

                         Выполнила: студентка 2 курса

                           Заочной формы обучения

                           

                                                                      

                                                             Проверил: доцент, к.э.н. Романенков  А.И. 
 
 
 
 
 
 

Псков

2010

Содержание 

Введение           2

Глава 1. Роль налогов в социально-экономическом развитии государств

1.1 Налоги: функции, виды.          3 - 18

1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств.          19 - 20

Глава 2. Характеристика системы налогообложения в Российской Федерации

2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации           21 - 26

2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации.     27 - 29

Заключение                  30

Литература                  31

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Налоги  играют большую роль в жизни общества. Они являются основным источником доходов государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства, откуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

     Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Одним из важнейших является принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие налогов, позволяющие учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

     Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение российской налоговой системы в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально – экономическое развитие страны.

     Задачи  курсовой работы:1) описание сущности налогов  и их функций,

2) классификация  налогов и их роль в экономике государства;

3) место прямых  и косвенных налогов в бюджетной  системе РФ

4) достоинства  и недостатки прямого и косвенного  налогообложения.

     Курсовая  работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена сущности налогов, их классификации на прямые и косвенные налоги и роли налогов в экономике государства. Вторая глава рассматривает прямое и косвенное налогообложение в Российской Федерации, а также его влияние на экономическую стабильность в стране.

     Глава 1. РОЛЬ НАЛОГОВ В СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВ 

    1. Налоги: функции, виды
 

     Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Налоговая система Российской Федерации состоит  из трех групп налогов: федеральные  налоги; региональные налоги (налоги республик  в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

     К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

     К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

     К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и др.)

     Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Экономическая сущность налогов заключается в его функциях. Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними. В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две функции – фискальную и экономическую. По мнению других, кроме этих функций, налоги выполняют распределительную, регулирующую, стимулирующую, контрольную, воспроизводственную и социальную функции. Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

     Фискальная  функция является основной функцией налога. Она состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством данной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, то есть в процесс перераспределения части стоимости ВВП.

     Регулирующая  функция налога находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий налогоплательщиков для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

     Распределительная (или перераспределительная) функция налога выражает его экономическую сущность как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды  государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.

     Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного  воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

     В России также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов  контрольной функции. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленный законодательством налог. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов - частое явление.

     Воспроизводственная функция налогов носит целевой характер и обеспечивается платежами за пользование природными ресурсами, отчислениями на воспроизводство минерально - сырьевой базы, налогами и платежами, взимаемыми в дорожные фонды. Данная функция позволяет использовать денежные средства на решение экологических программ, программ по природоохранной деятельности.

     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в 17 веке, был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя. А. Смит: «Без косвенных налогов государство не получит необходимых ему доходов, поэтому оно имеет основательные причины не отменять таких налогов»1.

Основные признаки классификации налогов представлены в приложении 1.

     Классификация налогов на прямые и косвенные используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

     Прямые  налоги взимаются непосредственно по ставке (величине налога на единицу обложения) или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде  недополучения дохода. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

     Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

     Прямые  налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные  – в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Информация о работе Прямое и косвенное налогообложение