Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание

Цель работ – проанализировать расходую часть бюджет РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере
3. Выделение проблем финансирования социально-культурных расходов
4. Анализ управления расходами бюджета Нижнего Новгорода на социально-культурную сферу на примере раздела «образование»

Содержание

Введение
1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование»
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета на основе прямых и косвенных затрат
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ФИН КУР полный.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

    Расходы, имеющие наибольший риск, считаем  целесообразным формировать на уровне регионального (областного) бюджета. Расходы, имеющие невысокий риск, необходимо финансировать за счет средств местных бюджетов.

    Дополнительным  критерием определения расходов, финансируемых за счет средств местных  бюджетов, должно быть установление его  финансовой устойчивости.

   Таким образом, когда рисковые расходы  будут финансироваться из вышестоящего бюджета, а расходы, имеющие небольшой риск останутся в бюджетах административно-территориальных образований, произойдет финансовое выравнивание.

    Методика  распределения субвенций на финансирование косвенных расходов представлена в разделе V «Применение научных результатов (на примере бюджетов административно-территориальных образований Нижегородской области)». 

    Анализ  современного опыта управления расходами  бюджетов административно-территориальных образований показал актуальность исследуемой проблематики в период экономических преобразований и необходимость совершенствования существующих методов управления.

      Управление различными видами  расходов бюджета основано на  системе «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы 
бюджета». 

      Механизм использования системы  «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы бюджета» строится на ее зависимости от следующих факторов:

- суммы прямых  и косвенных расходов бюджета;

- соотношения  прямых и косвенных расходов  бюджета;

- количества  потребителей бюджетных услуг.

    Воздействуя на данные показатели, можно получить необходимые результаты, позволяющие эффективно управлять расходами бюджетов административно-территориальных образований.

      Группировка расходов на прямые  и косвенные производится на  основе зависимости их динамики от количества потребителей бюджетных услуг.

      В процессе управления расходами  бюджетов административно - территориальных образований на основе системы «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы бюджета» органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут решать следующие задачи:

      Определять оптимальное количество  потребителей бюджетных услуг при существующей структуре расходов бюджета административно-территориального образования.

     Определять оптимальную структуру  расходов бюджета административно-территориального образования при заданном количестве потребителей бюджетных услуг.

      В качестве инструментария управления расходами бюджета административно-территориального образования введены понятия:

    уровень бюджетного финансирования;

    коэффициент бюджетного финансирования.

   Уровень бюджетного финансирования конкретного  вида бюджетных расходов административно-территориального образования характеризует тот уровень количества потребителей бюджетных услуг, который находится в пределах между фактическим и оптимальным уровнем финансирования текущего содержания бюджетных учреждений. Уровень бюджетного финансирования определяет возможные границы маневра административно-территориальных образований, как в финансировании, так и в изменении количества потребителей бюджетных услуг. Уровень бюджетного финансирования может быть выражен не только абсолютной, но и относительной величиной; коэффициентом бюджетного финансирования.

     Принцип установления оптимального  объема финансирования базируется на системном подходе и теории сравнительной оценки эффективности принимаемых решений и позволяет анализировать управление расходами бюджетов административно-территориальных образований в масштабе региона.

     Проведенный анализ управления  расходами бюджетов административно-территориальных образований Нижегородской области позволяет сделать вывод о возможности применения системы «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы бюджета» для решения широкого круга задач.

      Главной задачей бюджетной и налоговой  политики города Нижнего Новгорода на 2007 год и на перспективу до 2009 года остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения города Нижнего Новгорода. Решение этой задачи возможно через обеспечение роста доходов бюджета города, развитие предпринимательского климата, повышение конкурентоспособности экономики города Нижнего Новгорода [19, с. 122].

      Бюджетная политика города в 2007 году в первую очередь будет  направлена на повышение качества и доступности бюджетных услуг для населения города и повышение эффективности расходования бюджетных средств на предоставление этих услуг, обеспечение социальной стабильности в городе.

      Достичь указанных целей позволит реформа  местного самоуправления и межбюджетных отношений в Нижегородской области, начатая в 2005 году.

      Реформа бюджетной политики направлена на повышение  эффективности бюджетных расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг. Реформа призвана исключить возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства, без соответствующей передачи доходных полномочий.

      Бюджетная и налоговая политика города Нижнего  Новгорода в 2007 будет  году и на перспективу до 2009 года направлена на решение следующих задач:

    1. Увеличение  налогового и неналогового потенциала города Нижнего Новгорода [19, с. 61]:

      - максимальное использование органами  местного самоуправления возможностей  применения налогового законодательства  в части своих полномочий;

      - взаимодействие с бюджетообразующими  организациями на этапе бюджетного планирования.

