Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 07:32, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе проблем разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность финансовой политики государства;
обозначить механизмы финансовой политики;
рассмотреть сущность и функции муниципальных финансов;
дать характеристику финансовой политики муниципальных образований;
проанализировать разработку и реализацию финансовой политики на примере г. Мурманска.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики 5
1.1. Сущность финансовой политики государства 5
1.2. Механизмы финансовой политики 8
Глава 2. Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований 13
2.1. Сущность и функции муниципальных финансов 13
2.2. Финансовая политика муниципальных образований 17
Глава 3. Разработка и реализация финансовой политики на примере г. Мурманска 25
3.1. Общая характеристика муниципального образования г. Мурманска 25
3.2. Доходная и расходная части бюджета г. Мурманска 29
3.3. Проблемы финансовой политики г. Мурманска и пути ее совершенствования 37
Заключение 43
Список литературы 44
Необходимым условием устойчивого экономического роста является активизация инвестиционной деятельности. Ситуация в инвестиционной деятельности города складывалась с переменным успехом, но с 2003 года наметилась тенденция к ее стабилизации. В 2005 году объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2004 годом возрос на 29%. Основной инвестиционный поток направлялся на строительство моста через Кольский залив и приобретение транспортных судов. Удельный вес города Мурманска в объеме инвестиций Мурманской области в 2008 году составил 39%. За январь – ноябрь 2006 года объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций увеличился на 25,5%. Удельный вес в объеме области – 45,9%.
Основные направления
Развитие транспортной инфраструктуры города, строительства и промышленного производства обуславливают дальнейший рост капиталовложений.
Доходы любого уровня бюджетной системы Российской Федерации состоят из трех основных групп:
Важно оценить удельный вес каждой группы в общей величине доходов бюджета, для того, чтобы получить представление об источниках формирования бюджетов разных уровней.
Проанализируем
структуру основных статей доходов
федерального бюджета РФ. Для этого
сгруппируем статьи по вышеперечисленным
группам, основываясь на официальных
данных Федерального Казначейства РФ
об исполнении бюджета за 2009-2011. Полученные
данные о структуре доходов
Таблица 1
Структура доходной части федерального бюджета за 2009-2011 гг.
Группа доходов |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Факт, тыс.руб. |
Струк- тура,% |
Факт, тыс.руб. |
Струк- тура,% |
План, тыс.руб. |
Струк- тура,% | |
Налоговые доходы |
5232653975,00 |
61,13 |
4523761533,10 |
53,85 |
10938600036,79 |
69,13 |
Неналоговые доходы |
3320781730,39 |
38,80 |
3877109747,58 |
46,15 |
4884850291,07 |
30,87 |
Безвозмездные поступления |
6206097,46 |
0,07 |
277204,66 |
0,00330 |
170884,92 |
0,00108 |
Доходы бюджета всего |
8559641802,84 |
100 |
8401148485,35 |
100 |
15823621212,79 |
100 |
Как видно из таблицы 1 доля безвозмездных поступлений в федеральный бюджет мала (в 2009 году она и составила порядка 0,07%, то по итогам 2011 года ее величина составит по ожиданиям лишь 0,001%). Это объясняют абсолютные показатели их сумма безвозмездных поступлений снижается на протяжении всех лет: в 2010г. она составила 277 млн. руб. (что более чем на 5 млрд. руб. ниже показателя 2009г.), а по итогам 2010г. ее ожидаемая величина составляет лишь 171 млн. руб.
Что же касается налоговых и неналоговых доходов – они практически полностью составляют доходы федерального бюджета. Их доли колеблются. Так в 2010г. было увеличение доли неналоговых доходов на 7,28 % и составила 54% от общей величины доходов, в то время как доля неналоговых доходов увеличилась до 46% . Но в 2010 году ожидается более значительный рост налоговых доходов в сравнении с ростом неналоговых поступлений, что приведет к очередному перераспределению долей.
Налоговые доходы составляют наибольшую долю доходов федерального бюджета (более 50%).
Так имея
общую картину о формировании доходов федерального
бюджета РФ, можно перейти к анализу
Поскольку в данном случае мы располагаем данными как о плановых, так и о фактических размерах доходов областного бюджета, то имеются основания также для сравнения плановой и фактической структуры.
