Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 07:32, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в анализе проблем разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность финансовой политики государства;
обозначить механизмы финансовой политики;
рассмотреть сущность и функции муниципальных финансов;
дать характеристику финансовой политики муниципальных образований;
проанализировать разработку и реализацию финансовой политики на примере г. Мурманска.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики 5
1.1. Сущность финансовой политики государства 5
1.2. Механизмы финансовой политики 8
Глава 2. Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований 13
2.1. Сущность и функции муниципальных финансов 13
2.2. Финансовая политика муниципальных образований 17
Глава 3. Разработка и реализация финансовой политики на примере г. Мурманска 25
3.1. Общая характеристика муниципального образования г. Мурманска 25
3.2. Доходная и расходная части бюджета г. Мурманска 29
3.3. Проблемы финансовой политики г. Мурманска и пути ее совершенствования 37
Заключение 43
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации (на примере конкретного муниципал

— 90.27 Кб (Скачать документ)

Местное самоуправление – один из важнейших элементов государственного устройства России, поэтому положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе I «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление в этой системе организации власти является уровнем власти, максимально возможно приближенным к населению. Местное самоуправление обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории (в муниципальном образовании), из необходимости и неизбежности соседского взаимодействия жителей этой территории. Из установления в Конституции России необходимости существования местного самоуправления следует признание значимости местных интересов в качестве официальной государственной политики. В демократическом обществе передача властных полномочий на места позволяет также избежать перегрузки центрального правительства частными проблемами, существенными для определенных локальных сообществ. Органы местного самоуправления выполняют роль посредника между населением и государством. Хорошо зная положение дел на своих территориях, органы местного самоуправления способны более эффективно и рационально, чем органы государственной власти, решать те или иные проблемы, реагировать на непредвиденные ситуации и конфликты.14

Для реализации возложенных на местное  самоуправление задач нужна развитая финансово-экономическая основа, которая  создается не только путем принятия федеральных нормативных актов, но и в результате практического  взаимодействия органов государственной  власти субъекта Федерации и местного самоуправления. Государственные и  муниципальные финансы функционируют  в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном. В современной экономической  литературе достаточно много внимания уделяется освещению этого раздела  финансов. В этом направлении ведут свои исследования.15

Рассматривая функции муниципальных  финансов, следует отметить, что  в русскоязычной научной литературе все вопросы, связанные с определением их перечня, в основном решаются путем  переноса понятий и терминов, присущих государственным финансам, на субрегиональный  уровень. Описанные функции можно  разделить на четыре группы:

  1. Распределительная функция – заключается в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости для обеспечения местных потребностей, формировании источников финансирования общественного сектора экономики. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется через систему централизованных фондов. Основными объектами реализации распределительной функции являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита.
  2. Контрольная функция – заключатся в реализации контроля за реальным денежным оборотом, формированием централизованных денежных фондов. Эта функция муниципальных финансов реализуется через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговых служб осуществляют финансовый контроль в процессе планирования, при исполнении доходной и расходной части, местного бюджета.
  3. Регулирующая функция – связана с вмешательством органов местного самоуправления через расходы, налоги и муниципальный кредит в процессы воспроизводства.
  4. Стимулирующая (стабилизационная) функция – ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Эта функция проявляется в поддержании устойчивого экономического роста экономики муниципального образования. Финансы муниципальных образований традиционно относятся к категории централизованных финансов. Взгляды исследователей на их состав в основном сходятся Бабич A.M. и Павлова Л.М. включают сюда:
  • средства местного бюджета,
  • муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. Леонтьев В.Е. и Радковская Н.П. выделяют отдельными пунктами – финансы муниципальных предприятий и управление муниципальным имуществом.16

Подобная классификация местных  финансов нашла отражение в законодательных  нормах, регулирующих вопросы местного самоуправления. В Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» понятие  «местные финансы» раскрывается в статье 2 как: «средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления, и  другие финансовые средства». Право  собственности в отношении местных  финансов принадлежит населению  муниципального образования, которое  реализуется им самостоятельно в  соответствии с уставом муниципального образования либо делегируется органам  местного самоуправления. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки  и гласности. Для координации  процесса формирования и использования  финансовых ресурсов в составе плана  социально-экономического развития района (города) разрабатывается сводный  финансовый баланс.

Управление финансовыми ресурсами  района (города) обеспечивается формированием  и исполнением местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, установление порядка взимания местных налогов  и сборов, доходов от использования муниципальной собственности, осуществлением муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом, регулирование финансовых отношений с хозяйствующими субъектами вышестоящего подчинения и межбюджетных отношений. Как отмечает большинство исследователей из всех имеющихся ресурсов, именно местный бюджет является финансовой основой местного самоуправления. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, исполняют и контролируют местный бюджет. Местный бюджет района (города) самостоятелен и независим от региональных и федерального бюджетов по доходам и расходам, функциям, порядку формирования и использования. Единым распорядителем всех финансовых ресурсов, обеспечивающим выполнение конкретных экономических, социальных и экологических функций, являются органы местного самоуправления. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 5 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», уставами муниципальных образований органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают проект и исполнение бюджета. Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета о его исполнении не допускается. Представительные органы местного самоуправления также самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления представляет отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке. Бюджет формируется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития муниципального образования, который разрабатывается комитетом (управлением) по экономике Администрации муниципального образования, а также в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации Формирование местных бюджетов основывается на сочетании следующих основных принципах:

    1. Принцип самостоятельности местного бюджета Принцип самостоятельности местного бюджета означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов- Для этого необходимо законодательно закрепить регулирующие доходы местного бюджета, полномочия по формированию местного бюджета, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджетов и определять источники финансирования дефицита местного бюджета.
    2. Принцип гласности..Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представленной информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению представительных органов местного самоуправления.
    3. Сбалансированность местного бюджета Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных статей бюджета в течении оставшегося времени.17

 

 

 

Глава 3. Разработки и реализации финансовой политики на примере г. Мурманска

3.1. Общая характеристика муниципального образования г. Мурманска

Город Мурманск – административный центр Мурманской области. Основан 4 октября 1916 года. Первое название (до апреля 1917 года) Романов-на-Мурмане. Общая площадь города – 15055 гектаров, в том числе часть акватории Кольского залива площадью 1357 гектаров. В состав города входят три административных округа – Ленинский, Октябрьский и Первомайский. Муниципальное образование г. Мурманск наделено Законом Мурманской области от 2.12.2004г. № 531-01-ЗМО статусом городского округа.

В соответствии с Уставом города, принятым решением Совета депутатов  города Мурманска от 10.03.2006 № 20-235 глава  муниципального образования избирается на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Представительный орган местного самоуправления –  Совет депутатов города Мурманска  состоит из 30 человек, избираемых сроком на 5 лет.

Мурманск не относится к числу  крупнейших городов России, но остается самым крупным городом мира за Полярным кругом, в нем проживает  почти 40% населения области. На 1 января 2006 года (количество по данным Росстата) численность населения составила 321 тыс. человек, из них 29% проживает  в Ленинском округе, 31% в Октябрьском  и 40% в Первомайском округе. Плотность  населения составляет 2,1 тыс. человек на 1 кв. км.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску присвоено  почетное звание «Город-Герой». 11 февраля 1971 года, город Мурманск был награжден  орденом Трудового Красного Знамени, 2 декабря 1982 года – орденом Отечественной  войны I степени. Согласно Федеральному закону «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» городу-герою Мурманску, за проявленные в ходе ожесточенных сражений защитниками Отечества мужество, стойкость и героизм присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Мурманск – один из центров Баренцева  Евро-Арктического региона, в который  входят северные области России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Мурманск имеет  договоры о побратимстве и сотрудничестве с такими зарубежными городами, как  Вадсе и Тромсе (Норвегия), Лулео (Швеция), Рованиеми (Финляндия), Джексонвилл (США), Гронинген (Голландия), Аккирейри (Исландия) и Щецин (Польша). Действует  Представительство МИД РФ, Генеральное  консульство Норвегии, отделения  Генеральных консульств Финляндии  и Швеции, Почетное консульство Исландии. Ежегодно в городе проводятся международные  семинары, конференции, встречи, выставки.

