В условиях
перехода к рыночной экономике основными
направлениями финансовой политики
являются:
- разумная приватизация государственного сектора;
- дальнейшее развитие антимонопольной политики;
- совершенствование действующей налоговой системы;
- финансовое обеспечение конверсии;
- развитие финансового рынка;
- ликвидация бюджетного дефицита;
- сокращение внутреннего и внешнего долга.5
Структура
финансового механизма отражает
финансовую систему с позиции
группировки финансовых отношений
и состоит из 5 взаимосвязанных
блоков.
Блок 1. Финансовые
методы – способы воздействия финансовых
отношений на хозяйственный процесс. Включает
в себя:
- планирование;
- прогнозирование;
- самофинансирование;
- инвестиционную программу;
- кредитование;
- выпуск ценных бумаг;
- налогообложение;
- систему расчетов;
- аренду;
- страхование;
- залоговые операции;
- траст;
- лизинг;
- факторинг.
Блок
2. Правовое обеспечение:
- правовые акты;
- законы;
- указы;
- постановления Правительства;
- приказы, распоряжения, письма Минфина и т.п.
Блок 3. Финансовые рычаги:
- прибыль;
- доход;
- амортизационные отчисления;
- финансовые санкции;
- дисконт;
- цена;
- арендная плата;
- дивиденды;
- процентная ставка.
Блок 4. Нормативное обеспечение:
- инструкции;
- методические указания.
Блок 5. Информационное
обеспечение:
- компьютерные программы;
- бухгалтерская отчетность;
- статистическая отчетность.
Таким образом,
государственная финансовая политика
– понятие многоплановое. И если в целом
ее сфера определяется параметрами участия
государства в управлении экономикой
и социальной сферой, исходя из господствующих
на отдельных исторических этапах развития
общества теоретических концепций, дифференциация
ее по элементам стоимостных отношений
зависит от развитости финансовой системы
и меры самостоятельности отдельных ее
звеньев.Финансовая политика реализуется
посредством финансового механизма, который
представляет собой часть хозяйственного
механизма. Он включает:
- совокупность организационных форм финансовых отношений;
- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
- методы финансового планирования;
- формы управления финансами и финансовой системой;
- финансовое законодательство.6
Глава 2.
Разработка и реализация финансовой политики
муниципальных образований
2.1. Сущность и
функции муниципальных финансов
Важнейшим
звеном финансовой системы являются
муниципальные финансы, обеспечивающие
органы местного самоуправления денежными
средствами для осуществления функций,
предусмотренных Конституцией РФ и
другими законодательными актами.7
Сущность
муниципальных финансов состоит
в том, что они охватывают ту часть
денежных отношений по поводу распределения
и перераспределения стоимости
созданного и обществе совокупного
продукта, которая в установленном
размере аккумулируется в руках
органов местного самоуправления для
покрытия расходов, необходимых для
выполнения местными органами власти
своих функций.
В Российской
Федерации, исходя из федеративного
устройства, государственные финансы
включают два уровня: финансы федеральных
органов власти и финансы органов
субъектов РФ (их 89). Муниципальные
финансы являются низовым звеном
и выделены в самостоятельный
структурный уровень (рис. 1).
Все три
уровня государственных и муниципальных
финансов тесно связаны между
собой и образуют единую систему.
В структуре
государственных и муниципальных
финансов главным элементом выступают
взаимосвязанные бюджеты трех уровней
– федерального, регионального (субъекта
РФ) и местного. Эти взаимосвязи
обусловлены неравномерностью развития
различных территорий и недостаточностью
средств региональных и местных
бюджетов. Поэтому для достижения
сбалансированности бюджетов существует
система перераспределения средств
между бюджетами разных уровней.
Рис. 1. Структура
государственных и муниципальных
финансов
Государственные
и муниципальные финансы играют
важную экономическую, социальную, политическую
роль и выполняют несколько функций.
Прежде
всего, это функция перераспределения.
Благодаря этой функции происходит концентрация
денежных средств в руках государства
и их использование с целью удовлетворения
общегосударственных потребностей. Функция
перераспределения осуществляется через
систему централизованных фондов. Ее результатом
является8:
- перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);
- содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;
- перераспределение доходов между различными социальными группами населения;
- перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.9
Регулирующая
функция государственных и муниципальных
финансов связана с образованием и использованием
бюджетного фонда.
Бюджетный
фонд образуется за счет налогов, займов,
доходов от государственной собственности.
Через налоги государство может
либо сдерживать экономическую активность
и частное потребление, либо, наоборот,
стимулировать их. То же касается государственных
займов, производительное использование
которых может стимулировать
рост национального дохода, а непроизводительное
отвлекать и без того дефицитные
ресурсы на выплату процентов
по долгам. Формирование государственной
собственности способствует развитию
инфраструктуры и сферы общественных
услуг, необходимых для нормального
функционирования национального хозяйства
и обеспечения доступности общественных
благ для всех слоев населения. С
другой стороны, приватизация сферы
общественных услуг (коммунальное хозяйство,
здравоохранение, образование и
др.) может сдерживать потребление
отдельных групп населения, что
приводит к снижению их уровня жизни.10
Использование
бюджетного фонда осуществляется через
целевые расходы. Государство, выступая
как совокупный хозяйствующий субъект,
учитывает экономические интересы
всех участников воспроизводственного
процесса путем распределения бюджетных
средств по разным направлениям деятельности
государства и сферам общественного
хозяйства. Таким образом, достигается
сосредоточение финансовых ресурсов на
приоритетных, с точки зрения государства,
направлениях хозяйственной деятельности.
Осуществляя бюджетные расходы, государство
может изменять структуру общественного
производства, влиять на результаты хозяйствования,
проводить социальные преобразования.
Большое влияние на экономику страны бюджетный
фонд способен оказывать благодаря тому,
что он может использоваться в интересах
ускорения научно-технического прогресса.
Создание принципиально нового механизма
бюджетного финансирования науки, совершенствование
государственной системы подготовки и
переподготовки кадров, использование
льготного налогового режима в части обложения
прибыли от реализации новых видов продукции
и тому подобные бюджетные меры призваны
стимулировать научные открытия и новые
технические достижения, сокращать сроки
их внедрения в производство, а в итоге
– служить катализатором ускорения научно-технического
прогресса.11
Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов позволяет узнать, насколько
своевременно и полно финансовое ресурсы
поступают в распоряжение государства
и местных органов власти, как фактически
складываются пропорции в распределении
бюджетных средств, эффективно ли они
используются. Следует говорить о контрольной
функции государственных и муниципальных
финансов в узком и широком смысле.
В узком
смысле контрольная функция реализуется
по следующим направлениям:
- контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
- контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
- контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.12
Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов заключается в том, что
через формирование и использование
фонда денежных средств государства
происходит отражение экономических
процессов, протекающих в структурных
звеньях экономики. Благодаря этому
бюджет может «сигнализировать»
о том, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы
от разных субъектов хозяйствования,
соответствует ли размер централизуемых
ресурсов государства объему его
потребностей.
Широкое
понимание контрольной функции
государственных и муниципальных
финансов сводится к сравнению результатов
финансовой политики государства с
поставленными целями и установленными
критериями. Таким образом, речь идет
о реализации долгосрочной финансовой
политики, в которой основное внимание
обращается на предвидение изменений
и заблаговременное приспособление
к ним порядка и условий
финансирования.
2.2. Финансовая
политика муниципальных образований
Основной задачей демократического
государства является создание наиболее
благоприятных условий для реализации
прав и свобод его граждан. При
этом вопрос рационального государственного
устройства сводится к созданию такой
системы власти и управления, при
которой эта задача решалась бы наиболее
эффективно. Объективно существуют проблемы,
которые могут быть решены только
на общегосударственном уровне с
привлечением централизованных средств
и ресурсов. К таким проблемам
следует отнести обеспечение
территориальной целостности, независимости,
создание единой правовой базы, разработку
и реализацию государственной политики
во внешнеполитической и внешнеэкономической
областях, конституционное признание
и гарантии основных прав и свобод граждан,
принятие и реализацию государственных
программ в области науки, культуры, образования,
здравоохранения, социальной защиты, правопорядка
и безопасности и т.п. Но в то же время реализация
многих из перечисленных задач, обеспечение
определенного уровня жизни населения
осуществляется не в государстве вообще,
а в конкретных территориальных образованиях
компактного проживания граждан – муниципальных
образованиях. Вопросы и задачи, решаемые
в рамках подобных образований, обычно
относятся к компетенции местного самоуправления.
Именно здесь должны быть созданы условия
для реализации гарантированных государством
прав и свобод, а также обеспечена возможность
благоустроенного проживания. Здесь необходимо
обеспечивать их безопасность, предоставлять
медицинское обслуживание, давать возможность
получения стандартного образования,
создавать рабочие места, оказывать транспортные,
торговые, бытовые, коммунальные услуги.13
Принципиально важно отметить, что
обеспечение текущих потребностей
граждан является государственной
задачей и должно осуществляться
вне зависимости от наличия или
отсутствия местного самоуправления.
Государство принимает решение
о том, может ли осуществление
конкретного полномочия быть отнесено
к компетенции органов местного
самоуправления. В свою очередь, право
на местное самоуправление позволяет
освободить органы государственной
власти от осуществления определенной
части вопросов на местном уровне,
передав их решение людям, живущим
на территории муниципального образования.
При этом Федерация и субъект
Федерации получают возможность
сосредоточить свои усилия на решении
задач, входящих в их компетенцию, которые
не могут быть решены иначе, чем на
федеральном и региональном уровнях.