Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание

Цель работ – проанализировать расходую часть бюджет РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере
3. Выделение проблем финансирования социально-культурных расходов
4. Анализ управления расходами бюджета Нижнего Новгорода на социально-культурную сферу на примере раздела «образование»

Содержание

Введение
1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование»
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета на основе прямых и косвенных затрат
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ФИН КУР полный.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, показатель оптимального количества потребителей бюджетных услуг указывает, какой контингент должен быть при данном уровне косвенных расходов каждого АТО и среднерайонном нормативе косвенных расходов на единицу в размере 2,32 (9,13 - 6,81=2,32).

      В результате определения оптимального количества потребителей бюджетных услуг по исследуемому виду расходов можно сделать вывод о том, что в некоторых АТО наблюдается заниженный контингент и, следовательно, ют место завышенные косвенные расходы на единицу потребителя.

      Причем  это характерно в основном для  районов области, превышение фактического контингента над оптимальным наблюдается также в Володарском, Дальнеконстантиновском, Лукояновском, Лысковском, Починковском, Чкаловском и других районах области.

      В городах же контингент занижен (г. Богородск, г. Бор, г. Городец, г. Кстово).

      Исходя  из этого, некоторые муниципальные образования характеризуется более высоким уровнем финансирования единицы потребителя бюджетных  услуг по сравнению со среднеобластным, а некоторые - более низким.

      Структуру норматива по виду расходов «Школы»  можно представить следующим образом: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Таблица 6

      Структура норматива по виду расходов «Школы».

Типы  АТО Средние расходы на единицу потребителя бюджетных услуг Структура норматива (%)
Общие расходы на единицу Прямые расходы  на единицу Расходы на единицу Прямые Косвенные
Районные 9,13 6,81 100 75 25
Городские 5,38 4,29 100 78 22
Итого по области 6,56 5,08 100 77 23

      Оптимизация объема финансирования определяется на основе системы «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг и расходы бюджета», исходя из одинаковых подходов к финансированию единицы потребителя бюджетных услуг в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принципами бюджетного федерализма.

      При расчете оптимального финансирования целесообразно продемонстрировать 2 метода: 1— косвенные расходы берутся в объеме фактических затрат учреждений и 2 - косвенные расходы определяются, исходя из норматива, но прямые затраты в обоих случаях используются оптимальные, т.е. среднеобластные. Рассмотрим методы соответственно «сметный» и «нормативный». Таким образом, при сметном финансировании косвенные расходы принимаются каждым АТО по смете. Нормативный метод в данном случае заключается в пропорциональном распределении средств между прямыми и косвенными затратами в соответствии со сред необластными нормативами.

      На  основе предложенной методики оптимальное  финансирование фактического количества потребителей бюджетных услуг представлено в табл. 7. 
 
 

      Таблица 7

      Финансирование  фактического количества  бюджетных  услуг с учетом среднеобластных затрат потребителей на единицу.       
Муниципальное образование, бюджет К-во потребителей бюджетных услуг, чел. Средние

общие расходы на ед., тыс. р.

Средние прямые-расходы на сд , тыс. руб. Косвенные

расходы, тыс. руб.

Смеш.

финансирование, тыс. руб.

Нормативное финансирование, тыс. руб. Фактическое финан-сирова-

тыс. руб.

УБФ 1, тыс. руб. УБФ 2, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6(2*4+5) 7(2*3) 8 9(8-6) 10(8-7)
Ардатовский 4175 9,13 6,81 6742 35172 38118 33049 -2123 -5069
Арзамасский 5151 9,13 6,81 23420 58496 47026 69551 11055 22525
Большеболдинс. 1685 9,13 6,81, 4420 15893 15384 18380 2487 2996
Большемурашк. 1560 9,13 6,811 3873 14496 14243 16496 2003 2253
Бутурлинский 2093 9,13 6,81 5337 19590 19106 23663 4073 4557
Вадский 2174 9,13 6,81 4502 19307 19843 19779 472 -64
Варнавинский 1518 9,13 6,81 4286 14624 13856 15988 1364 2132
Вачский 2421 9,13 6,81 5467 21954 22104 23961 2010 1857
Ветлужский 2117 9,13 6,81 5192 19609 19328 19079 -530 -249
Вознесенский 2746 9,13 6,81 8379 27076 25065 27175 99 2110
Воротынский 2530 9,13 6,81 10677 27906 23096 31263 3357 8167
Воскресенский 3184 9,13 6,81 8520 30203 29070 31278 1075 2208
ГагинскиЙ 1794 9,13 6,81 4195 16412 16379 19025 2613 2646
Володарский 6524 9,13 6,81 9437 53865 59564 44958 -8907 -14606
Дальнеконстан-тиновский 3407 9,13 6,81 5009 28211 31106 28504 293 -2602
Дивеевский 2344 9,13 6,81 4933 20896 21436 22680 1784 1244
Княгининский 1727 9,13 6,81 4261 16022 15768 16760 738 992
Ковернинский 3265 9,13 6,81 6573 28808 29809 24418 -4390 -5391
Краснобаковск. 2846 9,13 6,81 6129 25510 25984 22010 -3503 -3977
Красное ктябрьс. 1892 9,13 6,81 5933 18818 17274 25931 7113 8657
      
         

       
Отрицательное значение уровня бюджетного финансирования (УБФ) является показателем того, что в данных административно-территориальных образованиях финансирование прямых затрат на единицу потребителей бюджетных услуг осуществляется ниже среднего значения. Наиболее высокий уровень превышения фактических затрат на содержание школ над оптимальными наблюдается в Ардатовском, Арзамасском, Городецком районах. Наиболее недофинансированными оказались школы городов Балахны, Нижнего Новгорода и Дзержинска.

      В целях совершенствования методики распределения средств между бюджетами различных уровней и улучшения качества финансирования бюджетных учреждений предлагается расходы, имеющие наибольший риск, централизовать на уровне регионального (областного) бюджета и финансировать в виде целевых субвенций (субсидий). Расходы, имеющие невысокий риск, целесообразно финансировать за счет средств местных бюджетов.

      Дополнительным  критерием определения расходов, финансируемых за счет средств муниципалитетов, должно быть установление финансовой устойчивости бюджетов.

      На  основании расчетов (см. приложения) можно сделать выводы, что риски  косвенных расходов характеризуются как риски средней колеблемости, они значительно выше, чем риски прямых расходов.

      Поэтому целесообразно косвенные расходы  финансировать за счет средств областного бюджета.

      С целью оптимального формирования расходов бюджетов административно-территориальных образований важно определить финансовую устойчивость бюджетного потенциала местных бюджетов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Исследуя  динамику бюджетных показателей, легко заметить, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономическими функциями государства, тогда как социальные функции не получили необходимого финансового подкрепления для своей реализации. Именно поэтому в настоящее время наблюдается тенденция усиления социальной функции государства, но нехватка средств в бюджете, условия спада производства и инфляции, поэтому ощутимое увеличение средств, направляемых на социально-культурные нужды, вряд ли предвидится. К тому же при переходе к рыночным отношениям в федеральном бюджете Российской Федерации произошло резкое возрастание расходов, рост внутреннего и внешнего долга. Федеральный бюджет явно не справлялся с растущим количеством статей расходов и все возрастающих расходов на поддержку регионов.

    Подытоживая все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что в сложившихся  условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Кроме того, приоритетными должны стать расходы на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку. Учитывая сложившуюся ситуацию с достаточно большим бюджетным дефицитом, предпочтение этим отраслям может быть оказано за счет сужения других расходов, выведения из состава расходов бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счет собственных источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов внутри основных направлений в целях их рационализации.

    Таким образом, необходимо сделать акцент на том, что поддержка приоритетных отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужно последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору и переходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты. Реализации этой меры способствует введение новой бюджетной классификации1

    В сложившейся в настоящее время ситуации необходимо учитывать тот факт, что с развитием различных форм собственности должна происходить децентрализация инвестиционных процессов, целесообразно ориентироваться на финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств только объектов социального назначения2. При долевом участии (бюджетные средства и собственные средства отрасли), которое считается наиболее перспективным в современных условиях, финансирование инвестиций в объекты производственного назначения следует осуществлять только на возвратной и платной основе. Поддержка должна оказываться в основном тем инвестиционным проектам, которые дают заказы отечественной промышленности, формируют спрос на ее продукцию. Использование бюджетных средств на приобретение импортной продукции возможно только в том случае, если это обеспечивает повышение качества отечественной продукции, расширяет возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынке, получается, что необходима мудрая политика в формировании величины и, прежде всего структуры расходов федерального бюджета, а также жесткая экономия средств бюджетов всех уровней.

 

    

    Список  литературы 
 

  1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский  Кодекс Российской Федерации,  М., Владос, 2003

3. Закон  Российской Федерации “О банках  и банковской деятельности”;

4. Федеральный  закон “О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России);

5. Закон  Российской Федерации “О валютном  регулировании и валютном контроле”;

  1. “Банковское дело. Справочное пособие”. Под ред. Бабичевой Ю.Н., Москва, “Экономика”, 2002 г.
  2. Борисов С.М. Внешние долги России. / Деньги и кредит, № 2 / 2003.
  3. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ / Финансы, № 7 / 2002.
  4. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.//М: 2002.
  5. Букато Ю.М., В.Г. Львов. “Банки и банковские операции в России”, М., 2001 г.
  6. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 2002.
  7. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2003
  8. Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 2003.
  9. Ефимова Л.Г.. “Банковское право”, Москва, “БЕК”, 2003 г.
  10.   Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита.//М: 2002.
  11. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2004
  12. Илларионов А.Н. “Подводя итоги минувшего года (о политике правительства и ЦБ РФ в 2004 году)”, Бизнес и банки. 2004 г. № 1.
  13. Илларионов А.Н. Природа российской инфляции. //Вопросы экономики:2002, № 3.
  14. Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая / Деловой мир.  20-23.06.97Курс экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров: 2003
  15. Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 2002.
  16. Лившиц А. Введение в рыночную экономику.//М: 2002
  17. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.//М: 2003.

 

Информация о работе Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе