Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании использования финансового контроллинга как инструмента управления российскими предприятиями. Исходя, из поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) Раскрыть экономическое содержание понятия «контроллинг», охарактеризовав сущность, основные задачи и функции, виды контроллинга;
2) Проанализировать систему финансового контроллинга на российских предприятиях;
3) Определить эффективность практического применения финансового контроллинга и основные проблемы его внедрения на российские предприятия.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Содержание понятия «контроллинг»
1.1 Сущность, основные элементы контроллинга…………………………….4
1.2 Основные функции и задачи контроллинга………………………………..8
1.3 Объект и виды контроллинга……………………………………………....12
Глава 2. Анализ системы финансового контроллинга в деятельности предприятий РФ.
2.1 Причины внедрения финансового контроллинга на российских предприятиях……………………………………………………………………15
2.2 Основные направления финансового контролинга на предприятиях в России…………………………………………………………………………….19
2.3 Проблемы практического внедрения финансового контроллинга на российские предприятия……………………………………………………...…25
Глава 3. Пути совершенствования и регулирования финансового контроллинга на российских предприятиях.
3.1 Основные направления регулирования финансового контроллинга на российских предприятиях………………………………………………………28
3.2 Меры по совершенствованию финансового контроллинга на российских предприятиях……………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...41
Приложение……………………………………………………………………...43
При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:
1.Служба контроллинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономическим отделом, службы сбыта и службы материально- технического снабжения.
2. Служба контроллинга должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово- экономических служб.
3. Служба контроллинга должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе.
4. Служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия.
5. Служба контроллинга должна быть независимой от той или иной финансово- экономической службы.
В финансовом контроллинге значение контроллеров особо важно на стадиях планирования и контроля.
Как за рубежом, так и в России, в работе служб контроллинга неоправданно много внимания уделяется планированию и контролю оперативных бюджетов. В этой части резервы роста эффективности работы банка, особенно в долгосрочной перспективе, весьма ограничены. Для условий России речь идет о потенциальном росте интегральных показателей эффективности деятельности банковской системы.
Контроллинг ближайшего будущего должен переориентировать вектор своей деятельности в сторону основных источников эффективности: разработка новых продуктов, технологий и методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности. [18, с89]
Современная система образования по контроллингу молода и находится на этапе становления. В большинстве университетов и экономических факультетов все еще преобладает акцент на подготовку специалистов в области финансового учета, анализа и аудита.
Решение задач в перспективе позволит повысить научную обоснованность мер по оздоровлению экономики, ее социальной ориентации, сближению товарного и денежного оборотов, сдерживанию инфляционных процессов и сокращению бюджетного дефицита России. Контроллинг ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов принятия решений.
Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспепечения информацией, контроля и адаптации.
Сегодня в нашей стране идет процесс самоутверждения контроллинга, как одного из способов управления банком или организацией.
Контроллинг не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу.
3.2 Меры по совершенствованию финансового контроллинга в РФ
Контроллинг – важнейший стратегический инструмент антикризисного управления. Безусловно, внедрение контроллинга потребует определенных усилий, изменений в системах учета, контроля, анализа и управления, но все это оправдывает тот эффект, который мы можем реально получить от внедрения контроллинга.
Основные
меры по совершенствованию
Модель финансового
Применение инструментов
и методов финансового
Следует сказать, модель финансового контроллинга предприятия должна быть органически встроена в работу по подготовке и реализации общей стратегии предприятия.
Организационно-методические основы создания системы финансового контроллинга на предприятии, как правило, включают в себя, прежде всего, вопросы организации службы контроллинга, определения ее места в организационной структуре предприятия, анализа информационных потоков и возможных вариантов внедрения контроллинга на предприятии.
В настоящее время на многих промышленных предприятиях России еще нет единой, четко сформулированной и обоснованной концепции формирования и развития контролинга, задействованы лишь отдельные его элементы (информация, знания, контроль, управленческий учет, профессиональный уровень исполнителей и т.п.).[20, с 19] А это существенно тормозит внедрение контролинга в хозяйственную практику.
Сейчас в России сложились идеальные условия для развития контроллинга. Применение вышеперечисленных мер на предприятиях России приведет к следующим, возможным перспективам:
Во-первых, большое количество предприятий получило эффективных собственников (в условиях России это, как правило, владельцы контрольного пакета акций), которые теперь озабочены не вопросами приобретения собственности, а ее эффективным использованием. Новые владельцы ставят задачу повышения прибыльности предприятий и их инвестиционной привлекательности (рыночной стоимости).
Во-вторых, новые владельцы
и топ-менеджмент часто не имеют
необходимого опыта управления приобретенным
или выросшим бизнесом. Не секрет, что
сейчас многими промышленными
В-третьих, социально-экономическая ситуация и условия хозяйствования в стране так или иначе стабилизируются, что дает возможность проявиться в полной мере силе регулярного менеджмента, основой которого является контроллинг. Российские компании получают время и возможность для построения технологии управления.
Политическая стабилизация и экономический рост создали условия для роста иностранных инвестиций, в том числе прямых. Западные компании, приходя в Россию, несут с собой и свои технологии управления, вовлекая в процесс управления и российский персонал.
В-четвертых, изменения в законодательстве, а именно, приближение российских стандартов бухгалтерского учета к международным, введение в действие 25 главы Налогового кодекса выводят внутренний, управленческий учет из сферы жестких законодательных ограничений.
Управление себестоимостью, в частности, теперь все в большей степени становится внутренним делом самих предприятий. Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет становятся более самостоятельными и менее зависимыми друг от друга, что создает условия для их развития.
В-пятых,
менеджмент российских компаний интенсивно
пополняется новыми молодыми кадрами
- получившими хорошее западное или
отечественное бизнес-
Заключение
В заключении хотелось бы сделать вывод о том, что контроллинг- это управление будущим предприятия для обеспечения длительного функционирования его и структурных единиц.
Система контроллинга стремится так управлять процессом текущего анализа плановых и фактических показателей, чтобы исключить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в будущем. Отсюда назначение контроллинга — предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
В данной работе были описаны основные задачи контроллинга:
1. выявление
проблем и корректировка
2. задача контроля и регулирования.
3. информационное сопровождение процесса планирования.
4. обеспечение ликвидности
5.согласование
финансового учета и
Данные задачи служат для реализация следующих функций контроллинга:
Функции финансового контроллинга проявляются в трех основных сферах: получение финансовых ресурсов (источников), управление ими и их использование.
Объектом исследования служат российские предприятия, использующие финансовый контроллинг в своей системе управления.
Основными элементами финансового контроллинга являются кратко-, средне- и долгосрочное планирование. Финансовый контроллинг используется в первую очередь как инструмент анализа баланса и отчета о прибылях и (или) убытках.
Необходимость появления на современных российских предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
Контроллинг является «своеобразным механизмом саморегулирования и на предприятии, обеспечиваюшим обратную взаимосвязь в контуре управления».Контроллинг не подменяет управление, а лишь переводит его на качественно новый уровень.
Успех внедрения контроллинга зависит в первую очередь от того, насколько в проект вовлечен топ-менеджер компании.
Во-первых, именно топ-менеджер является главным заказчиком проектов по контроллингу. Попытки реализовать контроллинг без участия основного заказчика не так уж редки, однако каков эффект таких проектов? Здравый смысл (и опыт) говорит о том, что эффект близок к нулю.