Начнем с анализа показателей за 2009 год (табл. 2).
Таблица 2
Плановая и фактическая структура доходов бюджета Мурманской области в 2009 г.
Группа доходов |
План 2009 г. |
Факт 2009 г. |
Исполнено, % | ||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | ||
Налоговые доходы |
20312289.3 |
60.20 |
22565902.83 |
62.90 |
111.09 |
Неналоговые доходы |
437864.8 |
1.30 |
451913.2447 |
1.26 |
103.21 |
Безвозмездные поступления |
12989500.52 |
38.50 |
12857779.5 |
35.84 |
98.99 |
Доходы бюджета всего |
33739654.62 |
100.00 |
35875595.57 |
100.00 |
106.33 |
Из представленной таблицы видно, что в отличие от федерального бюджета, в областном доля безвозмездных поступлений гораздо более значительна (так в 2009г. она составила около 40,3 %).
В то же время доля неналоговых доходов значительно ниже в сравнении с федеральным бюджетом, что говорит о меньшей доле самостоятельности региона по сравнению с государством. Так, в 2009г. доля неналоговых поступлений в областной бюджет составила порядка 1%.
Доля же
налоговых доходов также
При планировании бюджета на 2009 г. ожидалось получить налоговых поступлений в меньшем объеме, чем было исполнено (по факту на 2,1 млрд. руб. больше). Это произошло за счет увеличения налоговых доходов на 2,25 млрд.руб. и неналоговых поступлений на 14 млн.руб., однако безвозмездных поступлений на 131,7млн.рубпоступило меньше.
По итогам 2009г., фактический удельный вес налоговых доходов оказался выше планируемого на 2,7%, в то время как доля неналоговых доходов оказалась ниже на 0,04%, а безвозмездных поступлений на 2,66 %.
Также проведем анализ плановых и фактических показателей за 2010г. данные представим в таблице 3.
Таблица 3
Плановая
и фактическая структура
Мурманской области в 2010 г.
Группа доходов |
План 2010 г. |
Факт 2010 г. |
Исполнено, % | ||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | ||
Налоговые доходы |
28611996.92 |
72.26 |
29294554.72 |
73.02 |
102.39 |
Неналоговые доходы |
505421.84 |
1.28 |
523960.168 |
1.31 |
103.67 |
Безвозмездные поступления |
10476493.33 |
26.46 |
10301147.07 |
25.68 |
98.33 |
Доходы бюджета всего |
39593912.09 |
100.00 |
40119661.97 |
100.00 |
101.33 |
Из представленной таблицы видно, что доля безвозмездных поступлений значительна (так в 2010г. она составила около 26,46 %), доля неналоговых доходов низка, так, в 2010г. доля неналоговых поступлений в областной бюджет составила порядка 1,3%. Доля же налоговых доходов также велика, и они являются наиболее весомым источником формирования средств бюджета. В представленном году их доля составляет более 70%.
При планировании бюджета на 2010 г. ожидалось получить налоговых поступлений в меньшем объеме, чем было исполнено (по факту на 526млн.руб. больше). Это произошло за счет увеличения налоговых доходов на 682млн..руб. и неналоговых поступлений на 18,5 млн.руб., однако безвозмездных поступлений на 175млн.руб. поступило меньше.
По итогам 2010 г., фактический удельный вес налоговых доходов оказался выше планируемого на 0,75%, доля неналоговых доходов оказалась выше на 0,03%, в то время доля безвозмездных поступлений оказалась меньше на 0,78 %.
Для более полной картины анализу изменения структуры за 2009-2011 гг. (табл. 4)
Таблица 4
Изменение структуры доходов бюджета Мурманской области в 2009-2011 гг.
Группа доходов |
2009 г. факт |
2010 г. факт |
2011 г. | |||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
Налоговые доходы |
22565902.83 |
62.90 |
29294554.72 |
73.02 |
31040778.48 |
74.73 |
Неналоговые доходы |
451913.2447 |
1.26 |
523960.168 |
1.31 |
513490 |
1.24 |
Безвозмездные поступления |
12857779.5 |
35.84 |
10301147.07 |
25.68 |
9982364.289 |
24.03 |
Доходы бюджета всего |
35875595.57 |
100.0 |
40119661.97 |
100.00 |
41536632.77 |
100.00 |
На протяжении рассматриваемого периода структура доходов областного бюджета достаточно разнообразна. Величина налоговых доходов с каждым годом увеличивается. И если прогнозное значение 2011 г. подтвердится, то есть возможность роста данных доходов на 8,5 млрд.руб.(с2009г.) Величина безвозмездных поступлений на протяжении трех лет снижается на 2,9 млрд.руб. Что касается неналоговых поступлений, то их величина за рассматриваемый период колеблется незначительно.
Таким образом,
проведя анализ структуры основных
статей доходов бюджета Мурманской
области за 2009-2011 гг., можно сказать,
что областной бюджет формируется
в большей мере за счет налоговых
доходов и безвозмездных
Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области подведены итоги урегулирования задолженности по налогам и сборам за июнь 2012 года.
Анализ показал, что совокупная задолженность налогоплательщиков Мурманской области, по всему объему администрируемых ФНС России доходов, по состоянию на 1 июля 2012 года составила чуть более 10 млрд. рублей и уменьшилась за июнь более чем на 140 млн. рублей.
Специалисты УФНС отмечают, что по России по Мурманской области, наибольшая сумма недоимки приходится на федеральные налоги – 78,3 %. По региональным и местным налогам недоимка составляет почти 300 млн. рублей или 16,2 % от общей суммы. Еще 5,5 % – это недоимка по налогам со специальным налоговым режимом.
Задолженность во внебюджетные фонды в составе совокупной задолженности за июнь 2012 года уменьшилась почти на 18 млн. рублей и составила около 1 млрд. рублей..
Далее проведем анализ расходной части бюджета города Мурманска
Структура расходов бюджета города Мурманска с 2009-2011 гг. представлена в Таблице 5.
Таблица 5
Структура расходов бюджета города Мурманска
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
тыс. руб. |
уд. вес. |
тыс. руб. |
уд. вес. |
тыс. руб. |
уд. вес. | |
1. Общегосударственные вопросы |
311433 |
6,13% |
533803,8 |
10,55% |
759757,5 |
11,46% |
2. Национальная безопасность
и правоохранительная |
6310 |
0,12% |
5511,0 |
0,11% |
5700,0 |
0,09% |
3. Национальная экономика |
108926 |
2,14% |
185876,8 |
3,67% |
184634,0 |
2,81% |
4. ЖКХ |
772974 |
15,22% |
751430,0 |
14,85% |
1042812,7 |
15,73% |
5. Охрана окружающей среды |
4556 |
0,09% |
1740,0 |
0,03% |
2000,0 |
0,03% |
6. Образование: |
1841486 |
36,26% |
2399130,6 |
47,43% |
3048254,5 |
45,99% |
Дошкольное образование |
432952 |
23,51% |
648286,0 |
27,02% |
903967,1 |
29,66% |
Общее образование |
1263467 |
68,61% |
1571028,6 |
65,48% |
1919467,8 |
62,97% |
Переподготовка и повышение квалификации |
----- |
----- |
10,0 |
0,0004% |
50,0 |
0,0016% |
Молодежная политика и оздоровление детей |
29032 |
1,58% |
37122,0 |
1,5473% |
52639,5 |
1,73% |
Другие вопросы в области образования |
116035 |
6,30% |
142684,0 |
5,9473% |
172130,1 |
5,65% |
7. Культура, кинематография, СМИ |
69400 |
1,37% |
75836,0 |
1,50% |
101065,0 |
1,52% |
8. Здравоохранение и спорт |
453640 |
8,93% |
644569,6 |
12,74% |
753737,8 |
11,37% |
9. Социальная политика |
1510335 |
29,74% |
460845,9 |
9,11% |
729497,4 |
11,00% |
Всего расходов |
5079060 |
100% |
5058743,7 |
100% |
6627458,9 |
100% |
Информация о работе Разработка и реализация финансовой политики муниципальных образований