Расходы федерального бюджета, их роль в укреплении национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть расходы федерального бюджета и определить их роль в социально-экономическом развитии страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты расходов Федерального бюджета
1.1.Экономическая сущность расходов федерального бюджета и их роль в укреплении национальной экономики
1.2. Состав и структура расходов федерального бюджета на национальную экономику
1.3. Нормативно-правовое регулирование расходов федерального бюджета
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета на национальную экономику
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета на национальную экономику
2.2. Анализ состава расходов федерального бюджета на национальную экономику
2.3. Направления совершенствования расходов федерального бюджета на национальную экономику
Выводы и предложения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

окончательная курсовая.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  РФ, обусловленными установленным законодательством  РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов:

1)обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной  судебной системы;

3) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

4) национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонной  промышленности;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

6) государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

7) государственная поддержка  атомной энергетики;

8)ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование  космического пространства;

10)содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

11)формирование федеральной  собственности;

12) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

15)проведение выборов  и референдумов Российской Федерации;

16)федеральная инвестиционная программа;

17)обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней;

18)обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

19)финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

20) официальный статистический  учет;

21)прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

  1. государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
  11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
  12. финансовая помощь другим бюджетам;
  13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

1.3. Нормативно-правовое  регулирование расходов федерального  бюджета

 

Нормативно – правовое регулирование расходов федерального бюджета осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов Российской Федерации и актов местного самоуправления.

         Единство правовых норм, регулирующих расходы бюджетов всех уровней, закреплено в ст.65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая гласит: «Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов» [1.с.1].

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие  принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Бюджетного Кодекса и  принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные выше.

Президент Российской Федерации  издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в Кодексе. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и иным актам, указанным в Кодексе.

Также нормативно-правовые акты, не противоречащие Кодексу принимают Правительство Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

     При подготовке федерального бюджета на 2011–2013 годы впервые было представлено аналитическое распределение расходов по государственным программам. В частности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете до 2013 года расходы по комплексу государственных программ «Инновационное развитие и модернизация экономики» будут составлять более 1,5 трлн руб. ежегодно.

     В качестве законодательной меры в Бюджетный кодекс были внесены изменения, касающиеся введения новой бюджетной классификации и перехода к программному бюджету. В частности, предоставлено право субъектам РФ и муниципальным образованиям, как и федеральному бюджету, переходить на программную структуру, что означает введение новых целевых статей расходов и группировку по государственным программам и одновременно введение одинаковых, единых для всей бюджетной системы видов расходов.

     Одновременно осуществлена работа по формированию государственных программ Российской Федерации. Существует перечень таких программ, одобренных Правительством РФ 41 программа, по каждой государственной программе определены объемы расходов в рамках формирования долгосрочной бюджетной стратегии.

    Важным элементом каждой государственной программы является взаимодействие с субъектами РФ. И в методических рекомендациях, которые утверждены совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России, специально обращено внимание на то, что государственные программы по вопросам совместного ведения должны содержать блоки правового регулирования в этой сфере рамочного законодательства для субъектов РФ, общие требования к государственным программам, аналогичным программам субъектов Федерации.

Одновременно ведется  работа по консолидации субсидий в  рамках государственных программ для  сокращения их количества. И в идеале преследуется цель иметь в рамках государственной программы только одну субсидию — на поддержку соответствующей программы субъекта РФ с очень существенным расширением самостоятельности субъекта в определении направлений, на которые данная субсидия может направляться.

Все эти решения требуют  внесения изменений в нормативно-правовые акты. Такая идеология заложена в  программе повышения эффективности  бюджетных расходов. И сейчас она  подтверждена всеми решениями Правительства  РФ, которые на данный момент приняты. Кроме вышеназванных мер предполагается удлинить горизонт бюджетного планирования и составить прогноз социально-экономического развития на период не только до 2020-го, но и до 2030 года, а также прогноз долгосрочной бюджетной стратегии, которая будет определять объемы расходов по основным направлениям государственной политики.

 Закон о бюджете  принимается на финансовый год  и вступает в силу со дня  подписания.

         Составление проекта федерального бюджета -исключительная прерогатива правительства РФ.

               На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Проект федерального бюджета основывается на следующих  документах:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
  • плане развития государственного сектора экономики.

       Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

            В целях эффективности исполнения федерального бюджета в последние годы были введены следующие новшества.

С момента выхода в 1992 году Указа Президента РФ № 21556 «О федеральном казначействе» функции по исполнению федерального бюджета РФ возложены на единую централизованную систему органов федерального казначейства. За прошедшие годы казначейская система исполнения федерального бюджета позволила кардинально изменить процесс организации осуществления и контроля за исполнением бюджета.

В сфере расходов федерального бюджета  система финансирования носила отпечаток предельно централизованной директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии платежа, то есть на стадии, когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена.

Улучшение контроля  за расходами федерального бюджета за последние годы показало на необходимость и направления эффективного использования и контроля бюджетных средств через органы Федерального казначейства

      В соответствии со статьями 21 и 165 Бюджетного кодекса Российской, в целях своевременного составления федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов  приказом Министерства финансов РФ от 03.05.2011 года №57н утверждены Указания о порядке применения видов расходов классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год, которые устанавливают порядок применения видов расходов классификации расходов бюджетов, вводимых с 1 января 2012 года.

Информация о работе Расходы федерального бюджета, их роль в укреплении национальной экономики