Город расположен среди сопок на берегу незамерзающего Кольского залива в 50 километрах от выхода в Баренцево море. Протяженность города вдоль береговой линии превышает 10 км. Расстояние от Мурманска до Москвы составляет 1967 км, до Санкт-Петербурга – 1448 км. Территория города площадью 0,15 тыс. кв. км имеет мелкосопочный рельеф. Акватория Кольского залива в общей площади отведенных под пользование земель составляет 9%, 43% приходится на городские леса, менее половины процента – зеленые насаждения общего пользования.

Особенности экономико-географического  положения, определяющие развитие города в качестве рыбопромышленного центра и морского транспортного узла Северо-Запада России:

  • наличие транзитных транспортных сообщений, незамерзающего порта с возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом в открытый океан на международные морские торговые пути;
  • базирование мощного транспортного флота, в т.ч. танкерного и единственного в России крупнейшего в мире мощного атомного ледокольного флота, обеспечивающего круглогодичную навигацию в Арктике, уникальная в европейской части России возможность принимать в порту суда водоизмещением более 200 тысяч тонн;
  • непосредственная близость к развитым странам Запада и к обширным районам российского Севера позволяет осуществлять через Мурманский порт, как экспортно-импортные перевозки, так и важнейшие для страны перевозки по Северному морскому пути;
  • экспортно-сырьевая экономика региона, преобладание на территории области комбинатов, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, перспективы освоения нефтегазовых ресурсов на шельфе Баренцева моря.

По состоянию на 1 июля 2006 года на территории города зарегистрировано 15182 субъектов хозяйственной деятельности, учтенных в Едином государственном  реестре предприятий и организаций (ЕГРПО), что на 9% больше по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года. Из них 5% – организации муниципальной  и государственной формы собственности, 83% – частной собственности. Из общего числа зарегистрированных организаций 12% заняты в обрабатывающих производствах, 42% в сфере оптовой и розничной  торговли, 11% – рынок недвижимости и риэлтерских услуг, 8% – сфера  социальных и жилищно-коммунальных услуг. Число действующих крупных  и средних организаций составляет 234 единицы, 160 из них (половина предприятий  области) в первом полугодии работали с прибылью. Количество индивидуальных предпринимателей за 6 месяцев 2009 года увеличилось на 3,5% по сравнению с  прошлым годом, их численность составила  – 7770 единиц, 45% от областного значения.

Наряду с административными  функциями город занимает ведущие  позиции в экономике региона, оставаясь его финансовым и деловым  центром. В городе сосредоточена  основная часть субъектов бизнес-инфраструктуры. Среди них институты содействия развития предпринимательства, к которым  относятся: Некоммерческая организация  «Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области» (ФОРМАП), НП «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области», Информационно-консультационный центр для начинающих предпринимателей Северной торгово-промышленной палаты, «Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса», Общественная организация «Кольский центр развития предпринимательства», Социально-деловое агентство «Женщины Севера» и др.

В течение 2006 года сохранилась тенденция  устойчивого развития потребительского рынка товаров и услуг, что  обусловлено увеличением доходов  населения, ростом реальной заработной платы и пенсий, интенсивным расширением  торговой сети крупных фирм.

С открытием первого заполярного  суперрегионального гипермаркета «Рамстор»  значительно увеличился объем потребления  товаров и услуг за счет привлечения  покупателей из области. Оборот розничной  торговли составил около 31 млрд. руб., на 9,6% выше, чем в 2005 году. Оборот платных  услуг увеличился на 5,8 % до 17,3 млрд. руб. Оборот общественного питания  в 2006 году увеличился на 6,5% и составил 1,8 млрд. рублей. Объем бытовых услуг  населению возрос на 13,5% до 2,7 млрд. руб. и составил 76% в общеобластном  объеме.

За счет строительства новых  торговых предприятий и реконструкции  существующих за анализируемый период введено рекордное за последние  годы число торговых площадей – 22,18 тыс. кв.м. в 1,6 раз по сравнению с 2005 годом.

Информация о работе Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований