Пути совершенствования формирования финансовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление и раскрытие основных источников финансировании ПФР. Исходя из этого ставим следующие задачи: рассмотрение теоретической и законодательной основы формирования финансовых ресурсов ПФР, анализирование формирования и использования финансовых ресурсов, разработать пути совершенствования формирования финансовых ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 482.50 Кб (Скачать документ)

Введение

     Пенсионная  система отражает все компоненты жизни всякого государства: достигнутый  уровень заработной платы, применяемую  систему налогов, демографическую  ситуацию в стране, состояние на рынке труда, культурные и национальные традиции, развитость структур гражданского общества и институтов власти. Пенсионная система России является страховой частью государственного социального страхования. Эта система универсальна и включает страхование по старости, инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам и медицинское страхование.

     Пенсионный  фонд РФ был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения. Имуществ фонда и денежные средства считаются государственной собственностью. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат Бюджет фонда и его исполнении утверждаются Федеральным законом.

     Пенсионный  фонд  РФ- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска- утраты заработка вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи- смерти кормильца, для отдельных категорий трудящихся- длительного выполнения определенной профессиональной деятельности1.

     ПФР представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным  образов для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

     Целью данной работы является выявление и  раскрытие основных источников финансировании ПФР. Исходя из этого ставим следующие задачи: рассмотрение теоретической и законодательной основы формирования финансовых ресурсов ПФР, анализирование формирования и использования финансовых ресурсов, разработать пути совершенствования формирования финансовых ресурсов.

     Предметом данной работы являются особенности  формирования финансовых ресурсов учреждений социального обеспечения.

     Объект  работы- финансовые ресурсы ПФ РФ.

     Информационная  база- Конституция РФ, бюджетный  Кодекс, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, а также труды современных экономистов.

     Структурно  работа состоит из трех глав. Содержит введение, три главы, список литературы, приложение. 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические и законодательные основы формирования финансовых ресурсов ПФР
      1. Правовое обеспечение преобразований пенсионной системы в РФ

    Пенсионное  обеспечение базируется на общенациональном

законодательстве. Его финансирование осуществляется за счет единого социального налога. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также официальными разъяснениями федеральных органов исполнительной власти, прошедших установленную процедуру государственной регистрации.

      В настоящее время существует четыре основных федеральных закона, регулирующих различные направления деятельности  ПФ РФ:

1 )Федеральный  закон от 15 декабря 2001 г. № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2) Федеральный  закон от 17 декабря 2001 г. №2173 - ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации»;

3) Федеральный  закон от 24 июля 2002 г. №111 - ФЗ «Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

4) Федеральный  закон от 21 июля 2005 г. №94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

   В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 958 «О передаче в ведение Совета Министров - Правительства Российской Федерации организаций и 2учреждений» ПФР  находился  в ведении Совета Министров - Правительства РФ и был ему подчинен.

   Указом  президента РФ от 27.9.2000 №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами были закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий. Полномочия президента РФ по передаче Пенсионному фонду РФ функций по назначению и выплатe государственных пенсий были подтверждены высшей судебной инстанцией - Конституционным Судом РФ, который В постановлении от 25.06.2001 № 9-П определил, что ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

   С 2001 года в Российской Федерации началось преобразование пенсионной системы путем принятия ряда законодательных и подзаконных актов ставших основой для новой пенсионной системы.

  Так, положениями Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика по обязательному пенсионному страхованию и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в пенсионной системе РФ появились страховые принципы, гарантирующие Застрахованному липу при наступлении страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

   Одновременно  положениями Федерального закона от 31.12.2001 №198- ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН).

 Коренным  образом изменилось законодательство в области пенсионного

обеспечения граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства.

С 1 января 2002 года вступили в силу два федеральных  закона, регламентирующих условия и  порядок установления и выплаты  трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 № 73-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

   Положениями ФЗ от №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения  права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок  ее установления, финансирование которой  осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

  Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» урегулировал порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из 3 частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

   Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявления и застрахованных лиц урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 110 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой не сии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральный закон от 24.07.2002 N2111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. 

 Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ определены полномочия и компетенция негосударственных  пенсионных фондов как субъектов  правоотношений в области обязательного  пенсионного страхования. Федеральным законом от 23.12.2003 №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридически. лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения. Согласно нормам действующего законодательства эта информация представляется в территориальные органы ПФР соответствующими налоговыми органами, в которых работодатели и самозанятые работники регистрируются в качестве налогоплательщиков.

       Указом  Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности по вопросам внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.

   Особого внимания заслуживает Федеральный  закон от 22.08.2004 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Указанным федеральным законом внесены  значительные изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Важное  значение в области поддержки  лиц, работающих и проживающих в 

районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеет постановление Правительства  РФ от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», принятое во исполнение статьи

34 Закона  Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих  и проживающих в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях». Указанными Правилами  определены порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим на нее право.

      Необходимо  также отметить, что в развитие положений статей 7 и 39 Конституции  Российской Федерации приняты Федеральные  законы от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и от 30.04.2008 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», которые частично вступили в силу с 1 октября 2008года.

   Федеральные законы разработаны в целях повышения  уровня пенсионного обеспечения лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, за счет введения механизма уплаты ими добровольных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, которая осуществляется за счет средств фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

Информация о работе Пути совершенствования формирования финансовых ресурсов