- укрепить
глобальную финансовую систему,
чтобы сделать ее в меньшей
степени подверженной финансовым
кризисам, и повысить ее способность
справляться с кризисами, когда
они наступают,
- как вести
дальше борьбу с бедностью
в странах с низкими доходами.
Надежды
на решение этих проблем во
многом возлагаются на международные
финансовые институты, имеющие
самостоятельное значение и автономно
определяющие приоритеты своей
деятельности: Международный Валютный
Фонд и Всемирный Банк. Роль
и значение этих организаций
в современной мировой финансовой
архитектуре обусловлены необходимостью
достижения следующих задач:
- адаптация
рассматриваемых международных
финансовых институтов к потребностям
мировой экономики и их способность
оказывать своевременную помощь
странам-членам в случае возникновения
финансовой нестабильности и
даже кризисов различного рода;
- гармонизация
политики данных международных
организаций и государств в
этой сфере.
В целом
финансовую глобализацию можно
определить как процесс создания
оптимальных условий существования
финансовых групп, процесс сопровождающийся
массой противоречий. Он игнорирует
устоявшиеся принципы международного
права (суверенитета, невмешательства
во внутренние дела государств,
территориальной целостности), делает
прозрачными государственные границы.
Демократия финансово-экономических
групп отличается от традиционного
понимания этого термина прежде
всего тем, что при ней в основу принятия
решений заложен принцип голосования
в МВФ, где число учитываемых голосов пропорционально
количеству денежных средств, вложенных
голосующим в уставный фонд.
Положительные и отрицательные
эффекты глобализации для мировой
финансовой системы
Косвенные выгоды финансовой
интеграции
Вопрос
о роли глобализации в увеличении
трансграничных потоков капиталов
(как акционерного так и заемного) нам
хотелось оставить за рамками данной работы,
поскольку статистические данные однозначно
свидетельствуют об огромном росте объема
прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в
последние десятилетия. Интереснее в данном
случае рассмотреть косвенные выгоды
для финансовых систем (национальных и
мировой), которые несет с собой глобализация.
Потенциальные
косвенные выгоды от финансовой
глобализации, по всей вероятности,
будут иметь важное значение в трех
ключевых областях: развитие финансового
сектора, качество институтов и макроэкономическая
политика. Достаточно большое число исследований
позволяет сделать вывод о том, что международные
финансовые потоки служат одним из важных
катализаторов развития внутреннего финансового
рынка, отражаемого как простыми показателями
размера банковского сектора и рынков
акционерного капитала, так и более общими
концепциями развития финансового рынка,
включая надзор и регулирование.
Исследования,
основанные на разнообразных
методиках, включая целевые исследования
на примере конкретных стран,
подтверждают представление о
том, что чем шире присутствие
иностранных банков в стране,
тем лучше качество финансовых
услуг и тем выше эффективность
финансового посредничества. В отношении
рынков акционерного капитала
преобладает теоретическое предположение
о том, что иностранное участие
повышает эффективность, и данные,
как представляется, подтверждают
это. Действительно, фондовые
рынки имеют тенденцию увеличиваться
и становиться более ликвидными
после либерализации рынков акционерного
капитала.[4]
Эмпирические
данные позволяют сделать вывод
о том, что финансовая глобализация
побудила ряд стран внести
изменения в структуру корпоративного
управления в ответ на иностранную
конкуренцию и запросы со стороны
международных инвесторов. Кроме
того, ПИИ в финансовый сектор,
поступающие из стран с высоким
уровнем регулирования и надзора,
как правило, способствуют институциональному
развитию и управлению в странах
с формирующимся рынком.
Либерализация
операций с капиталом, благодаря
повышению потенциальных издержек,
связанных со слабой политикой,
и повышению выгод, связанных
с надлежащей политикой, должна
способствовать также установлению
дисциплины в макроэкономической
политике. Именно в силу того,
что либерализация операций с
капиталом делает страну более
уязвимой по отношению к внезапным
изменениям настроений глобальных
инвесторов, она может сигнализировать
о приверженности страны лучшей
макроэкономической политике как
средству снижения вероятности
таких изменений и их негативных
последствий. Хотя эмпирические
данные по этому вопросу наводят
на размышления, они весьма
скудны. Страны с более высоким
уровнем финансовой открытости,
по-видимому, с большей вероятностью
могут добиться лучших результатов
денежно-кредитной политики с
точки зрения более низкой
инфляции, однако данные о систематический
связи между финансовой открытостью и
более качественными мерами налогово-бюджетной
политики отсутствуют.
Данные, рассмотренные
нами в настоящем разделе, едва
ли носят окончательный характер,
но они последовательно указывают
на то, что международная финансовая
интеграция является катализатором
целого ряда выгод в плане
повышения производительности. Учитывая
выявленные трудности при интерпретации
данных о темпах экономического
роста в различных странах, отрадно видеть,
что интеграция финансового рынка, как
представляется, действует посредством
ряда косвенных механизмов.
Стремительное
развитие информационных и компьютерных
технологий имело самые серьезные
последствия для финансовых рынков.
Широкое распространение электронной
торговли сделало статичный рынок
более конкурентным, открытым и мобильным.
Таким образом, происходит постепенная
интернационализация финансовых рынков
– формирование устойчивых международных
связей в финансовой сфере на основе международного
разделения труда.
Возникновение
альтернативных торговых систем
и сетей электронной коммуникации
способствовало коренным изменениям
в торговле активами. Первоначально
альтернативные торговые системы
предназначались для профессионалов
фондового рынка, но теперь
они доступны и для розничных
инвесторов. Иными словами, произошла
либерализация финансовых рынков
(переход к свободному от государственных
и иных ограничений формированию
цен на финансовом рынке) за
счет развития и усиления факторов
политического, экономического и
информационного характера.
В последнее
время многие из международных
институтов озаботились проблемами
глобализации финансовых рынков.
Например, Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР)
совместно с Центральным банком
Канады подготовила отчет, в
котором рассматриваются многие
из аспектов глобализации. Специалисты
обоих учреждений настаивают
на том, чтобы национальные
власти не противились процессу
глобализации, и прежде всего
таким явлениям, как развитие
электронной торговли, дезинтермедиация
и конвергенция биржевых структур. Противостояние
глобализации приведет к росту издержек
для рыночных игроков и снижению эффективности
рынков. Если же власти пойдут навстречу
изменениям, они будут вознаграждены новыми
рабочими местами, дополнительными налоговыми
поступлениями и спросом на услуги специализированных
учреждений.[5]
Конвергенция международных
стандартов в условиях финансовой интеграции
Интеграция,
наряду с интернационализацией
и глобализацией выступает как
основной процесс, характеризующий
развитие международных отношений
на современном этапе. Чаще
всего интеграция рассматривается
как процесс взаимоприспособления
национальных экономик, включение их в
единый воспроизводственный процесс в
интернациональных масштабах, что предполагает
«срастание экономик соседних стран в
единый хозяйственный комплекс на основе
устойчивых экономических связей»[6]. Очевидно,
что этапу финансовой интеграции должен
предшествовать подготовительный этап,
создающий экономические и финансовые
предпосылки для последующей интеграции
национальных финансовых систем. В экономике
его принято называть конвергенцией, т.е.
сближение различных экономических систем,
экономической и социальной политики
различных стран.
В экономической
науке под термином «конвергенция» понимают
два аспекта интеграционного процесса:
в широком смысле конвергенция – это качественное
сближение экономических структур и систем
стран или регионов; в более узком определении
конвергенция – это сближение экономических
показателей регионов или государств.[7]
В зависимости от характера воздействия
на экономику страны или региона различают
номинальную, реальную и структурную конвергенцию.
Номинальная конвергенция – это сближение
ценовых и бюджетных параметров экономик
стран или регионов. Реальная конвергенция
– это сближение долгосрочных, стратегических
параметров экономического и социального
развития, в той степени, в какой степени
экономические структуры стран однородны
и насколько их бизнес циклы коррелируют
между собой.. Понятие устойчивой конвергенции,
означает способность экономики страны
на постоянной основе адаптироваться
к действующим в международной системе
процентным ставкам и обеспечить достижение
целей высоких и стабильных темпов экономического
роста и занятости, а также бесперебойное
финансирование расходов на образование,
здравоохранение и решение других задач
в социальной сфере. В отличие от реальной
и номинальной, структурная конвергенция
не определяется снижением различий экономик
государств в целом, она выявляется при
факторном анализе, а также анализе долгосрочных
трендов экономического и социального
развития. Структурная конвергенция представляет
собой долгосрочную проекцию процесса
сближения экономик, а также трендообразующий
фактор в сближении либо расхождении уровней
ВВП на душу населения или уровней занятости.
Необходимость
конвергенции международных стандартов
– следствие роста взаимозависимости
в результате влияния процессов
финансовой глобализации на национальные
финансовые системы. Конвергенция
международных финансовых стандартов
ведет к изменению системы
управления эффективностью деятельности
компаний и взаимодействия с
рынками при значительном повышении
уровня прозрачности и раскрытия
информации.
Одной из
приоритетных задач Российской
Федерации на сегодняшнем этапе
является освоение оптимальных
форм финансовой и экономической
интеграции. В России происходит
процесс постепенного перехода
на международные стандарты. Наиболее
заметным является внедрение
Международных стандартов финансовой
отчетности, поскольку эффективность
работы, как отдельных финансовых
институтов, так и государства
в целом, достигается только
в том случае, если в их отношении
имеется реальная и сопоставимая
информация.
Существует
объективная необходимость предварительного
достижения устойчивой и долгосрочной
конвергенции стандартов функционирования
российских финансовых институтов с международными,
а также расширения возможностей гибкой
адаптации национальной экономики к последствиям
финансовой глобализации, в том числе
путем проведения правительством институциональных
реформ, за которыми будет следовать гармоничная
интеграция финансовой системы России
в мировую финансовую архитектуру. Однако
следует понимать, что само по себе установление
и признание международных стандартов
не может гарантировать стране финансовую
стабильность, оно является лишь условием
и средством, которое создает предпосылки
для укрепления финансовой системы, и
дополнительный потенциал экономического
роста.
Последствия финансовой глобализации
для развивающихся стран
Позиции
развивающихся стран в мировой
торговой системе, а также скорость
и структура роста мировой
экономики значительно влияют
на их потребность во внешних
ресурсах, поскольку они стоят
в ряду важных факторов, определяющих
объем валютных доходов и расходов.
Поэтому дисбалансы в торговых
отношениях могут привести к
несоответствию между потребностью
в зарубежных финансовых ресурсах
и их наличием.