Развитие финансовых отношений
в условиях глобализации.
План
Введение 3
Глава 1. Финансовая глобализация 5
( 1. Предпосылки финансовой глобализации 5
( 2. Наднациональные объединения и организации
как элементы мировой финансовой архитектуры 7
Глава 2. Положительные и
отрицательные эффекты глобализации
для мировой финансовой системы 11
( 1. Косвенные выгоды финансовой интеграции 11
( 2. Конвергенция международных стандартов
в условиях финансовой интеграции 14
( 3. Последствия финансовой глобализации
для развивающихся стран 16
Глава 3. Мировой кризис и
посткризисная мировая финансовая
архитектура 22
( 1. Анализ сегодняшней ситуации в мировой
финансовой системе 22
( 2. Проблема внешнего долга Error! Bookmark not
defined.
( 3. Роли государств, финансовых институтов
в новых реалиях и место России в посткризисной
мировой финансовой архитектуре 26
Заключение 30
Список использованной литературы 34
Справочный материал 34
Введение
Мировая
финансовая система – это комплекс
экономических отношений, связанных
с функционированием мировых
денег и обслуживающих различные
виды хозяйственных связей между
странами (внешняя торговля, движение
капитала, предоставление займов
и субсидий, научно-технический обмен,
туризм, частные переводы и др.).
В последние
годы понятие «глобализация»
для мировой экономики становится
одним из ключевых, определяя
процесс быстрорастущих взаимосвязей
и взаимозависимостей между национальными
рынками товаров, трудовыми ресурсами,
а также валютными и финансовыми
рынками. По данным экспертов
МВФ и ЮНКТАД, в 2008 г. общий
объем мирового экспорта товаров
и услуг оценивался на уровне
7,5 трлн долл., годовой объем прямых иностранных
инвестиций – 1,7 трлн долл. (прогноз на
2009 – 1,2 трлн долл.).[1] Глобализация, выражая
в теоретическом плане высокую степень
агрегирования единого общемирового экономического
процесса, тем не менее имеет свои корни
в конкретных локальных действиях различных
категорий хозяйствующих субъектов. Поэтому
глобализация оказывает конкретное экономическое
воздействие на инвесторов и заемщиков,
производителей и потребителей, игроков
финансовых рынков и их регуляторов, в
том числе в лице институтов, действующих
в рамках механизма мировой финансовой
системы.
Актуальность
проблемы глобализации не требует
особого обоснования. Вместе с
тем стоит отметить, что текущий
мировой финансовый кризис показал
необходимость активного участия
государства в глобальных согласованных
программах, предназначенных для
нивелирования острых моментов
кризиса и его последствий.
По одной из версий причиной
текущего кризиса стал кризис
ликвидности, вызванный проблемами
ипотечного кредитования в США
в середине августа 2007 года. Сейчас
правительствами США, ряда стран
Европы и России предпринимаются
комплексные меры в денежно-кредитной
сфере по восстановлению объемов
недостающей ликвидности. В последнее
время лидерами России, Германии,
Китая, Японии, ряда других стран
на многих международных форумах
отмечалось также, что текущий
финансовый кризис выявил необходимость
совершенствования мировой финансовой
архитектуры и механизмов ее
регулирования. В связи с особенностями
перечисленных проблем, включая
кризисную фазу мировых финансов,
закономерны вопросы: в каком
направлении должна развиваться
система мировых финансовых отношений
и какие первоочередные задачи стоят перед
мировым сообществом в этой сфере?
Целью исследования
является определение результата
влияния глобализации на сферу
международных финансов и поиск
возможных мер по смягчению
ее негативных последствий, анализ
предпринимаемых в настоящее
время шагов по преодолению
мирового финансового кризиса а
также перспектив развития мировой финансовой
системы.
