Местное самоуправление – один из
важнейших элементов государственного
устройства России, поэтому положение
о гарантированности местного самоуправления
изложено в главе I «Основы конституционного
строя» Конституции Российской Федерации.
Местное самоуправление в этой системе
организации власти является уровнем
власти, максимально возможно приближенным
к населению. Местное самоуправление обеспечивает
защиту совместных интересов граждан,
проистекающих из проживания на определенной
локальной территории (в муниципальном
образовании), из необходимости и неизбежности
соседского взаимодействия жителей этой
территории. Из установления в Конституции
России необходимости существования местного
самоуправления следует признание значимости
местных интересов в качестве официальной
государственной политики. В демократическом
обществе передача властных полномочий
на места позволяет также избежать перегрузки
центрального правительства частными
проблемами, существенными для определенных
локальных сообществ. Органы местного
самоуправления выполняют роль посредника
между населением и государством. Хорошо
зная положение дел на своих территориях,
органы местного самоуправления способны
более эффективно и рационально, чем органы
государственной власти, решать те или
иные проблемы, реагировать на непредвиденные
ситуации и конфликты.14
Для реализации возложенных на местное
самоуправление задач нужна развитая
финансово-экономическая основа, которая
создается не только путем принятия
федеральных нормативных актов,
но и в результате практического
взаимодействия органов государственной
власти субъекта Федерации и местного
самоуправления. Государственные и
муниципальные финансы функционируют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном.
В современной экономической
литературе достаточно много внимания
уделяется освещению этого раздела
финансов. В этом направлении ведут
свои исследования.15
Рассматривая функции муниципальных
финансов, следует отметить, что
в русскоязычной научной литературе
все вопросы, связанные с определением
их перечня, в основном решаются путем
переноса понятий и терминов, присущих
государственным финансам, на субрегиональный
уровень. Описанные функции можно
разделить на четыре группы:
- Распределительная функция – заключается в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости для обеспечения местных потребностей, формировании источников финансирования общественного сектора экономики. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется через систему централизованных фондов. Основными объектами реализации распределительной функции являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита.
- Контрольная функция – заключатся в реализации контроля за реальным денежным оборотом, формированием централизованных денежных фондов. Эта функция муниципальных финансов реализуется через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговых служб осуществляют финансовый контроль в процессе планирования, при исполнении доходной и расходной части, местного бюджета.
- Регулирующая функция – связана с вмешательством органов местного самоуправления через расходы, налоги и муниципальный кредит в процессы воспроизводства.
- Стимулирующая (стабилизационная) функция – ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Эта функция проявляется в поддержании устойчивого экономического роста экономики муниципального образования. Финансы муниципальных образований традиционно относятся к категории централизованных финансов. Взгляды исследователей на их состав в основном сходятся Бабич A.M. и Павлова Л.М. включают сюда:
- средства местного бюджета,
- муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. Леонтьев В.Е. и Радковская Н.П. выделяют отдельными пунктами – финансы муниципальных предприятий и управление муниципальным имуществом.16
Подобная классификация местных
финансов нашла отражение в законодательных
нормах, регулирующих вопросы местного
самоуправления. В Федеральном законе
«О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации» понятие
«местные финансы» раскрывается в статье
2 как: «средства местного бюджета, государственные,
муниципальные ценные бумаги, принадлежащие
органам местного самоуправления, и
другие финансовые средства». Право
собственности в отношении местных
финансов принадлежит населению
муниципального образования, которое
реализуется им самостоятельно в
соответствии с уставом муниципального
образования либо делегируется органам
местного самоуправления. Формирование
и использование местных финансов
основывается на принципах самостоятельности,
государственной финансовой поддержки
и гласности. Для координации
процесса формирования и использования
финансовых ресурсов в составе плана
социально-экономического развития района
(города) разрабатывается сводный
финансовый баланс.
Управление финансовыми ресурсами
района (города) обеспечивается формированием
и исполнением местного бюджета,
внебюджетных и валютных фондов, установление
порядка взимания местных налогов
и сборов, доходов от использования
муниципальной собственности, осуществлением
муниципальных заимствований и управление
муниципальным долгом, регулирование
финансовых отношений с хозяйствующими
субъектами вышестоящего подчинения и
межбюджетных отношений. Как отмечает
большинство исследователей из всех имеющихся
ресурсов, именно местный бюджет является
финансовой основой местного самоуправления.
Местный бюджет представляет собой форму
образования и расходования денежных
средств для обеспечения местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно
формируют, утверждают, исполняют и контролируют
местный бюджет. Местный бюджет района
(города) самостоятелен и независим от
региональных и федерального бюджетов
по доходам и расходам, функциям, порядку
формирования и использования. Единым
распорядителем всех финансовых ресурсов,
обеспечивающим выполнение конкретных
экономических, социальных и экологических
функций, являются органы местного самоуправления.
В местных бюджетах могут быть предусмотрены
в качестве составной части сметы расходов
отдельных населенных пунктов и территорий,
не являющихся муниципальными образованиями.
В соответствии со статьей 132 Конституции
Российской Федерации, статьей 35 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», статьей 5 Федерального закона
«О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации», уставами муниципальных
образований органы местного самоуправления
самостоятельно разрабатывают проект
и исполнение бюджета. Вмешательство иных
органов и организаций в процесс разработки,
утверждения и исполнения бюджета, утверждения
отчета о его исполнении не допускается.
Представительные органы местного самоуправления
также самостоятельно разрабатывают положение
о бюджетном процессе в данном муниципальном
образовании в соответствии с общими принципами
бюджетного процесса, установленными
федеральными законами и законами субъекта
РФ. Составление проектов местных бюджетов,
утверждение и исполнение местных бюджетов
осуществляется в соответствии с бюджетной
классификацией РФ. Решение о целях, формах
и суммах долгосрочных (на срок свыше одного
года) заимствований принимает представительный
орган местного самоуправления в порядке,
установленном уставом муниципального
образования. Контроль за исполнением
местных бюджетов осуществляются представительными
органами местного самоуправления. Органы
местного самоуправления представляет
отчетность об исполнении местных бюджетов
в установленном порядке. Бюджет формируется
на основе прогноза основных направлений
социально-экономического развития муниципального
образования, который разрабатывается
комитетом (управлением) по экономике
Администрации муниципального образования,
а также в соответствии с единой бюджетной
классификацией, установленной в Российской
Федерации Формирование местных бюджетов
основывается на сочетании следующих
основных принципах:
- Принцип самостоятельности местного бюджета Принцип самостоятельности местного бюджета означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов- Для этого необходимо законодательно закрепить регулирующие доходы местного бюджета, полномочия по формированию местного бюджета, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджетов и определять источники финансирования дефицита местного бюджета.
- Принцип гласности..Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представленной информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению представительных органов местного самоуправления.
- Сбалансированность местного бюджета Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных статей бюджета в течении оставшегося времени.17
Глава 3.
Разработки и реализации финансовой политики
на примере г. Мурманска
3.1. Общая характеристика
муниципального образования г. Мурманска
Город Мурманск
– административный центр Мурманской
области. Основан 4 октября 1916 года. Первое
название (до апреля 1917 года) Романов-на-Мурмане.
Общая площадь города – 15055 гектаров,
в том числе часть акватории Кольского
залива площадью 1357 гектаров. В состав
города входят три административных округа
– Ленинский, Октябрьский и Первомайский.
Муниципальное образование г. Мурманск
наделено Законом Мурманской области
от 2.12.2004г. № 531-01-ЗМО статусом городского
округа.
В соответствии с Уставом города,
принятым решением Совета депутатов
города Мурманска от 10.03.2006 № 20-235 глава
муниципального образования избирается
на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании сроком на 5 лет. Представительный
орган местного самоуправления –
Совет депутатов города Мурманска
состоит из 30 человек, избираемых сроком
на 5 лет.
Мурманск не относится к числу
крупнейших городов России, но остается
самым крупным городом мира за
Полярным кругом, в нем проживает
почти 40% населения области. На 1 января
2006 года (количество по данным Росстата)
численность населения составила
321 тыс. человек, из них 29% проживает
в Ленинском округе, 31% в Октябрьском
и 40% в Первомайском округе. Плотность
населения составляет 2,1 тыс. человек
на 1 кв. км.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 6 мая 1985 года Мурманску присвоено
почетное звание «Город-Герой». 11 февраля
1971 года, город Мурманск был награжден
орденом Трудового Красного Знамени,
2 декабря 1982 года – орденом Отечественной
войны I степени. Согласно Федеральному
закону «О почетном звании Российской
Федерации «Город воинской славы» городу-герою
Мурманску, за проявленные в ходе ожесточенных
сражений защитниками Отечества мужество,
стойкость и героизм присвоено почетное
звание «Город воинской славы».
Мурманск – один из центров Баренцева
Евро-Арктического региона, в который
входят северные области России, Норвегии,
Финляндии и Швеции. Мурманск имеет
договоры о побратимстве и сотрудничестве
с такими зарубежными городами, как
Вадсе и Тромсе (Норвегия), Лулео
(Швеция), Рованиеми (Финляндия), Джексонвилл
(США), Гронинген (Голландия), Аккирейри
(Исландия) и Щецин (Польша). Действует
Представительство МИД РФ, Генеральное
консульство Норвегии, отделения
Генеральных консульств Финляндии
и Швеции, Почетное консульство Исландии.
