Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть расходы федерального бюджета и определить их роль в социально-экономическом развитии страны.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты расходов Федерального бюджета
1.1.Экономическая сущность расходов федерального бюджета и их роль в укреплении национальной экономики
1.2. Состав и структура расходов федерального бюджета на национальную экономику
1.3. Нормативно-правовое регулирование расходов федерального бюджета
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета на национальную экономику
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета на национальную экономику
2.2. Анализ состава расходов федерального бюджета на национальную экономику
2.3. Направления совершенствования расходов федерального бюджета на национальную экономику
Выводы и предложения
Список литературы
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права
(г. Казань)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ факультет
кафедра: «Финансы и кредит»
Курсовая работа
по специализации:
государственные и муниципальные финансы
Тема:
Расходы федерального бюджета, их роль в укреплении национальной экономики
Выполнил:
Сафина Лилия Ильдусовна
Чистополь – 2012
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты расходов Федерального бюджета |
4-16 |
1.1.Экономическая сущность расходов федерального бюджета и их роль в укреплении национальной экономики |
4-7 |
1.2. Состав и структура расходов федерального бюджета на национальную экономику |
8-11 |
1.3. Нормативно-правовое
регулирование расходов |
12-16 |
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета на национальную экономику |
17-34 |
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета на национальную экономику |
17-29 |
2.2. Анализ состава расходов федерального бюджета на национальную экономику |
29-31 |
2.3. Направления совершенствования расходов федерального бюджета на национальную экономику |
32-34 |
Выводы и предложения |
35 |
Список литературы |
36-37 |
Введение
Что определяет развитие государства и его граждан в целом? Что заставляет экономику работать? Ответ прост: бюджет.
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Федеральный бюджет России
– главное звено бюджетной
системы. Он выражает экономические
денежные отношения, опосредствующие
процесс образования и
Цель данной курсовой работы - рассмотреть расходы федерального бюджета и определить их роль в социально-экономическом развитии страны.
Глава 1. Теоретические аспекты расходов Федерального бюджета
1.1. Экономическая сущность расходов федерального бюджета и их роль в укреплении национальной экономики
Прежде чем
начать рассматривать расходы
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие конкретных видов
бюджетных расходов обусловлено целым
рядом факторов: природой и функциями
государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-
Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными.
На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.
Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного бюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетных средств. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений.
Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны .Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.
Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике.
Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. [15.с.84-85]
Динамика бюджетных показателей свидетельствует о том, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства. Следствием этого процесса явился ощутимый бюджетный дефицит. Дефицит федерального бюджета РФ сократился в 2011 году до 3,6% ВВП, сократится в 2012 году - до 3,1% ВВП, в 2013 году - до 2,9% ВВП. От решения проблемы бюджетного дефицита в настоящее время во многом зависит возможность переходы на устойчивое развитие экономики, решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства и полноценное обеспечение государством своей социально-экономической функции.
Расходы федерального бюджета вызваны самим фактом наличия государства, т.е. они носят императивный характер. Кроме того, расходы бюджета служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретное время в конкретном государстве; по своей экономической природе государственные расходы являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги представляющие вычет из заработков и доходов в масштабах всего общества.
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих ассигнования из бюджета.
Итак, расходы федерального бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Итак, расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. [16. с.55]
1.2. Состав и структура расходов федерального бюджета
на национальную экономику
Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
1. расходы на народное
хозяйство и поддержку
2. расходы на социально-
3. военные расходы;
4. расходы на управление.
Структура бюджетных расходов
по данным группам в течение
многих лет была в нашей
стране относительно
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1. по экономической роли в процессе воспроизводства- на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. по функциональному
назначению — на затраты на
содержание аппарата
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.
Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Информация о работе Расходы федерального бюджета, их роль в укреплении национальной экономики