Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение российской налоговой системы в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально – экономическое развитие страны.
Задачи курсовой работы:1) описание сущности налогов и их функций,
2) классификация налогов и их роль в экономике государства;
3) место прямых и косвенных налогов в бюджетной системе РФ
4) достоинства и недостатки прямого и косвенного налогообложения.
Введение 2
Глава 1. Роль налогов в социально-экономическом развитии государств
1.1 Налоги: функции, виды. 3 - 18
1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 19 - 20
Глава 2. Характеристика системы налогообложения в Российской Федерации
2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации 21 - 26
2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации. 27 - 29
Заключение 30
Литература 31
Приложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги. В составе доходов бюджете РФ они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги, что является характерным для кризисного состояния экономики. Однако косвенные налоги являются очень надежным источником дохода бюджета.
Преобладание косвенных налогов над прямыми обусловлено низким жизненным уровнем населения, а соответственно низким уровнем доходов физических и юридических лиц, несовершенством фискального законодательства, низким уровнем налоговой культуры и работы налоговых служб.
Прямые налоги в большей степени соизмеряются с платежеспособностью населения, тогда как косвенные характеризуются большей устойчивостью поступлений. Прямые налоги являются более справедливыми, т.к. доля налога в общей массе дохода не изменяется с ростом самого дохода. Косвенные налоги несправедливы, т.к. доля косвенного налога уменьшается в общей массе дохода с ростом данного дохода, что не справедливо к менее богатым слоям населения.
Выводы: налоговая система России несовершенна и нуждается в изменениях и доработках. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекать инвесторов в предприятия России, отрицательно влияет на экономическое и социальное развитие общества.
Основные направления
совершенствования
налоговой системы включают
в себя снижение налогового
бремени, оптимальное
распределение средств
между бюджетами различных
уровней, повышение
эффективности экономической
функции налогов.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты
Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 16.07.1992) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации.
Налоговый Кодекс РФ.
Учебники
Электронные справочные ресурсы
Справочная система «Консультант +» - версия «ПРОФ»
Информационно
– справочный портал www/vikiredia/org.
Приложение 1.
Основные признаки классификации налогов
Основные признаки | Примеры - характеристика |
Критерий
перелагаемости налогов
Способ обложения и взимания налогов по платежеспособности плательщика
|
Прямые (налоги
на доход и имущество):
Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги). |
Источники обложения |
|
Субъекты и объекты обложения |
|
По иерархии государственной власти (статус) |
|
Воспроизводственные стадии |
|
По факторам производства |
|
По целевому назначению |
|
По ограниченным производственным ресурсам |
|
Способы обложения доходов и расходов |
|
Консолидации бюджетных и внебюджетных фондов |
|
Приложение 2.
Соотношение
поступлений прямых и косвенных налогов
в федеральный бюджет РФ.
Наименование статьи | 2008 | 2009 | 2010 | |||
млн. руб. | Удельный
вес (%) |
млн. руб. | Удельный
вес (%) |
млн. руб. | Удельный
вес (%) | |
Всего налогов | 4 168 506,70 | 100,00 | 4 909 629,60 | 100,00 | 5 471 861,70 | 100,00 |
Прямые | ||||||
Налог на прибыль организации | 533 375,20 | 12,80 | 583 761,40 | 11,89 | 636 278,00 | 11,63 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет | 435 786,50 | 10,45 | 496 359,80 | 10,11 | 562 797,20 | 10,29 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 906 325,80 | 21,74 | 885 275,30 | 18,03 | 883 785,50 | 16,15 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 876 877,40 | 21,04 | 853 275,80 | 17,38 | 854 370,40 | 15,61 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции | 11 781,00 | 0,28 | 14 800,90 | 0,30 | 12 508,10 | 0,23 |
Водный налог | 13 002,40 | 0,31 | 12 533,60 | 0,26 | 12 242,00 | 0,22 |
Сборы
за пользование объектами |
4 665,00 | 0,11 | 4 665,00 | 0,10 | 4 665,00 | 0,09 |
Всего прямых налогов | 1 875 487,50 | 44,99 | 1 965 396,50 | 40,03 | 2 082 860,70 | 38,06 |
Косвенные | ||||||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 404 051,50 | 33,68 | 1 914 468,20 | 38,99 | 2 206 464,00 | 40,32 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 284 512,60 | 30,81 | 1 776 490,80 | 36,18 | 2 047 181,00 | 37,41 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 119 538,90 | 2,87 | 137 977,40 | 2,81 | 159 283,00 | 2,91 |
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории РФ | 6 850,40 | 0,16 | 7 726,20 | 0,16 | 8 781,80 | 0,16 |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории РФ | 6 216,60 | 0,15 | 6 841,80 | 0,14 | 7 589,00 | 0,14 |
Акцизы на спирт этиловый (в т. ч. этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории РФ | 633,8 | 0,02 | 884,4 | 0,02 | 1 192,80 | 0,02 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ | 1 161,40 | 0,03 | 1 184,20 | 0,02 | 1 206,00 | 0,02 |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории РФ | 58 709,10 | 1,41 | 70 275,00 | 1,43 | 84 032,40 | 1,54 |
Акцизы на бензин, производимый на территории РФ | 38 380,90 | 0,92 | 42 733,90 | 0,87 | 47 518,80 | 0,87 |
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории РФ | 1 319,00 | 0,03 | 1 617,80 | 0,03 | 1 931,20 | 0,04 |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории РФ | 12 234,20 | 0,29 | 13 480,50 | 0,27 | 14 781,30 | 0,27 |
Акцизные на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инженерных) двигателей, производимые на территории РФ | 883,9 | 0,02 | 959,8 | 0,02 | 1 031,50 | 0,02 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 888 967,70 | 21,33 | 1 029 764,90 | 20,97 | 1 182 37,00 | 21,61 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ | 860 402,80 | 20,64 | 996 975,60 | 20,31 | 1 145 06,50 | 20,93 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ | 28 564,90 | 0,69 | 32 789,30 | 0,67 | 37530,50 | 0,69 |
Всего косвенных налогов | 2 293 019,20 | 55,01 | 2 944 233,10 | 59,97 | 3389 01,00 | 61,94 |