Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание

Цель работ – проанализировать расходую часть бюджет РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере
3. Выделение проблем финансирования социально-культурных расходов
4. Анализ управления расходами бюджета Нижнего Новгорода на социально-культурную сферу на примере раздела «образование»

Содержание

Введение
1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование»
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета на основе прямых и косвенных затрат
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ФИН КУР полный.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

      Расходование  бюджетных средств без утвержденной в  установленном порядке сметы расходов не допускается.

      По  учреждениям, которые находятся  на  районных, городских, сельских и поселковых бюджетах и обслуживаются централизованными бухгалтериями, могут составляться  сметы  расходов (в целом по соответствующему параграфу бюджетной  классификации):

      - по однотипным мелким учреждениям  - ветеринарным  участкам и пунктам,  клубам, библиотекам,   фельдшерско-акушерским  пунктам и другим;

      - по однотипным крупным учреждениям,  если их хозяйственное обслуживание осуществляется централизованно  через  специальные группы хозяйственного обслуживания;

      - на содержание аппаратов  администрации

      При необходимости указанные выше руководители могут  поручать утверждения смет расходов своим заместителям.

      Сметы расходов учреждений, которые обслуживаются централизованными бухгалтериями, составляются  учреждениями  при участии главных бухгалтеров или  экономистов  централизованных бухгалтерий, рассматриваются и утверждаются  в  вышеуказанном порядке.

      По  некоторым учреждениям, которые  имеют в соответствии с действующим законодательством вместе с бюджетными ассигнованиями на их содержание поступления внебюджетных средств, которые направляются на финансирование расходов этих  учреждений, сметы расходов составляются на полную сумму расходов  с определением всех источников финансирования.

 Проблема  оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности использования средств бюджетов разного уровня остается одной из самых острых. Особенно значима эта проблема для образовательного сектора. По данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2006 году расходы муниципальных бюджетов на образование составили 235,5 млрд. руб., или 32% от расходов местных бюджетов. По отдельным муниципалитетам доля расходов по разделу «Образование» превышает 50% расходов их бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ  ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА  НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ  РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)

    2.1. Проблемы финансирования  расходной части  бюджета на примере раздела «Образование»

    В Нижнем Новгороде 581 образовательное учреждение. Детей дошкольного возраста в Нижнем Новгороде - 77228 человек. Всеми формами дошкольного образования охвачено - 82 % (2006 год - 76,6 %). Школьников в городе — 129987 человек, в том числе [19, с. 58]:

в общеобразовательных  школах - 123462 человек

в школах-интернатах - 3400 человек

в вечерних школах - 2709 человек

образование:

2005 год —  27 %

2006 год —  27 %

2007 год —  29,5% (проект)

    Увеличение  финансирования позволило значительно  улучшить состояние зданий, соблюдение санитарных и противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях.

    По  статье «Капитальный ремонт» финансирование составило 30636,9 тыс. руб., по статье «Текущий ремонт» - 33835,6 тыс. руб. За счет этих средств  удалось подготовить образовательные  учреждения к началу учебного года с минимальным количеством замечаний служб государственного санитарного и противопожарного надзора.

        По программе «Образование г.  Н. Новгорода: новое качество  развития на 2005-2007гг.» в бюджете 2006 года были запланированы средства в сумме 7 млн.руб., которые реализованы полностью на: приобретение ученической мебели для начального звена в 194 школы на сумму 4117,0 тыс. рублей. Централизованно мебель в школы не поставлялась более 10 лет;

обеспечение школ спортивным инвентарем на сумму 2250,0 тыс. рублей (доля города - 1125,0 тыс. рублей). Приобретены лыжи, лыжные ботинки, мячи, маты, наборы для игры в теннис. На сумму 10,0 млн.руб. спонсорских средств приобретен спортинвентарь и экипировка для детских спортивных и общеобразовательных школ города;

обеспечение школьных библиотек медиатеками - 34 комплекта на сумму 1,020 млн руб. (доля города- 255,0 тыс.руб.);

    Оплачена  полностью целевая программа  по компьютеризации школ - 59 классов на сумму 14,4 млн..руб. (доля города — 7,2 млн. руб).

    По  совместной программе с министерством образования и науки Нижегородской области «Школьный автобус» школа №146 Московского района получила автобус марки ПАЗ-32053 стоимостью 453,0 тыс.руб., в том числе 226,5 тыс.руб. составляет доля города.

    По  совместной программе с комитетом по физкультуре и спорту «Комплекс мер по развитию ДЮСШ» приобретено спортоборудование, экипировка спортсменов и другое оснащение на сумму 653,7 тыс.руб.

    Приобретено 78900 учебников для 6-11 классов на сумму 5,0 млн.руб. (для сравнения: 2006г. — на 3,5 млн руб.)

    Приобретено оборудование для пищеблоков школ и  дошкольных учреждений на сумму 10071,0 тыс.руб.

Расходы бюджета города на проведение противопожарных  мероприятий:

2005 г. - 1200,0 тыс.  руб.

2006 г. - 9200,0 тыс.  руб.

2007г.-24443,0 тыс.  руб.   (9775,0 тыс.руб.-  городской бюджет;   14668,0  тыс.руб.   - областной бюджет). (проект)

    Расходы на укрепление материально-технической  базы позволили провести более успешно лицензирование образовательных учреждений. В 2005 году получили лицензию 107 образовательных учреждений. В 2006 году — 173. По состоянию на 1 января 2006 года имеют лицензии 94% образовательных учреждения.

    Реорганизовано  МДОУ «Детство» в Автозаводском  районе, на базе которого созданы 76 муниципальных дошкольных учреждений. Приняты в муниципальную собственность 8 дошкольных учреждений ГЖД, 1- Нижновэнерго.

    В 2006 году созданы 14 групп кратковременного пребывания, функционируют группы круглосуточного пребывания детей в 19 дошкольных образовательных учреждениях. Открыты вновь 9 дополнительных групп.

    Для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с туберкулезной интенсификацией, неврологическими и другими заболеваниями функционируют 319 специальных групп.

    Вместе  с тем, в связи с расширением  строительства в отдельных микрорайонах появилась проблема очередности на получение мест в ДОУ. На конец года она составляла 907 человек. С целью решения проблемы дефицита мест дополнительно в 2006 году открыты в ДОУ 9 групп. Вместе с тем, необходимо строительство новых дошкольных учреждений.

    Городская система образования обеспечивает широкий спектр образовательных услуг и вариативных образовательных программ. В городе функционируют 8 гимназий, 18 школ с углубленным изучением предметов. Победителями регионального этапа «Лучшие школы России» стали лицей № 40, лицей № 38. Победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» стал лицей № 87.

    - Среди учащихся 1-8, 10 классов похвальными  листами награждены 3680 отличников учебы.

   -  Среди   выпускников   11   классов  322  награждены золотой медалью,  694-серебряной.

188 школьника  (это 62% от числа всех победителей  в области) стали победителями областной олимпиады, 14 - победителями Всероссийских олимпиад. 30 одаренных детей победители олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований получают стипендии мэра г. Н. Новгорода.

    Социальное  сиротство стало неотъемлемой частью современной Российской жизни. На учете в районных органах опеки и попечительства стоит 4323 человек, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:

2290   чел.   (52,7%)   -  дети,   воспитывающиеся   в   семьях   под   опекой (попечительством)

1373 чел. (31,1%) - дети, усыновленные посторонними  гражданами

4 чел. (0,009%) - дети, воспитывающиеся в приемной семье

10 чел. (0,25%) - дети, воспитывающиеся в детских домах семейного типа

643    чел.    (16,2%)    -    дети,    нуждающиеся    в    семейном    устройстве, воспитанники детских  домов и школ-интернате в   течение  2006  года  выявлено  и  учтено  996  детей,   оставшихся  без   попечения родителей, из них устроены:

-   под  опеку (попечительство) - 360 чел. (36,2%)

-   на  усыновление - 60 чел. (6%)

-   возвращены  родителям - 80 чел. (8%)

    -   в учреждения для детей-сирот,  детей, оставшихся без попечения  родителей -244 чел. (24,5%)

-   в учреждения  профессионального образования  - 24 чел. (2,4%)

-   выбыли  по иным основаниям - 15 чел. (1,5%)

    -   остались неустроенными на конец  года - 213  чел.  (21,4%) (находятся   в лечебно-профилактических учреждениях,  учреждениях социальной защиты населения

и др.)

    Из  школ-интернатов, детских домов в 2006 году выпущено 162 воспитанника, 135 имеют закрепленное жилье, 27 получили койко-место в общежитии.

    Общее количество учащихся, занимающихся в  учреждениях дополнительного образования — 98.582(74,4%)

    В общеобразовательных учреждениях  работают 2 594 кружка (2006г.- 2 585), в учреждениях  дополнительного образования — 1711 кружков (2006г.- 1680).

    По  итогам 2006 года на 4,1% сократилось количество преступлений, совершенных школьниками города.

      В течение 2006 года были реализованы следующие программы:

      Программа организации льготного питания  студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. На реализацию данной программы из бюджета города были выделены 1 200 000 рублей. Финансирование осуществляется в полном объеме. 700 студентов ежемесячно получают талоны. Стоимость одного талона- 10 рублей. С 2007 года на реализацию данной программы в бюджете города запланировано 1 700 000 рублей, что позволит увеличить количество питающихся студентов до 850 человек

      Программа городских персональных стипендий  им К. Минина и Д. Пожарского для одаренных  студентов высшего профессионального  образования. 150 стипендий по 200 рублей ежемесячно. Из бюджета города на реализацию данной программы выделяется 360 000 руб. в год.

      Программа городских персональных стипендий  для социально-незащищенных категорий  студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования. 140 стипендий по 100 рублей. На реализацию, данной программы из бюджета города выделяется 168 000 руб. в год.

      Программа персональных стипендий одаренным  детям 30 человек по 100 рублей. Из бюджета  города выделяется 36 000 рублей в год. Итого на выплату стипендий выделено 564 000 рублей в год

      Повышение статуса, материальной обеспеченности работников образования.

    Заработная  плата учителям города выплачивается  в полном объеме и своевременно. Бюджетом города финансируется программы  «Педагогические кадры» и «Целевая профессиональная подготовка молодежи из малообеспеченных семей» на сумму 6 млн. рублей. В рамках этих программ только в этом году 165 выпускников школ города поступили за счет бюджета в ВУЗЫ. А всего за счет города обучается более 500 человек. Кроме этого, получают высшее образование 34 педагогических работника.

   Установлены надбавки молодым специалистам на 1 год до первой аттестации (оплата по 12 разряду). Разработано городское Положение о материальном стимулировании работников муниципальных образовательных учреждений. Второй год надтарифный фонд в фонде заработанной платы оплачивается полностью во всех районах города. В рамках реализации городской программы выделяются льготные путевки педагогическим работникам (отдых на теплоходе, в пансионате «Лесной курорт» Выделение квартир работникам  бюджетной  сферы.  В 2006 году выделено -24 квартиры, в т.ч. 15 учителям.

    Педагогические  работники, достигшие наивысших  результатов, отмечаются ценными подарками на приеме мэра г. Н. Новгорода, в дни профессиональных праздников - 1810,0 руб.

Информация о работе Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе