Развитие конкуренции на рынке страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности российских страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
– с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
– определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний;
– разработать предложения по повышению конкурентоспособности деятельности российских страховых компаний;

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования конкуренции российских страховых компаний 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых компаний 5
1.2 Методика анализа финансового положения российских страховщиков 9
2 Анализ конкуренции рынка страховых услуг 13
2.1 Состояние конкуренции на рынке страховых услуг 13
2.2 Анализ основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции страховых компаний 16
3 Перспективы развития конкуренции страховых компаний 21
3.1 Пути повышения конкурентоспособности страхования 21
3.2 Прогноз развития страхового рынка 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение

Работа состоит из  1 файл

развитие конкуренции.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)
 
 
Экономико-математический факультет
Кафедра финансового менеджмента
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     «Развитие конкуренции на рынке страховых услуг» 

      СОДЕРЖАНИЕ  
         
      Введение 3
     1 Теоретико-методологические основы  исследования конкуренции российских  страховых компаний 5
       1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых компаний       5
       1.2 Методика анализа финансового положения российских страховщиков 9
     2 Анализ конкуренции рынка страховых  услуг                       13
       2.1  Состояние конкуренции  на рынке страховых услуг                                13
       2.2  Анализ основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции страховых компаний                                                              16
     3 Перспективы развития конкуренции  страховых компаний 21
       3.1 Пути повышения  конкурентоспособности страхования 21
       3.2 Прогноз развития  страхового рынка 25
     Заключение 29
     Список  использованных источников и литературы 31
     Приложение  А «Влияние кризиса на организацию  продаж» 33
     Приложение  Б «Факторы конкуренции на страховом рынке» 34
     Приложение  В «Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях-конкурентах» 37
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Страхование является одной из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении  защиты имущественных интересов государства и его граждан.

     Изучению  проблем оценки конкурентоспособности  страховых компаний посвящены работы как российских ученых и экономистов, так и зарубежных.

     Например, посвящены исследованиям конкурентоспособности  теория равновесия фирмы и отрасли А.Маршала и теория факторов производства в аспекте страховых компаний. Также известна модель М. Портера, в которой каждая работающая на рынке фирма подвергается давлению пяти конкурентных сил:

     - конкуренция в отрасли; 

     - угроза прихода новых конкурентов;

     - угроза замены товара или услуги;

     - зависимость от потребителей;

     - зависимость от поставщиков.

     Ж.Ж.Ламбен считает, что одним из важнейших  вопросов анализа конкурентоспособности  фирмы является реакция конкурентов.1

     Вместе  с тем, целый ряд актуальных проблем, связанных с конкурентоспособностью российских страховых компаний, остается недостаточно исследованным. В том числе существует необходимость уточнения места и роли страховой отрасли в повышении конкурентоспособности российской экономики, анализа повышения конкурентоспособности страховой отрасли на основе привлечения иностранных инвестиций. Недостаточно внимания уделялось комплексному анализу факторов повышения конкурентоспособности отечественной страховой отрасли, системе показателей ее конкурентоспособности.

     Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления  основных факторов повышения конкурентоспособности  страховых компаний, анализа этих факторов, изучения основных направлений  и механизмов развития страхового рынка, совершенствования национальной конкурентной среды и инновационных стратегий страховых компаний.

     Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности  российских страховых компаний.

     Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

     – с теоретических позиций рассмотреть  сущность конкурентоспособности применительно  к страховым компаниям;

     – определить совокупность факторов, обусловливающих  конкурентоспособность страховых  компаний;

     – разработать предложения по повышению конкурентоспособности деятельности российских страховых компаний;

     Предметом исследования является комплекс теоретических  и методологических аспектов конкурентоспособности  российских страховых компаний.

     Объектом  исследования в работе является деятельность страховых компаний формирующих отечественную страховую отрасль.

     В ходе исследования были использованы нормативно-правовые документы, статистические данные Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС), и Федеральной службы страхового надзора (ФССН), материалы научно-практических конференций, семинаров, специализированных обзоров, подготовленных различными профессиональными объединениями и информационными агентствами.

     1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  КОНКУРЕНЦИИ РОССИЙСКИХ  СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 

       1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых копаний 

     Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) (ст. 2 закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации").

     Существует  большое количество определений  понятий конкуренция и конкурентоспособность. Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться.

     Конкуренция — составная часть развитого  страхового рынка. Реальная рыночная экономика  немыслима без конкуренции. В  этой связи возникает настоятельная  необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на страховых рынках. Наличие конкурентов заставляет каждого страховщика быть предельно внимательным к запросам своих клиентов.

     Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается частное страхование. Конкуренция, как правило, относится к добровольному страхованию.

     Конкуренция побуждает страховые организации  разрабатывать и внедрять новые  виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия.

     Конкуренция во всех сферах — главное условие  перехода к рыночной экономике. Вместе с тем страхование — особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических  лиц. Поэтому важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности. Это достигается особыми методами государственного регулирования страховой деятельности, а также четкой разработкой юридических и экономических основ страхования.

     Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей.

     Принято различать ценовую и неценовую  конкуренцию страховщиков. В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить  договор страхования данного  вида. Снижение тарифной ставки всегда было той основой, с помощью которой страховщик, выделяя свои страховые услуги из общего перечня, привлекал к ним внимание потенциального страхователя. В современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.

     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой  компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Традиционными в этой политике является проведение «дней развития бизнеса». В этот день проводится завтрак (ланч или обед), во время которого президент страховой компании общается со 100—200 клиентами. Внимание оказывается, прежде всего, правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей. Конференции отличаются от «дней развития бизнеса» тем, что проводятся по определенной теме. В конце таких мероприятий вручается сувенирная реклама с фирменной символикой страховой компании. Благодаря такому подходу страховые компании активно разрабатывают новые методы продвижения страховых услуг на рынке. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств. 2

     В нашей стране уделяется большое  внимание пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по - антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Эти вопросы также относятся к ведению Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ.

     Конкурентоспособность страховщика - возможность сбыта  страховых продуктов (через заключение договоров страхования определенного вида) на данном страховом рынке, исходя из имеющихся страховых интересов, выявленных службой маркетинга страховщика.

     Страховая отрасль, как часть финансовой инфраструктуры рынка, играет важную роль в приобретении национальных конкурентных преимуществ. Для усиления инфраструктуры и повышения её эффективности, наряду с другими институтами национальной инфраструктуры, необходимо развитие института страхования, повышение конкурентоспособности российских страховых компаний.

     Выделяют  экономические и организационные  параметры, характеризующие конкурентоспособность  страховщика. К числу экономических  параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др. Организационные параметры составляет система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования. В идеале экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.3 

     1.2 Методика анализа  финансового положения  российских страховщиков 

     Для развития страхового рынка большое значение имеет рейтинговая оценка действующих страховщиков и перестраховщиков. Методика анализа финансового положения страховых компаний позволяет выявить важнейшие количественные параметры деятельности страховщиков, их сильные и слабые стороны, пути решения возникающих проблем, что актуально для всех российских компаний. Анализ различных аспектов финансовой деятельности компаний рассматривается как первый шаг к определению рейтинга.

Информация о работе Развитие конкуренции на рынке страховых услуг