Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание

Цель работ – проанализировать расходую часть бюджет РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере
3. Выделение проблем финансирования социально-культурных расходов
4. Анализ управления расходами бюджета Нижнего Новгорода на социально-культурную сферу на примере раздела «образование»

Содержание

Введение
1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование»
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета на основе прямых и косвенных затрат
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ФИН КУР полный.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

   - потенциальная опасность некорректного  изменения норматива в связи  с инфляцией. 

    2.3. Нормативное финансирование  на основе прямых  и косвенных расходов 

    Деятельность  бюджетных организаций заключается  в предоставлении населению административно-территориальных образований определенных видов бюджетных услуг. Бюджетная деятельность организаций сопровождается различными видами расходов относительной значимости. В соответствии с действующей Бюджетной классификацией РФ расходы бюджетных учреждений можно сгруппировать на 2 категории:

Прямые (переменные) бюджетные расходы;

Косвенные (постоянные) бюджетные расходы.

    Группировка расходов на прямые и косвенные позволяет:

    1. Оптимизировать бюджетные расходы  и бюджетное финансирование учреждений.

   2. Проанализировать достаточность  объема бюджетного финансирования.

   3. Определить уровень бюджетного  финансирования учреждения в  случае изменения количества потребителей бюджетных услуг.

   Данная  группировка затрат позволяет провести производственный анализ бюджетных учреждений. Группировка прямых и косвенных расходов представлена в таблице 3.

Таблица   3

Группировка прямых и косвенных затрат бюджетных  учреждений.

Прямые расходы Код по ЭКР Косвенные расходы Код по ЭКР
1 2 3 4
1 . Оплата труда 110100 1.  Командировки  и  служебные разъезды И 0400
2. Начисления на фонд оплаты  труда   (единый   социальный    налог), включая  тарифы  на  обязательное социальное страхование от несчастных   случаев   на   производстве   и профессиональных заболеваний 110200 2. Транспортные  услуги И 0500
3.  Приобретение предметов  снабжения и расходных материалов 110300 3. Оплата услуг  связи 110600
Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы 110310 4. Оплата коммунальных услуг 110700
Мягкий  инвентарь и обмундирование 110320 Оплата содержания помещений Ч 10710

   Подразделение расходов на прямые и косвенные является условным, по 
скольку более приближенным к действительности было бы выделение прямых, косвенных и полупрямых расходов (рис. 1)
 

    Расходы 

        Полупрямые  расходы

            Прямые  расходы

            Постоянные  расходы

        Число потребителей, бюджетных услуг

          Рис. 1. Категории  расходов и их динамика  
Полупрямые расходы представляют собой расходы, меняющиеся скачкообразно, т.е. стабильные при варьировании числа потребителей бюджетных услуг в некотором интервале и меняющиеся при изменении числа потребителей бюджетных услуг за пределами данного интервала. В качестве примера можно привести транспортные расходы.

    Определение оптимального количества потребителей бюджетных услуг и оптимального уровня их финансирования

    Метод определения оптимального количества потребителей бюджетных услуг заключается в расчете для каждого вида бюджетных учреждений оптимального количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивающего деятельность бюджетного учреждения в рамках предоставляемого объема бюджетного финансирования.

    Оптимальным считается финансирование такого числа  потребителей бюджетных услуг, при котором функционирование бюджетного учреждения осуществляется в пределах общих и прямых среднеобластных финансовых затрат в расчете на единицу потребителя бюджетной услуги.

    При финансировании оптимального количества потребителей бюджетных услуг объем фактического финансирования равен произведенным расходам.

    Зная  доходы бюджета и стоимость содержания единицы потребителя бюджетных  услуг, можно рассчитать критическую  точку количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивая при этом бездефицитность бюджета. Значение критической точки  позволит определить степень дефицитности (профицитности) бюджета. Если при расчетах окажется, что в административно-территориальном образовании содержание числа потребителей бюджетных услуг не достигает критической точки, то такие виды расходов повлекут за собой отток доходов с других видов расходов или перефинансирование за счет других мероприятий.

    Аналитическое представление рассматриваемого метода определяется суммированием прямых и косвенных расходов и основывается на следующей базовой формуле:

               Ф = Пр + КР, где (2.1) 
    Ф - объем бюджетного финансирования; 
    Пр - прямые бюджетные расходы; 
    Кр - косвенные бюджетные расходы.

    Для преобразования формулы (2.1) введем следующие  показатели: 
К - количество потребителей бюджетных услуг; 
К, - оптимальное количество потребителей бюджетных услуг; 
фед - среднеобластное бюджетное финансирование на единицу бюджетной услуги; 

   Поскольку оптимальным количеством потребителей бюджетных услуг можно считать фактически сложившееся количество потребителей данной услуги в данном административно-территориальном образовании (количество учащихся в школах, количество детей в детских садах и т.д.), то:

    К0 = Кр/(ФЕД-ПРЕД).  (2.2.)

   Соответственно, оптимальное бюджетное финансирование при оптимальном количестве потребителей бюджетных услуг будет определяться по следующей формуле:

Ф0 = К0 -пред +Кр. (2.3)

    Показатель  Ф0 в этой формуле характеризует оптимальный объем финансирования в стоимостном выражении.

    Например, прямые расходы на единицу потребителя бюджетных услуг равны 5,6 тыс. руб. в год, косвенные - 13 000 тыс. руб. Отсюда:

    Ф0 = 5,6 тыс. руб. • К + 13000 тыс. руб.

    При наличии потребителей бюджетных  услуг в количестве 1500 единиц общие  расходы бюджета составят:

    Ф0 = 5,6 тыс. руб. • 1500 + 13000 тыс. руб. = 21400 тыс. руб.

    Структура норматива является важным фактором при формировании расходов бюджетов на очередной финансовый год. Поскольку структура расходов позволяет реально сформировать объем финансовых ресурсов в соответствии с индексом инфляции, ростом цен на энергоносители, повышением заработной платы и изменением других затрат.

    Достоинством  предлагаемого нового механизма  финансирования являются:

    - прозрачность  структуры расходов;

    - возможность реалистичного планирования  и финансирования расходов, согласно сложившейся фактической структуре норматива;

    - снижения потенциальной вероятности  некорректного изменения норматива в связи с инфляцией.

    В законодательной базе, определяющей процесс бюджетного финансирования, отсутствует механизм, который позволил бы с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономности расходования бюджетных средств и, следовательно, снижает эффективность их использования.

   Приоритеты  современного бюджетного финансирования учреждений социально-культурной сферы в разрезе конкретных статей расходов определяются следующим образом:

    - оплата  труда,

    -  начисления,

    - трансферты  населению,

    - оплата  коммунальных услуг,

    - остальные  виды расходов.

    Сложившаяся в последние годы порочная практика недофинансирова-ния расходов, а впоследствии - планирование расходов на предстоящий финансовый год с учетом «выполненного» плана за предыдущий год и планируемым коэффициентом инфляции, приводят к резкому уменьшению бюджетных расходов. В худшем случае оказываются учреждения, которые финансируются по остаточному принципу.

    Необходимость реформирования и совершенствования  финансирования учреждений социально-культурной сферы обусловлена решением следующих задач:

    - обновить  содержание и повысить качество,

    - улучшить социальное положение  и повысить оплату труда персонала  бюджетных учреждений,

    - перейти к новым экономическим  отношениям в этой сфере, в  полной мере использовать возможности рыночных механизмов.

    Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:

     1. совершенствование нормативно-методической  базы бюджетного финансирования,

    2. дальнейшее развитие и совершенствование  организационно-правового и экономического  механизма функционирования учреждений социальной сферы:

    - создание системы гарантированного  уровня финансирования бюджетных учреждений,

    - введение нормативного финансирования  бюджетных учреждений с учетом индексации,

    - создание необходимых условий  и стимулов для привлечения  дополнительных средств,

    - придание всем бюджетным учреждениям  статуса юридического лица (самостоятельно хозяйствующего объекта),

    - рационализация  использования бюджетных средств,

    - привлечение  внебюджетных источников финансирования.

    В условиях дефицита финансовых средств во всех отраслях экономики и социальной сферы необходимо жесткое нормированное распределение имеющихся у государства бюджетных ресурсов. В основу нормированного распределения ресурсов должна быть положена объективная система показателей. Такой системой должны быть показатели минимальных государственных социальных стандартов и социальных норм. Эти нормы должны, во-первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребностей, во-вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в-третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.

         Денежные нормативы должны ежегодно  пересматриваться на основе экспертизы расходов социально - культурной сферы за прошедшие годы с учетом сложившейся экономической и демографической ситуации, с учетом специализации объектов социально - культурной сферы, а также географических и социально - экономических особенностей. Недолгий опыт внедрения нормативного финансирования показал явное снижение качества сметного планирования, а также продемонстрировал полное бесправие бюджетных учреждений в этих условиях. Стабильность бюджетного учреждения основывается на расчете потребности в бюджетных средствах. Для этого должен быть введен норматив бюджетного финансирования [21].

    В целом же для улучшения качества финансирования бюджетных учреждений необходимо реформирование распределения расходов бюджета по уровням бюджетной системы.

    Необходимо  совершенствовать технику распределения средств между бюджетами, разрабатывать эффективные методы финансирования, нужны объективные формулы, стандарты, нормативы.

Информация о работе Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе