Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение российской налоговой системы в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально – экономическое развитие страны.
Задачи курсовой работы:1) описание сущности налогов и их функций,
2) классификация налогов и их роль в экономике государства;
3) место прямых и косвенных налогов в бюджетной системе РФ
4) достоинства и недостатки прямого и косвенного налогообложения.
Введение 2
Глава 1. Роль налогов в социально-экономическом развитии государств
1.1 Налоги: функции, виды. 3 - 18
1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 19 - 20
Глава 2. Характеристика системы налогообложения в Российской Федерации
2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации 21 - 26
2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации. 27 - 29
Заключение 30
Литература 31
Приложения
Всего в январе-сентябре 2009 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 2 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).
Структура поступлений налогов в бюджет по видам отражена в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Поступления
налога на прибыль организаций
в федеральный бюджет в январе - сентябре
2009 года составили 143 млрд. рублей. По сравнению
с январем - сентябрем 2008 года поступления
снизились в 4,2 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением
результатов финансово-хозяйственной
деятельности организаций (ростом количества
убыточных организаций и суммы полученного
убытка с одновременным снижением количества
прибыльных организаций и суммы полученной
ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки
налога, зачисляемого в федеральный бюджет,
с 6,5% до 2 процентов7.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 376 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 6 млрд. рублей, или на 1,6%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года составили 889 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 22 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Поступления
по сводной группе акцизов в федеральный
бюджет составили в январе-сентябре 2009
года около 60 млрд. рублей и снизились
относительно января-сентября 2008 года
в полтора раза.
Снижение поступлений по сводной группе
акцизов в федеральный бюджет обусловлено
изменением законодательства в части
акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата
акцизов на автомобильный бензин, дизельное
топливо и моторные масла осуществляется
в бюджет субъекта Российской Федерации
в полном объеме.
Налога
на добычу полезных
ископаемых (НДПИ) в январе-сентябре
2009 года поступило в федеральный бюджет
около 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу
нефти – 613,2 млрд. рублей.
По сравнению с январем-сентябрем 2008 года
поступления НДПИ снизились в 1,9 раза,
что обусловлено снижением цены на нефть
(с 106,3$ в декабре 2007 года – августе 2008 года
до 50,7$ в декабре 2008 года – августе 2009 года,
или в 2,0 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года поступило 933,3 млрд. рублей, что на 1,4% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-сентябре 2009 года поступило 42,4 млрд. рублей, что на 15% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 66,4 млрд. рублей, что на 2% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 116 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Приведенная диаграмма показывает, что доминирующими налогами в консолидированном бюджете Российской Федерации являются НДС, налог на прибыль организации и налог на доходы физических лиц8.
Соотношение поступления прямых и косвенных налогов в федеральный бюджет РФ представлено в приложении 29.
Из приложения 2 мы видим, что косвенные налоги преобладают над прямыми.
В Федеральном бюджете за 2008 год косвенные налоги равны 2 293 019,2 млн. руб. (34,36 %), в 2009 году – 2 944 233,1 млн. руб. (39,67 %) и в 2010 году составят – 3 389 001 млн. руб. (42,18 %). Мы наблюдаем тенденцию к росту. Данный показатель увеличится к 2010 году на 1 095 981,8 млн. руб., также увеличится и его доля на 7,82%. В состав косвенных налогов можно отнести налоги и товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость, а также налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.
Наибольший удельный вес здесь занимают налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ – в 2008 г. – 21,04 %, в 2009 г. – 25,8% и в 2010 г. – 27,46%.
В свою очередь, среди налогов на товары (работы, услуги), реализуемых на территории РФ, наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Он составляет 19,25%, 23,94% и 25,48% в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно. В денежном выражении сумма данного налога также возросла в течение трех лет примерно в 1,5 раза. Остальные налоги (а это акцизы) занимают незначительный объем (около одного процента или менее одного).
Среди же налогов на товары, ввозимые на территорию РФ наибольший удельный вес также занимает налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ – 13,32 %, 13,38% и 14,72% в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно. Как видно, удельный вес данного налога растет, растет также и его количество в денежном выражении. В 2008 году он составлял 888 967,7 млн. руб., а в 2010 году планируется 1 182 537,0 млн. руб., то есть увеличение примерно в 1,33 раза. Остальные налоги в его составе также занимают объем менее одного процента.
Прямые налоги же будут равны в 2008 году 1 875 487,5 млн. руб. или 28,1 %, в 2009 году – 1 965 396,5 млн. руб. или 26,48 %, и в 2010 году – 2 082 860,7 млн. руб. или 25,92 %. Здесь мы наблюдаем, увеличение в денежном форме на 207 373,2 млн. руб. к 2010 году, но уменьшение доли на 2,18 %.
Наибольший удельный вес среди прямых налогов занимает налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Они составляют 13,58 %, 11,93% и 11% в 2008, 2009 и в 2010 годах соответственно. Здесь мы наблюдаем снижение, как в денежном, так и в процентном значении. Среди налогов, сборов и регулярных платежей за пользованием природными ресурсами наибольший удельный вес занимают налоги на добычу полезных ископаемых. Он составляет 13,14 %, 11,5 % и 10,63 %. Дальше идет водный налог, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, но они составляют небольшую долю меньше 1 %.
Следующий по объему – налог на прибыль организаций. Доходы от него составляют около 8% всех доходов прямых налогов. Изменение удельного веса данного налога незначительно в течение трех исследуемых лет, а сумма возрастает. В 2008 году она была равна 533 375,20, в 2009 – 583 761,40, а в 2010 – 636 278,00, то есть за три года возросла примерно в 1,19 раза. Плательщиками данного налога, согласно главе 25 НК РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Третье место по объему занимает Единый социальный налог. Его удельный вес растет с каждым годом с 6,53 до 7%. В денежном выражении его сумма также возрастает с 2008 года по 2010 год на сумму 127 010,7 млн. руб.
Остальные
налоги, входящие в состав прямых налогов
занимают незначительный объем от общей
массы - менее 1%.
2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации
Прямые и косвенные налоги имеют свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги – это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Косвенное налогообложение, во-первых, приносит большие доходы в бюджет, так как имеет источником продажу товаров, во-вторых, косвенные налоги, будучи заложенными в цену товара, уплачиваются незаметно для налогоплательщика и, в-третьих, они не сопровождаются уклонениями от уплаты, поскольку взимаются в момент приобретения товара. Недостатки косвенных налогов обусловлены их регрессивным характером, то есть обратной пропорциональностью платежеспособности налогоплательщиков и большими расходами на взимание. Кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара. Недостатком косвенных налогов является то, что они практически не учитывают уровень платежеспособности плательщиков налогов. «Дороговизна предметов первейшей потребности, как-то хлеба, соли, уменьшает потребление оных между бедными классами народа»10.
Снижение налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путем уменьшения прямых налогов, так как именно прямое налогообложение в отличие от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль организации, налога на доходы физических лиц позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и возможность маневрирования ими.
Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную систему страны.
Косвенные налоги имеют индифферентный характер по отношению к производителю и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к ценообразованию продукта. Безусловно, данные налоги утяжеляют цену товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога. В данном случае можно говорить о стимулирующей функции косвенных налогов, так как хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиций качества и цены.
Косвенные налоги, применяемые в условиях галопирующей инфляции, являются более надежным источником, нежели прямые, так как они менее зависимы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное поступление доходов в бюджетную систему государства. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения. Доходы физических лиц, не попадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными налогами. Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтенного дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде НДС, акцизов.
На российском рынке значительную долю в реализации составляет импортный продукт, поэтому подавляющая часть налоговых поступлений от этого сегмента экономики будет именно за счет косвенных налогов. По предположительным оценкам экономистов-аналитиков, «теневой» капитал создает более 50% объема ВВП. «Теневой» бизнес создает диспропорции в структуре экономики, в частности он стимулирует быстрый рост потребительского сектора. Неучтенные доходы, ушедшие от прямого налогообложения, попадают под обложение косвенными налогами.
Снижение налоговой нагрузки, в частности, за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы физических лиц, высвобождает больший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, а, следовательно, стимулируется инвестиционная и покупательская деятельность. Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дает возможность перераспределения государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, получаемые средства идут и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, то есть тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.
Таким образом, косвенные налоги – это стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы РФ.
На
основании вышеизложенного можно сделать
вывод, что с экономических позиций налоги
представляют главный инструмент перераспределения
доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого
финансовыми органами. Исследуя
преимущества и недостатки каждой формы
налогообложения, финансовая наука приходит
к выводу, что только посредством сочетания
прямого и косвенного обложения можно
выстроить налоговую систему, отвечающую
фискальным интересам государства и экономическим
интересам налогоплательщиков.