      2. Обеспечение высокой собираемости  налогов во все уровни бюджетной системы на территории города Нижнего Новгорода:

          - реализация механизма реструктуризации  задолженности организаций;

      - активизация работы с крупными  налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.

      3. Расширение налогооблагаемой базы  по налогу на имущество физических лиц -выявление не вовлеченных в налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам на праве собственности.

      4. Создание условий и предпосылок  для максимально эффективного  управления муниципальными финансами  в соответствии с приоритетами  государственной политики:

      - формирование реестров расходных  обязательств с целью отмены  и изменения нормативных правовых  актов, устанавливающих необеспеченные финансированием расходные обязательства; 

      - повышение эффективности и результативности  использования бюджетных средств, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами;

      - совершенствование и расширение  сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

      5. Оптимизация муниципального долга  города Нижнего Новгорода в  части стоимости и сроков заимствований.

      6. Реформирование организации местного  самоуправления и формирование межбюджетных отношений в рамках изменений, предусмотренных федеральным законодательством.

      Политика  администрации г. Н. Новгорода в  области расходов на 2007 год по отрасли "Образование" будет  направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств с учетом реальных возможностей доходов бюджета г. Н. Новгорода.

      В целом расходы по отрасли "Образование" в  бюджете города на 2007 год просчитаны в сумме 2 558 241,7 тыс. руб., в том  числе субвенция из областного бюджета  на исполнение полномочий в области  общего образования в сумме 958934,0 тыс. рублей. Финансирование общеобразовательных учреждений города Н.Новгорода в 2007 году будет осуществляться с учетом переданных полномочий по организации предоставления гражданам общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в части реализации основных общеобразовательных программ, в том числе:

      на  оплату труда с начислениями, компенсационные  выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом - приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственных расходов (кроме коммунальных расходов), на оплату услуг связи, вневедомственную охрану, охранную и пожарную сигнализацию и прочих за счет субвенций из областного бюджета, за исключением полномочий по содержанию зданий и коммунальных расходов.

      В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт), транспортные расходы, расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению, кроме компенсационных выплат за книгоиздательскую продукцию), которые будут осуществляться за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.

      Расходы на выплату заработной платы работникам учреждений образования рассчитаны на 2007 год в сумме 1 345 845,5 тыс. рублей.

      Расходы на выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на   приобретение   книгоиздательской   продукции   предусмотрены   соответственно   нормам, установленным Законом РФ "Об образовании" и составляют 24 372,0 тыс. рублей. Расходы на оплату коммунальных услуг определены:

      -на  потребление тепло- и электроэнергии  на основании лимитов с учетом  роста цен и соблюдением режима 10% экономии топливно - энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении;

      -расходы  на водопотребление и водоотведение  рассчитаны с учетом роста  цен; Расходы на оплату аренды  зданий и помещений рассчитаны  в соответствии с общей методикой планирования бюджета с коэффициентом инфляции с учетом оптимизации и сокращения данных расходов в течение 2007 года.

      Расходы на оплату услуг связи, на приобретение ГСМ, оплату вневедомственной охраны рассчитаны в соответствии с лимитами, установленными приказами отраслевых департаментов администрации города с учетом роста расходов на 9%.

      При расчете остальных статей расходов приняты за основу плановые расходы  бюджета на 2006 год с учетом реального  исполнения расходной части бюджета  города в 2006 году и коэффициентом  инфляции.

      В расходах проекта бюджета на 2007 год учтено 10% погашения кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на 1 декабря 2006 года, кроме того заложена 1/3 часть кредиторской задолженности за услуги вневедомственной охраны, сложившейся по состоянию на 1 января 2006 года [19, с. 22]. 

      На  организацию летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в проекте бюджета на 2007 год  предусмотрены средства в сумме 29 400,3 тыс. рублей, в том числе предусмотрены расходы на организацию оздоровительных лагерей с дневным пребыванием (при общеобразовательных школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях) и на компенсацию стоимости путевок в сумме 17075,8 тыс.руб., на содержание загородных оздоровительных детских лагерей (ОЦ "Лесной", ДОЛ "Александровка", ДОЛ "Чайка") в сумме 12 324,5 тыс. рублей.

      На  реализацию городской программы "Комплекс мер по развитию ДЮСШ и клубов города Нижнего Новгорода на 2006-2007гг." в расходах проекта бюджета на 2007 год предусмотрено 2403,5 тыс. рублей.

Информация о работе Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе