Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли налогов в экономике государства, рассмотрение российской налоговой системы в части соотношения косвенного и прямого налогообложения, а также воздействие этих налогов на социально – экономическое развитие страны.
Задачи курсовой работы:1) описание сущности налогов и их функций,
2) классификация налогов и их роль в экономике государства;
3) место прямых и косвенных налогов в бюджетной системе РФ
4) достоинства и недостатки прямого и косвенного налогообложения.
Введение 2
Глава 1. Роль налогов в социально-экономическом развитии государств
1.1 Налоги: функции, виды. 3 - 18
1.2 Воздействие прямых и косвенных налогов на развитие экономики государств. 19 - 20
Глава 2. Характеристика системы налогообложения в Российской Федерации
2.1 Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе Российской Федерации 21 - 26
2.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации. 27 - 29
Заключение 30
Литература 31
Приложения
Основные
виды прямых и косвенных налогов представлены
в таблице 1.
Прямые налоги | Косвенные налоги |
1. Подоходный налог (НДФЛ) | 1. Акциз |
2. Налог на прибыль | 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) |
3. Налог с наследства и дарения | 3. Таможенная пошлина |
4. Имущественный налог | 4. Экологический налог |
5.Налог на добычу полезных ископаемых |
Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных, личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины2. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является НДС, который применяется в мировой налоговой системе с конца 60-х – начала 70-х гг., в Российской Федерации – с 1992 г. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров. Государственная фискальная монополия в налоговой практике, отсутствует в российской налоговой системе. Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит.
Рассмотрим более подробно некоторые из них:
1. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Объектом налогообложения признается
доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации
и (или) от источников за пределами Российской
Федерации - для физических лиц, являющихся
налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации
- для физических лиц, не являющихся налоговыми
резидентами Российской Федерации.
Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов,
Основная налоговая ставка — 13 %, налоговый период – календарный год3.
За годы существования подоходного налога с физических лиц ставки этого налога достаточно часто менялись. Но эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный, характер, поскольку, как правило, менялись верхняя, высшая, ставка или размер облагаемого по той или иной ставке совокупного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами. При этом до принятия Налогового кодекса в части налога на доходы физических лиц ставки были прогрессивными. Начиная с 2001 г. в Российской Федерации действует фактически единая для определенного вида доходов ставка налога. Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%.
Налог на доходы физических лиц, безусловно, должен реализовать свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не учитывает наличие у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. Единая
пониженная ставка налога введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества.
Необходимо подчеркнуть, что практически нигде в мире не существует плоская шкала подоходного налога. При этом прогрессия в большинстве стран достигает больших величин. В США, например, максимальная ставка равна 31%, в Японии – 50%, во Франции – 54%, а в Дании – 63%.
В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль. В бюджетах экономически развитых стран поступления данного налога занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений.
Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:
во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России;
во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих в бюджете;
в-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий;
в-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины всех положенных сумм этого налога.
Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перерасределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог – достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований. Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его неуплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам;
2. налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом
налогообложения по налогу на прибыль
организаций признается прибыль, полученная
налогоплательщиком. Прибылью признается:
1) для российских организаций – полученные
доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов;
2) для
иностранных организаций,
3) для иных иностранных организаций - доходы,
полученные от источников в Российской
Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков
определяются в соответствии со статьей
309 Налогового Кодекса РФ.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Налогового Кодекса РФ.
Налоговая ставка устанавливается
в размере 20 процентов.
При этом: сумма налога,
исчисленная по налоговой
ставке в размере 2%,
зачисляется в федеральный
бюджет; сумма налога,
исчисленная по налоговой
ставке в размере 18%,
зачисляется в бюджеты
субъектов Российской
Федерации. Налоговая
ставка законами субъектов
Российской Федерации
может быть понижена
для отдельных категорий
налогоплательщиков.
При этом указанная
налоговая ставка не
может быть ниже 13,5 %.
Налоговым
периодом по налогу
признается календарный
год. Отчетными периодами
по налогу признаются
первый квартал, полугодие
и девять месяцев календарного
года.
Этот налог играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. Он применяется во всех без исключения развитых странах мира. Налог на прибыль организации является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.
В то же время фискальное значение данного налога в большинстве развитых стран мира невелико. Это положение не относится пока к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 2002 - 2003 гг. налог на прибыль организаций занимает второе место после НДС;
3. налог на добавленную стоимость (НДС).
Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В настоящее время в мировой практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения, 20 из 24 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока еще этот вид косвенного налога не действует в Канаде, США, Австралии Швейцарии.
В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы организаций.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета РФ. С 2003 г. этот налог целиком поступает в федеральный бюджет.
Плательщиками НДС являются все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельности и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Отсюда логически должно было бы вытекать, что объектом обложения НДС служит эта добавленная стоимость. Однако действующее в России налоговое законодательство
установило иной объект обложения эти налогом. Объектом налогообложения являются следующие операции:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предмета залога, передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача права собственности на товары (выполненные работы, оказываемые услуги) на безвозмездной основе;