Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 07:32, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в анализе проблем разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность финансовой политики государства;
обозначить механизмы финансовой политики;
рассмотреть сущность и функции муниципальных финансов;
дать характеристику финансовой политики муниципальных образований;
проанализировать разработку и реализацию финансовой политики на примере г. Мурманска.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики 5
1.1. Сущность финансовой политики государства 5
1.2. Механизмы финансовой политики 8
Глава 2. Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований 13
2.1. Сущность и функции муниципальных финансов 13
2.2. Финансовая политика муниципальных образований 17
Глава 3. Разработка и реализация финансовой политики на примере г. Мурманска 25
3.1. Общая характеристика муниципального образования г. Мурманска 25
3.2. Доходная и расходная части бюджета г. Мурманска 29
3.3. Проблемы финансовой политики г. Мурманска и пути ее совершенствования 37
Заключение 43
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации (на примере конкретного муниципал

— 90.27 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики 5

1.1. Сущность финансовой политики государства 5

1.2. Механизмы финансовой политики 8

Глава 2. Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований 13

2.1. Сущность и функции муниципальных финансов 13

2.2. Финансовая политика муниципальных образований 17

Глава 3. Разработка и реализация финансовой политики на примере г. Мурманска 25

3.1. Общая характеристика муниципального образования г. Мурманска 25

3.2. Доходная и расходная части бюджета г. Мурманска 29

3.3. Проблемы финансовой политики г.  Мурманска и пути ее  совершенствования 37

Заключение 43

Список литературы 44

 

 

Введение

 

Проблема  формирования и реализации муниципальной финансовой политики стала актуальна в Российской Федерации в условиях выделения в 1990-х годах  местного самоуправления в самостоятельный субъект правовых и финансовых отношений. Реальное расширение полномочий местных органов власти произошло на фоне распада административной вертикали управления. В ходе последовавшей эволюции межбюджетных отношений решение задач по обеспечению жизнедеятельности населения в большей части было переложено на муниципалитеты. Расширение расходных обязательств без реального обеспечения финансовыми ресурсами привело к неспособности местных властей самостоятельно выполнять возложенные на них функции. Поэтому в настоящее время назрела необходимость: проведения реформы местного самоуправления, которая позволила бы четко разграничить доходные и расходные полномочия между всеми уровнями власти. Решению этого вопроса посвящена работа Комиссии по разграничению полномочий при Президенте РФ. Проект новой редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает преобразование финансовых основ местного самоуправления, что означает повышение требований к эффективности управления финансовыми ресурсами местных органов власти. Основой финансовых ресурсов города служит местный бюджет. В данном аспекте эффективное управление включает два взаимосвязанных элемента: во-первых, оптимальное распределение финансовых ресурсов посредством бюджетных инструментов, под которыми понимаются направления и способы осуществления муниципальных расходов, во- вторых, меры по максимальному наполнению доходной части бюджета.

Объектом в настоящем  исследовании является финансовая политика муниципального образования Российской Федерации.

Предметом исследования являются особенности разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации.

Цель исследования заключается  в анализе проблем разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать сущность финансовой политики государства;
  • обозначить механизмы финансовой политики;
  • рассмотреть сущность и функции муниципальных финансов;
  • дать характеристику финансовой политики муниципальных образований;
  • проанализировать разработку и реализацию финансовой политики на примере г. Мурманска.

В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:

  • теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
  • систематизацию, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики

1.1. Сущность финансовой политики государства

 

Финансовая  политика – это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

  1. обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
  2. установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
  4. достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
  5. создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
  6. формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.1

Финансовая  политика – это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.

Вместе  с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или  иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Особенно  велика роль финансовой политики в  эпоху кардинальных изменений в  обществе, как это происходило  в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно  достаточно быстро заблокировать действующий  хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения  финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.

Финансовая  политика государства включает следующие  элементы:

  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • ценовая политика;
  • кредитно-денежная политика;
  • таможенная политика;
  • политика внешних и внутренних заимствований;
  • политика в области международных финансов.2

Как правило, в составе финансовой политики выделяют, как относительно самостоятельные, бюджетную и кредитно-денежную политику.

Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемости бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Под бюджетной  политикой понимают определение  государством

    • источников формирования доходов государственного бюджета;
    • приоритетных направлений расходов бюджета;
    • допустимых пределов разбалансированности бюджета;
    • источников финансирования бюджетного дефицита;
    • принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность  налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным  долгом, политика бюджетного федерализма. Налоговая политика определяет выбор  состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому  виду налогов. Одновременно устанавливается  мера конфискационной или стимулирующей  направленности как налоговой системы в целом, так отдельного налога.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение  устойчивости денежного обращения  через управление эмиссией, регулирование  инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности  и бесперебойности расчетов в  народном хозяйстве и в различных  звеньях финансовой системы через  регламентацию и регулирование  деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка  через регламентацию эмиссии  и размещения государственных и  корпоративных ценных бумаг и  регулирование их оборота (курса  покупки и продажи), через упреждающее  повышение или понижение Центральным  банком ставки рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО–ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность  приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика. Следует отметить, что если в практике бюджетных отношений под инвестициями понимают финансирование прироста и  модернизации основных фондов, то в  банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг.

Вопрос  о включении кредитно-денежной политики в состав финансовой политики не бесспорен, но их взаимосвязь  и  взаимозависимость  бесспорны.

Все большее  приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных  отношений, связанных как с международным  разделением труда, с формированием  и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том  числе и в международных финансовых организациях.

1.2. Механизмы  финансовой политики

 

Использование финансового механизма осуществляется специальными, организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся  органы законодательной власти, а  также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная  служба налоговой полиции; Мингосимущество  РФ; Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных  денежных средств осуществляет Счетная  палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных  образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

 Финансовые  механизмы делится на:

  • финансовый механизм организаций;
  • страховой механизм;
  • механизм функционирования государственных органов;
  • кредитную политику.3

Государство устанавливает способы организации  финансовых отношений и фиксирует  эти способы в нормативных  актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно  связаны с финансовым правом. Наличие  юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает  влияние на экономическую политику.

Можно схематически изобразить эти связи:

  1. Использование финансов через познание возможностей этой категории.
  2. Правовое оформление финансовой политики.
  3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.
  4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.4

Финансовая  политика на современном этапе. В  процессе работы   государство  решает противоречивые задачи, следовательно  финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

  • проведение мероприятий по переводу предприятий па рыночные отношения;
  • преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы;
  • комплекс мер по социальной защите населения.

Информация о работе Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований