Развитие финансового контроллинга в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании использования финансового контроллинга как инструмента управления российскими предприятиями. Исходя, из поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) Раскрыть экономическое содержание понятия «контроллинг», охарактеризовав сущность, основные задачи и функции, виды контроллинга;
2) Проанализировать систему финансового контроллинга на российских предприятиях;
3) Определить эффективность практического применения финансового контроллинга и основные проблемы его внедрения на российские предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Содержание понятия «контроллинг»
1.1 Сущность, основные элементы контроллинга…………………………….4
1.2 Основные функции и задачи контроллинга………………………………..8
1.3 Объект и виды контроллинга……………………………………………....12
Глава 2. Анализ системы финансового контроллинга в деятельности предприятий РФ.
2.1 Причины внедрения финансового контроллинга на российских предприятиях……………………………………………………………………15
2.2 Основные направления финансового контролинга на предприятиях в России…………………………………………………………………………….19
2.3 Проблемы практического внедрения финансового контроллинга на российские предприятия……………………………………………………...…25
Глава 3. Пути совершенствования и регулирования финансового контроллинга на российских предприятиях.
3.1 Основные направления регулирования финансового контроллинга на российских предприятиях………………………………………………………28
3.2 Меры по совершенствованию финансового контроллинга на российских предприятиях……………………………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложение……………………………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.62 Кб (Скачать документ)

В общей  системе контроллинга, организуемого на предприятии, выделяется один из центральных его блоков- финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ системы финансового контроллинга на российских предприятиях.

 2.1 Причины внедрения финансового контроллинга на российских предприятиях.

Внедрение на предприятии системы финансового  контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью.

Необходимость появления на современных российских предприятиях такого феномена, как  контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

  • повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием;
  • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; 
    увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия.
  • необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
  • усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
  • информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  • общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

Контроллинг, являясь элементом системного управления организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.[8,с 79]

Служба  контроллинга на предприятии разрабатывает советы для его перспективного развития. Координация маркетинга, контроллинга, финансов и информационных служб позволяет создать единую службу менеджмента и информации с целью обеспечения долгосрочного существования предприятия.

Одной из главных причин возникновения и внедрения современных  принципов разработки и принятия управленческих решений на основе концепции  контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Следует подчеркнуть, что  контроллинг – это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия. Освобождая менеджеров от функций управления. Это – лишь инструмент менеджмента, но весьма эффективный инструмент.[9, с 98]

Важныеми компонентами финансового контроллинга являются:

  • ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе на основе философии доходности и формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
  • создание информационной системы, адекватной задачам эффективного управления;
  • разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает итеративность (цикличность) планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.

Вместе  с тем, необходимо признать, сто несмотря на бесспорные достоинства контроллинга и сравнительно широкое его использование не только в промышленных фирмах, но и в торговых, сельскохозяйственных предприятиях, в страховом деле и других отраслях экономики западных стран, у нас он не получил большого распространения. Большинство руководителей считают, что им сейчас не до контроллинга.

 Контроллинг необходим для прогнозирования цен на продукцию и услуги ;определения выгодных условий их реализации, уровня скидок и наценок, для расчета ожидаемых затрат и финансовых результатов, налоговых платежей и создаваемых резервов.

С помощью  контроллинга проверяется эффективность многих вариантов инвестиций до их осуществления, оценивается их рациональность, моделируются различные условия реализации избранного проекта. Судя по зарубежному опыту, контроллинг эффективен в разных отраслях экономики: в страховом и банковском деле, в крупных торговых предприятиях, рекламном и издательском бизнесе. [10, с13]

Факторы, являющиеся основанием для создания системы контроллинга в организации:

  • ухудшение (или худшие) в сравнении с подобными предприятиями экономических показателей;
  • появление новых или изменение целей в сложившихся условиях функционирования;
  • отсутствие согласования целей;
  • устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
  • отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;
  • дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.

Оценивая  зарубежную практику и опыт первых российских предприятий, приступивших к использованию элементов контроллинга, можно с уверенностью утверждать, что при сравнительно небольших затратах хозяйственные организации получают в свое распоряжение специализированную, системно-организованную информацию для оперативного и стратегического управления. Ценность этой информации в том, что все расчеты исходят из принципов ограниченности ресурсов, разнообразия производственных и внепроизводственных факторов, влияющих на конечные результаты хозяйствования.

Контроллинг существенно повышает эффективность работы бухгалтера-финансиста. Она становится непосредственно направленной на рост доходности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления финансового  контроллинга на  предприятиях в России.

В современных  условиях любая организация функционирует  в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства  над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной  организацией системы контроля на предприятии.

Контроллинг- новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг приводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.[11,с168]

Основными направлениями анализа финансового  контроллинга являются:

  • анализ внешней и внутренней среды;
  • анализ конкуренции;
  • учет ключевых факторов успеха;
  • рассмотрение стратегических планов и подконтрольных показателей деятельности;
  • анализ затратообразующих факторов;
  • анализ потенциала предприятия;
  • создание системы управления, которая оптимизирует соотношение «затраты- прибыль».

На основе проведенного анализа формируется  портфель стратегий фирмы, из которого ее руководство должно сделать свой выбор дальнейшего развития бизнеса.

Внедрение системы   контроллинга  происходит по трем направлениям :

    • подготовительный  этап (экспресс-анализ текущего состояния  предприятия);

    • этап внедрения  финансового контроллинга;

    • этап автоматизации  (в случае необходимости).

 В свою очередь этап  внедрения финансового контроллинга  представляет собой следующие четыре направления:

     • изменения  в системе управления;

     • изменения  в организационной структуре;

     • информационные  потоки в системе предприятия;

     • персонал  и возможные проблемы.

   Изменения в процессе  управления предприятием при  внедрении системы контроллинга проводятся по следующим направлениям:

   - Внедрение центров  ответственности. Чаще всего на  практике применяют следующие  принципы выделения центров ответственности  на предприятии: функциональный, территориальный, соответствия организационной  структуре и сходства структуры  затрат.

   - Распределение по  центрам финансовой ответственности  существует для оптимизации планирования, учета и контроля деятельности  предприятия. Законодательство России  обязывает каждое предприятие  вести бухгалтерский (финансовый) учет. Но для принятия управленческих  решений существует объективная  необходимость организации в  рамках системы контроллинга специального управленческого учета.

    Изменения в  организационной структуре при  внедрении системы контроллинга. Организационная, или наладочная, функция в контроллинге – консультационная поддержка менеджмента – лучше всего выполняется контроллером, который владеет пригодным для использования инструментарием.[12, с 189] Одновременно эта функция выполняется в ходе автоматизированной обработки информации, что означает стыковку между контроллингом и информационным менеджментом. Для эффективной работы и четкого определения ответственности контроллеров на предприятии необходимо создать специальное структурное подразделение – службу контроллинга. Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом в состав финансово-экономических служб предприятия. Поскольку основная функция контроллинга на предприятии – анализ и управление затратами и прибылью, служба контроллинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятия.

   Опыт внедрения  контроллинга на ряде крупных российских предприятий показывает, что рациональным является следующий состав службы контроллинга: начальник службы контроллинга; контроллер-куратор цехов; контроллер-специалист по управленческому учету; контроллер-специалист по информационным системам. Перед службой контроллинга на предприятии стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации по затратам в целях управления. Руководители предприятия – генеральный директор, финансовый директор, начальники отделов – должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся в работе предприятия отклонений успеть принять соответствующие меры и скорректировать работу предприятия.

Основная  конечная цель любого коммерческого  предприятия- получение прибыли ( контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными.Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим  связь в управлении.[13, с 135]

Организационно- методические основы создания системы  контроллинга на предприятии, как правило, включают в себя вопросы организации службы контроллинга, определения ее места в организационной структуре предприятия , анализа информационных потоков и возможных вариантов внедрения контроллинга на предприятии.

Система контроллинга на предприятии включает в себя не только аналитические показатели и выводы. В системе контроллинга присутствует сильная организационная составляющая- люди, которые занимаются контроллингом, потоки информации между подразделениями предприятия и от подчиненных- к руководителям.

Для эффективной  работы и четкого определения  ответственности контроллеров на предприятии  необходимо создать специальное  структурное подразделение- службу контроллинга.

Основная  задача финансового управления предприятием заключается в поддержании рентабельности о обеспечении ликвидности, т.е способности предприятия в любой момент выполнять свои платежные обязательства. В соответствии со своей сервисной функцией в сфере финансового управления предприятием контроллинг обеспечивает:

  • участие в формировании специфических для предприятия источников финансирования, стратегий финансирования и мероприятий по финансированию с учетом всех планов;
  • составление укрупненных планов- балансов и отчетов о прибылях и убытках, участие в формировании долго- и краткосрочных финансовых планов;
  • текущий контроль за исполнением плана и контроль важнейших финансовых показателей;

Информация о работе Развитие финансового контроллинга в РФ