Ежегодно в городе проводятся международные
семинары, конференции, встречи, выставки.
Город расположен среди сопок на
берегу незамерзающего Кольского залива
в 50 километрах от выхода в Баренцево
море. Протяженность города вдоль береговой
линии превышает 10 км. Расстояние от Мурманска
до Москвы составляет 1967 км, до Санкт-Петербурга
– 1448 км. Территория города площадью 0,15
тыс. кв. км имеет мелкосопочный рельеф.
Акватория Кольского залива в общей площади
отведенных под пользование земель составляет
9%, 43% приходится на городские леса, менее
половины процента – зеленые насаждения
общего пользования.
Особенности экономико-географического
положения, определяющие развитие города
в качестве рыбопромышленного центра
и морского транспортного узла Северо-Запада
России:
- наличие транзитных транспортных сообщений, незамерзающего порта с возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом в открытый океан на международные морские торговые пути;
- базирование мощного транспортного флота, в т.ч. танкерного и единственного в России крупнейшего в мире мощного атомного ледокольного флота, обеспечивающего круглогодичную навигацию в Арктике, уникальная в европейской части России возможность принимать в порту суда водоизмещением более 200 тысяч тонн;
- непосредственная близость к развитым странам Запада и к обширным районам российского Севера позволяет осуществлять через Мурманский порт, как экспортно-импортные перевозки, так и важнейшие для страны перевозки по Северному морскому пути;
- экспортно-сырьевая экономика региона, преобладание на территории области комбинатов, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, перспективы освоения нефтегазовых ресурсов на шельфе Баренцева моря.
По состоянию на 1 июля 2006 года на
территории города зарегистрировано 15182
субъектов хозяйственной деятельности,
учтенных в Едином государственном
реестре предприятий и организаций
(ЕГРПО), что на 9% больше по сравнению
с аналогичным периодом прошлого
года. Из них 5% – организации муниципальной
и государственной формы собственности,
83% – частной собственности. Из общего
числа зарегистрированных организаций
12% заняты в обрабатывающих производствах,
42% в сфере оптовой и розничной
торговли, 11% – рынок недвижимости
и риэлтерских услуг, 8% – сфера
социальных и жилищно-коммунальных
услуг. Число действующих крупных
и средних организаций составляет
234 единицы, 160 из них (половина предприятий
области) в первом полугодии работали
с прибылью. Количество индивидуальных
предпринимателей за 6 месяцев 2009 года
увеличилось на 3,5% по сравнению с
прошлым годом, их численность составила
– 7770 единиц, 45% от областного значения.
Наряду с административными
функциями город занимает ведущие
позиции в экономике региона,
оставаясь его финансовым и деловым
центром. В городе сосредоточена
основная часть субъектов бизнес-инфраструктуры.
Среди них институты содействия
развития предпринимательства, к которым
относятся: Некоммерческая организация
«Государственный фонд развития малого
предпринимательства Мурманской области»
(ФОРМАП), НП «Союз промышленников и предпринимателей
(работодателей) Мурманской области»,
Информационно-консультационный центр
для начинающих предпринимателей Северной
торгово-промышленной палаты, «Мурманское
региональное агентство поддержки малого
и среднего бизнеса», Общественная организация
«Кольский центр развития предпринимательства»,
Социально-деловое агентство «Женщины
Севера» и др.
В течение 2006 года сохранилась тенденция
устойчивого развития потребительского
рынка товаров и услуг, что
обусловлено увеличением доходов
населения, ростом реальной заработной
платы и пенсий, интенсивным расширением
торговой сети крупных фирм.
С открытием первого заполярного
суперрегионального гипермаркета «Рамстор»
значительно увеличился объем потребления
товаров и услуг за счет привлечения
покупателей из области. Оборот розничной
торговли составил около 31 млрд. руб., на
9,6% выше, чем в 2005 году. Оборот платных
услуг увеличился на 5,8 % до 17,3 млрд.
руб. Оборот общественного питания
в 2006 году увеличился на 6,5% и составил
1,8 млрд. рублей. Объем бытовых услуг
населению возрос на 13,5% до 2,7 млрд. руб.
и составил 76% в общеобластном
объеме.
За счет строительства новых
торговых предприятий и реконструкции
существующих за анализируемый период
введено рекордное за последние
годы число торговых площадей – 22,18
тыс. кв.м. в 1,6 раз по сравнению с
2005 годом.