Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение российской налоговой системы в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально – экономическое развитие страны.
Задачи курсовой работы:1) описание сущности налогов и их функций,
2) классификация налогов и их роль в экономике государства;
3) место прямых и косвенных налогов в бюджетной системе РФ
4) достоинства и недостатки прямого и косвенного налогообложения.
Введение 2
Глава 1. Роль налогов в социально-экономическом развитии государств
1.1 Налоги: функции, виды. 3 - 18
1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 19 - 20
Глава 2. Характеристика системы налогообложения в Российской Федерации
2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации 21 - 26
2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации. 27 - 29
Заключение 30
Литература 31
Приложения
передача на территории РФ
товаров (выполнение услуг,
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ4.
В
соответствии с принятым в Российской
Федерации налоговым
налога в консолидированном бюджете РФ, а лишь повысит эффективность его поступления в бюджетную систему страны.
Сумма НДС определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы.
Налоговый период устанавливается как квартал.
Преимущества НДС. Этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Данный налог позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно этот налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт. НДС, в отличие от прочих косвенных налогов, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.
Этот налог играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. Он применяется во всех без исключения развитых странах мира. Налог на прибыль организации является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.
В то же время фискальное значение данного налога в большинстве развитых стран мира невелико. Это положение не относится пока к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 2002 - 2003 гг. налог на прибыль организаций занимает второе место после НДС.
4. акциз - косвенный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.
Законодательно выделяют 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как:
Налогоплательщиками акциза
2)
продажа лицами переданных
им на основании приговоров
или решений судов, арбитражных
судов или других уполномоченных
на то государственных
органов конфискованных
и (или) бесхозных подакцизных
товаров, от которых
произошел отказ в пользу
государства;
3) передача на территории
Российской Федерации
лицами произведенных
ими из давальческого
сырья (материалов) подакцизных
товаров собственнику
указанного сырья (материалов)
либо другим лицам, в
том числе получение
указанных подакцизных
товаров в собственность
в счет оплаты услуг
по производству подакцизных
товаров из давальческого
сырья (материалов);
4) передача в структуре
организации произведенных
подакцизных товаров
для дальнейшего производства
неподакцизных товаров,
за исключением передачи
произведенного прямогонного
бензина для дальнейшего
производства продукции
нефтехимии в структуре
организации, имеющей
свидетельство о регистрации
лица, совершающего
операции с прямогонным
бензином, и (или) передачи
произведенного денатурированного
этилового спирта для
производства неспиртосодержащей
продукции в структуре
организации, имеющей
свидетельство о регистрации
организации, совершающей
операции с денатурированным
этиловым спиртом;
5) передача на территории
Российской Федерации
лицами произведенных
ими подакцизных товаров
для собственных нужд;
6) передача на территории
Российской Федерации
лицами произведенных
ими подакцизных товаров
в уставный (складочный)
капитал организаций,
паевые фонды кооперативов,
а также в качестве взноса
по договору простого
товарищества (договору
о совместной деятельности);
6) передача на территории
Российской Федерации
организацией (хозяйственным
обществом или товариществом)
произведенных ею подакцизных
товаров своему участнику
(его правопреемнику
или наследнику) при
его выходе (выбытии)
из организации (хозяйственного
общества или товарищества),
а также передача подакцизных
товаров, произведенных
в рамках договора простого
товарищества (договора
о совместной деятельности),
участнику (его правопреемнику
или наследнику) указанного
договора при выделе
его доли из имущества,
находящегося в общей
собственности участников
договора, или разделе
такого имущества;
8) передача произведенных
подакцизных товаров
на переработку на давальческой
основе
9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ
10)
получение (оприходование)
денатурированного
этилового спирта организацией,
имеющей свидетельство
на производство неспиртосодержащей
продукции. Получением
денатурированного
этилового спирта признается
приобретение денатурированного
этилового спирта в
собственность;
11) получение прямогонного
бензина организацией,
имеющей свидетельство
на переработку прямогонного
бензина. Получением
прямогонного бензина
признается приобретение
прямогонного бензина
в собственность.
Налоговая база определяется раздельно, по каждой группе и виду подакцизного товара. При отсутствии раздельного учета налогоплательщик уплачивает акциз в бюджет по максимальной ставке, действующей в группе.
Налоговые ставки подакцизных товаров установлены Налоговым Кодексом РФ ч. 2 гл. 22 ст. 193.
Налоговым
периодом признается календарный месяц.
1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств
Сущность налогов проявляется в их фискальной функции. Она обеспечивает формирование доходов бюджета. В результате практического использования налоги исполняют очень важную роль в перераспределении ВВП между участниками производства и государством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство преследует следующие цели: 1) изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу; 2) воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения.
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического процесса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.
Применительно
к проблемам
экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок.
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Таким образом, преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Прямые налоги преобладают в Голландии, Дании, Канаде,
Швейцарии,
Австрии, США, Японии, а косвенные
– в Норвегии, Франции, Австралии,
Италии, Греции, Испании и России5.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации
Налоговая система России была сформирована в 1991 г.6
Российская
система налогообложения в
Поступления налогов в консолидированный бюджет РФ, согласно данным Министерства по налогам и сборам, представлены на рисунке 1.
Рис. 1.