Финансовая глобализация
Предпосылки финансовой глобализации
В экономике
процесс глобализации наиболее
далеко продвинулся в финансовой
сфере, что нашло выражение
в формировании мирового финансового
рынка. Предпосылкой этого явились
три основных фактора: новые
информационные технологии, связавшие
основные финансовые центры и
резко снизившие транзакционные
издержки финансовых сделок и время,
необходимое для их совершения; изменение
условий деятельности финансовых институтов
в связи с дерегулированием банковской
деятельности; развитие нового инструментария
финансового рынка – механизмов хеджирования
и управления рисками.
Дерегулирование
банковской деятельности, которое имело
место в развитых странах в 80-90-х годах,
явилось ответом на усиление конкуренции
на рынке банковских услуг и снижение
рентабельности банковских операций,
связанных с экспансией иностранного
капитала на национальных финансовых
рынках после кризиса Бреттон-Вудской
системы. Дерегулирование сопровождалось
расширенной приватизацией и секьюритизацией
активов, снижением налогов и комиссионных
сборов с финансовых трансакций, формированием
сети оффшорных банков, функционирующих
в льготном режиме.
В процессе
дерегулирования были сняты ограничения
на проведение банками и другими финансовыми
учреждениями разносторонних финансовых
операций: инвестиционные банки получили
возможность заниматься коммерческим
кредитованием, коммерческие банки –
эмиссионно-учредительской деятельностью,
страхованием, торговлей фьючерсами. В
результате возникли финансовые холдинги,
предлагающие клиенту полный набор услуг
в области финансового посредничества.
Именно эти финансовые холдинги в настоящее
время доминируют на мировом финансовом
рынке. Этому способствовали такие системные
факторы, как формирование глобальных
финансовых сетей, в центре которых находятся
эти холдинги, эффект синергии в связи
с объединением в одну систему всех видов
финансовой деятельности, и эффект масштаба,
связанный с волной слияний крупнейших
финансовых институтов.
По мере
того, как финансовые институты
и финансовый капитал все больше
выходит за границы национального
финансового пространства, формируется
наднациональная география. В
центре этой системы – группа
влиятельных финансовых структур,
состоящая из густой сети финансовых
институтов и рынков, обладающих
глобальным влиянием. Но в то
же время глобальное перемещение
капитала на мировом рынке
имеет в основном стихийный
характер, а масштабы его таковы,
что никакие управляющие структуры,
частные или государственные,
не способны его эффективно
контролировать.
Рост неопределенности
на финансовом рынке, в частности,
в отношении валютных курсов
и курсов ценных бумаг, стимулирует
развитие механизмов хеджирования
и управления рисками. Традиционные
финансовые инструменты дополняются
новыми видами ценных бумаг
и обязательств – деривативами,
являющимися производными от других ценных
бумаг. Деривативы открывают возможности
для игры на изменении курсов валют, акций,
других видов финансовых активов. Особенностью
рынка деривативов является то, что, позволяя
перераспределять риски и снижать их уровень
для отдельных участников финансовой
операции, функционирование этого рынка
ведет к повышению общего уровня системного
риска. Транзакции с деривативами оказались,
по существу, вне системы правового регулирования
и открыли возможности для широкомасштабных
спекуляций, ускоряя процесс обособления
валютно-финансовой сферы от реальной
экономики. Финансовый рынок стал играть
независимую от рынка товаров роль. За
последние 20 лет ежедневный объем сделок
на мировых валютных рынках возрос от
1 млрд долл. до 1200 млрд долл., а объем торговли
товарами и услугами – всего на 50%.[2]
Наднациональные объединения
и организации как элементы мировой
финансовой архитектуры
В настоящее
время развитию национальных
финансовых систем придают импульс
как возможные выгоды нарастания
процессов глобализации, так и
их потенциальная конфликтность.
Новая волна финансовой глобализации
породила весьма деструктивную
разновидность валютно-финансовых
кризисов.
Внимание
к последнему аспекту все более
усиливается ввиду увеличения
частоты и масштабов кризисов
различного рода во всех странах.
В связи с этим основные
участники международных валютно-кредитных
и финансовых отношений вынуждены
разрабатывать меры по предупреждению
валютно-финансовых потрясений и/или
блокировать их распространение
по горизонтали (от страны к
стране, от региона к региону)
и по вертикали (от одних
элементов мировой финансовой
архитектуры к другим).
К настоящему
моменту заключены многочисленные
соглашения о телекоммуникациях
и финансовых услугах, выработаны
такие соглашения, как Генеральное
соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ), преобразованное во Всемирную
торговую организацию (ВТО), членами
которой на сегодня являются 153
страны[3]; Многостороннее соглашение
по инвестициям (МАИ); Североамериканское
соглашение о свободной торговле
(НАФТА). Принятие этих договоров и соглашений
требует проведения неолиберальной политики
в качестве условия получения дальнейших
займов от МВФ/ВБ и частных банков.
Помимо
хорошо известных договоров –
ГАТТ, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, есть
и другие, сравнительно малоизвестные
соглашения: ГАТС (Генеральное соглашение
по торговле услугами); ТРИП (Соглашение
по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности); ТРИМ
(Соглашение по торговым аспектам
инвестиционной политики).
Цель ГАТС
– открытие рынков для индустрии
услуг. Предполагается, например, что
частным корпорациям, предоставляющим
почтовые и экспедиционные услуги,
будет позволено конкурировать
с национальной почтовой службой.
Другим частным корпорациям, которые
предоставляют банковские и финансовые
услуги, конкурировать с местными
или национальными банками. Частные
корпорации, предоставляющие услуги
в области здравоохранения, получат
право конкурировать с государственной
системой здравоохранения, а частные
корпорации, известные под именем
частных университетов, будут
предоставлять образовательные
услуги.
ТРИП (Соглашение
по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности)
охраняет не только интеллектуальную
собственность авторов текстов
музыкантов, издателей, производителей
музыки и фильмов, но также
и патенты фармацевтических фирм
и корпораций, действующих в сфере
биологии и медицины. Они получают
патенты на многочисленные живые
объекты (не только на нечто
изобретенное или рукотворное), например,
на природные лекарства, приобретенные
у коренных народов, улучшают
характеристики этих природных
лекарств и семян, а затем
организуют их массовое производство
и сбыт. Это приводит к неоправданной
дороговизне лекарств.
Соглашение
по торговым аспектам инвестиционной
политики гарантирует, что ни
одна страна не может вводить
дискриминационные меры против
продукции или инвестиций какой-либо
корпорации. Например, страна не
может запретить импорт продовольствия,
изготовленного с использованием
генетически модифицированных организмов,
или мяса животных, в корм которым
добавлялись гормоны. Более того,
страны не смогут содействовать
развитию местного производства
путем защиты его от дешевых
продуктов из других стран,
не смогут ограничить объем
прибыли, переводимый транснациональной
корпорацией “домой”. Такого
рода договоры и соглашения
ведут к беспомощности национальных
правительств перед лицом ТНК.
Что касается
интеграционных группировок, наиболее
мощными являются три региональных
объединения: ЕС, НАФТА и АСЕАН.
Наряду с ними активно формируются
менее значимые блоки и зоны
свободной торговли в различных
частях мира: Андская группа, Центрально-американский
общий рынок, МЕРКОСУР (объединение Аргентины,
Бразилии, Уругвая и Парагвая). Наряду
с этим в мировой экономике усиливается
значение таких стран-гигантов, как Китай
и Индия, каждая из которых в ближайшем
будущем может превратиться в экономическую
систему, соизмеримую с региональным блоком.
Новым акцентом
в эволюции мировой финансовой
архитектуры становится формирование
и развитие механизма международного
финансового регулирования для
скоординированного воздействия
на процесс финансовой глобализации
и, соответственно, возрастание роли
и значения международных финансово-кредитных
организаций как проводников этой политики.
Эти международные организации, обладающие
элементами наднациональности и концентрирующие
ключевые функции по регулированию и мониторингу
экономических процессов в мировой экономике,
должны способствовать решению проблем
глобального характера. Две наиболее важные
и самые трудные из них заключаются в том,
каким образом: